[500x600]
Жостово - это небольшая деревня всего в 17 км. от Москвы. Население деревни Жостово составляют всего около 500 жителей. Однако продукция фабрики - жостовская роспись - известна во всём мире.
[600x501]
Первые жостовские подносы были изготовлены из папье-маше в мастерской Осипа Вишнякова. Параллельно с Вишняковыми, работали Беляевы, Митрофановы, Зайцевы, Леонтьевы. Начиналось все с лаковых козырьков на кепки для купцов, полицейских. Основой для росписи поначалу служило папье-маше. Производились также шкатулки, табакерки, пудреницы, перчатницы, спичечницы, чайницы, стаканы для карандашей, тарелочки, столики, украшенные рисованными миниатюрами, и даже очечники.
[600x520]
[600x520]
[600x520]
Но почему же именно поднос стал основной доминантой в развитии жостовского промысла? Поднос как бытовой предмет существовал издавна. Но в 19 веке спрос на него увеличился, чему способствовали рост городов, развитие сети гостиниц, трактиров, питейных заведений, где подносы служили не только по своему прямому назначению, но и как украшение интерьеров.
[600x491]
[600x469]
[600x482]
[600x481]
Это и позволило жостовцам создать самостоятельный промысел подносов. Они учли опыт других центров, однако не просто заимствовали понравившиеся формы и приемы, но, освоив и переработав их, создали свой собственный неповторимый стиль. Металл появился в 30-х годах XIX века.
[600x473]
[600x496]
[600x481]
[600x480]
[600x471]
[600x543]
[600x414]
После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова.
[600x479]
Именно там, на заводах Демидовых местные мастера начали производить расписные подносы. Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна славились кузнецами, многие из них работали при монастырях, ковали церковную утварь - светильники, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять опыт. Жостовские мастера успешно наладили производство, которое благополучно существует до сих пор.
[600x422]
[600x450]
Подносы производятся из тонкой кровельной стали, на которую наносятся несколько слоёв масляной краски, обычно чёрной. После этого поднос покрывается ручной росписью мастерами. Классический мотив — цветы самых разнообразных форм и цветов. По краю подноса золотым узором проходит орнамент. Иногда это просто разводы по черному фону, а порой золото покрывает тончайший узор. Это работа мастериц по орнаменту.
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
Тогда же появилась и традиционная жостовская роспись - яркие цветы на черном фоне. Привычные полевые ромашки и колокольчики казались мастерам скучными, и они изображали “королевские” цветы по рассказам заезжих горожан или картинкам.Набор цветов, входящих в букет, обычно ограничен и чаще всего состоит из розы, астры, георгина или мака (центр), анютиных глазок, ромашки, незабудок, васильков, повилики (окружение).
[600x414]
Включение в букет цветов средней полосы Европейской части России при этом главным образом полевых, придает всей росписи ярко выраженный национальный характер. Черный фон живописцы выбрали потому, что самой дешевой краской в то время была сажа, смешанная с лаком.
[600x600]
[600x600]
[600x474]
[600x471]
В Жостове пишут на черном, синем, желтом и красном фоне, самый распространенный - черный. Как правило, в центре яркими красками пишутся крупные цветы. Мелкие даются по краям: они слегка затемнены и как бы сливаются с фоном. В результате, цветы и листья словно выступают из глубины.
[600x490]
Подобно другим народным промыслам 1910 - е годы Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Соединить ремесленников в одно предприятие удалось только в 1928 году. Тогда возникла артель “Металлоподнос”. 1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостова.
[600x488]
Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты натурализма. Ведущие художники Жостова понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
[600x573]
[600x600]
[600x573]
Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90 С.
[600x490]
[600x465]
[600x469]
[600x480]
[600x369]
Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями.
[600x483]
[600x475]
Художественная роспись подносов все больше обретает высокий авторитет и популярность. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства".
[600x540]
Наряду с матрёшками, хохломой, гжелью и другими произведениями традиционного русского зодчества жостовские подносы пользуются большой популярностью не только в России но и в мире. Иностранцев прежде всего привлекает тонкая ручная работа, а так же оригинальный жостовский стиль. Жостовские подносы могут быть разных форм: круглые, овальные, прямоугольные.
[600x488]
[600x481]
[600x488]
Хотя в жостовском стиле можно расписать всё что угодно. От напёрстка до автобуса. Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. В настоящее время в Жостово до сих пор работает фабрика. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. При фабрике есть музей истории промысла и выставка авторских работ. Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.
[600x484]
[600x481]
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Жостовские подносы являются не только украшением, их могут использовать и в хозяйстве.
блог Сударушка
|
|