«МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» ТАТЬЯНА ГЛЕБОВА (1900-1985)
Татьяна Николаевна Глебова (1900-1985)
Татьяна Николаевна Глебова родилась 15 (28 по новому стилю) марта 1900 г. в Петербурге в семье потомственного дворянина. Училась в гимназии М.Н.Стоюниной. В 1918-1921 гг. жила с семьёй под Ярославлем. Училась в Рыбинской музыкальной школе, зиму 1920-21 гг. провела в Рыбинске. Весной 1921 г. вернулась в Петроград и поступила в Консерваторию. Познакомилась с музыкантами М.В.Юдиной и И.А.Браудо, ставшими её друзьями на долгие годы. В 1922 г. ушла из Консерватории и поступила работать художником на Государственный фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова. С 1924 г. училась в частной студии у А.И.Савинова.
В 1925 г. Т.Глебова обратилась к художнику Павлу Филонову с просьбой принять её в ученики и в 1926 г. начала работать под его руководством. В 1927 г. вместе с коллективом «Мастеров аналитического искусства» (МАИ) под руководством П.Н.Филонова оформляла Дом Печати, выполнила панно «Тюрьма» совместно с Алисой Ивановной Порет (1902-1984). Участвовала в выставках МАИ.
С 1926 г. начала работать в книжной графике, иллюстрируя книги для детей. Многие книги оформила в соавторстве с художницей А.И.Порет. В 1932-1933 гг. принимала участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Русском музее и Третьяковской галерее (работа «Разрез нашего дома»). В 1932 г. вместе с другими членами МАИ участвовала в оформлении издания финского эпоса «Калевала».
Дружила в 1930-е гг. (до начала войны) с опальными поэтами А.И.Введенским и Д.И.Хармсом. В 1931 г. оформила оперу Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» в Малом Оперном театре. Продолжала работать как художник театра и кино до 1943 г.
Рисунок «Штурм Зимнего Дворца». 1923 г. (Использован для росписи вазы «XV лет Октября». 1932 г.). Государственный Эрмитаж, С-Петербург.
Первый рисунок в мастерской Павла Филонова. 1925 г.
Люмпен-пролетариат. Тюрьма. (Совместно с А.И. Порет). 1926-1937 гг. В первоначальном размере не сохранилось. Фотография оригинала, 1927. Архив А.И. Порет.
Тюрьма. 1927 г. Холст, масло. 236,5x153 см. Музей Тиссена-Борнемиса. Мадрид, Испания.
Тюрьма. 1927 г. Холст, масло. 236,5x153 см. Музей Тиссена-Борнемиса. Мадрид, Испания. (Вариант тональности репродукции)
Портрет органиста И.А. Браудо (Восхождение на Исаакий). 1930 г. Холст, масло. 81,5х91 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Дом в разрезе (Разрез нашего дома.). Совместно с А.И. Порет. 1931 г. Холст, масло. 148х196 см. Ярославский художественный музей.
Дом в разрезе (Разрез нашего дома.). Совместно с А.И. Порет. Центральная часть. 1931 г. Холст, масло. 148х196 см. Ярославский художественный музей.
Дом в разрезе (Разрез нашего дома.). Совместно с А.И. Порет. Фрагмент 1. (Мария Юдина). 1931 г. Холст, масло. 148х196 см. Ярославский художественный музей.
Дом в разрезе (Разрез нашего дома.). Совместно с А.И. Порет. Фрагмент 2. (Автопортрет). 1931 г. Холст, масло. 148х196 см. Ярославский художественный музей.
Групповой портрет. 1930-е годы. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Слева направо: женщина в красном - Вета, жена В.В. Дмитриева, оплечное изображение - балерина В.С. Костровицкая, стоящий мужчина со скрещенными ногами - В.В. Дмитриев, крупное поясное изображение - П.Н. Филонов, в центре, с двумя ликами – И.А. Браудо, ниже, в рост - С.М. Гершов, вверху в проеме, с палитрой и кистью - Т.Н. Глебова, справа вверху - А.И. Порет с догом Хокдсли, в медальоне - М.В. Юдина, внизу в гамаке - П.Н. Кондратьев.
В концерте. 1930 г. Бумага, акварель, гуашь 25х34,5 см. Государственный Русский музей.
