Упражнения для медленно читающих детей.
Упражнения для медленно читающих детей.
1."Сложи слова "
Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая - на другой (например, пе-тух, сапо-ги, тет-радь). Слева кладут карточки с началом слов, а справа - с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец, иногда просят подобрать похожие по написанию слова (например, моло-ко, моло-ток, моло-дец; по-года, по-беда, по-суда; бе-седа, бе-рег, бе-реза).
2." Прогнозирование ".
Прогнозирование слова на основе восприятия его отдельных элементов: ребенок должен определить недостающий слог в слове.
3."Словесные горки ".
Ребенку предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее – из 11.Чем ниже ребенок будет спускаться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова?
4."Чтение пунктирно написанных слов ".
Детям выдаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность прочтения. Задание: "Слова разрушились, но их надо прочитать". Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.
5."Поиск заданной буквы ".
Ребенок должен, в течение 30 сек найти в тексте заданную букву. Отыскав, он ее подчеркивает или обводит кружком. Ошибки обсуждаются. Затем дается такое же задание на отыскание другой буквы.
6."Найди слова ".
Ребенку дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, машина - малина, Маша - Миша, Тоня - Толя, стойка - стайка и др.
7."Прочитай быстро".
Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий - ближний, дедушка - девушка, редкий -резкий, пуховой - пушной, соседний -соседский.
8."Чтение строчек с прикрытой верхней половиной ".
Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.
9."Словесные столбики".
Взрослый быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока он не научится читать слова, состоящие из десяти букв.
Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6); ботинки, корзина (7); карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9); скворечник, количество (10).
10.«Мгновенное восприятие слов, словосочетаний и предложений».
Для расширения поля чтения ребенок должен мгновенно охватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.
11."Произнеси быстро".
Дается скороговорка, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух - без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.
http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1351853.html