Панорама Нюрнберга. Эскиз декорации к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». 1931-1932 гг. Бумага, акварель, гуашь. 45х11 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Собор на рыночной площади. Эскиз декорации к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». 1931-1932 гг. Бумага, акварель. 69х45 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Сад. Эскиз декорации к III акту оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». 1932 г. Бумага, акварель, белила 35,8х53,7 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Перед Новым годом. 1930-е гг. Холст, масло. 47х60 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Беспредметная композиция в красных тонах. 1930-е гг. Холст, масло. 100х100 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
В филоновский период с 1927 по 1933 гг. Т.Глебова жила в Ленинграде вместе с А.Порет в её родительском доме на Международном (Московском) проспекте. В те годы квартиру Алисы Порет посещали художники, представители артистических и литературных кругов: пианистка М.В.Юдина, органист И.А.Браудо, обэриуты Д.И.Хармс, А.И.Введенский, Н.М.Олейников, оставившие поэтические посвящения хозяйке. Родительский дом Алисы Порет стал литературно-художественным салоном, одним из важных ленинградских адресов творческих встреч конца 1920-х – начала 1930-х гг. Творческое общение этих людей нашло отражение в мемуарах – как самих художниц, так и их современников, в частности, воспоминаниях М.В. Юдиной, в записных книжках Д.Хармса. В начале 1934 г. творческий союз Т.Глебовой и А.Порет закончился. Картину «Тюрьма» они разрезали на две части и при переезде в Москву в 1945 г. А.Порет увезла свою часть с собой. Отношения приобрели сдержанный характер, но поддерживались до конца жизни.
Татьяна Глебова и Алиса Порет. 1920-1930-е гг. Перформанс. Фото П.П. Макиевского. Научный архив Ярославского художественного музея.
Автопортрет. 1930-е гг. Фанера, масло 54х34,5 см. Государственный Русский музей.
Автопортрет с И.А. Браудо. 1930-е гг. Холст, масло. 65,5х45,2 см. Государственный Русский музей.
Портрет Николая Николаевича Глебова, отца художницы. 1930-е гг. Ярославский художественный музей.
Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1930-е гг. Холст, масло. 31,8 x 22,9 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, С-Петербург.
Портрет искусствоведа Всеволода Николаевича Петрова. 1930-е гг. Холст, масло 49х38,1 см. Государственный Русский музей.
Портрет И.А. Браудо. 1930-е гг. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Портрет И.А. Браудо. 1930-е гг. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Портрет писателя (Константин Вагинов). 1930-е. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Портрет П.Н. Львова. 1933 г. Бумага, акварель, тушь, белила 28,7х18,9 см. Государственный Русский музей.
Портрет писателя (Лев Кассиль). 1935 г. Холст, масло. Частное собрание, С-Петербург.
Женский портрет. 1930 г. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Автопортрет с цветком каштана. 1935-1936 гг. Холст, масло 49,5х37 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Автопортрет. 1937 г. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Две художницы. 1939 г. Холст, масло. 41,1х51,9 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Карело-финский эпос «Калевала». Две иллюстрации. Издательство Academia. 1932-1933 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Парикмахерская. 1933 г. Бумага, тушь, кисть.
У Смольного. Обложка журнала «Ёж». 1931 г., № 21.
Фарфоровая ваза «XV лет Октября». 1932 г. Роспись Т.Н. Глебовой. Музей политической истории России, С-Петербург.
В 1941 г. после начала войны Татьяна Глебова осталась в Ленинграде, пережила первую блокадную зиму. Вела дневник и ежедневную творческую работу. В декабре 1941 г. похоронила своего отца и своего учителя П.Н.Филонова, весною 1942 г. потеряла мать (умерла в эвакуации). Летом 1942 г. эвакуировалась в Алма-Ату. В эвакуации много работала и участвовала в выставках. Там же вышла замуж за художника Владимира Васильевича Стерлигова (1904-1973), к сожалению, детей у них не было. Возвратилась в Ленинград в конце 1945 г.
В пятидесятые годы написала много живописных работ, но выставляла их крайне редко. Дружила в эти годы с художницей В.П.Яновой (Траугот), Е.К.Лившиц, Я.С.Друскиным. Продолжала иллюстрировать детские книги и создала макеты книжек-игрушек из серии «Подвижные картинки»: «Лебединое озеро» (1956 г.), «Сон кота» (1956 г.) и др., а также сконструировала книжку-игрушку «Букет», эскизы карнавальных масок, выпускавшиеся огромными тиражами («Сова», «Мальвина», «Царевич Гвидон» и др. (1958-1959 гг.).
Сценки в блокадном Ленинграде. Из серии «Ужасы войны для мирного населения». 1942 г. Государственнй музей истории Санкт-Петербурга.
В блокаду. 1942 г. Бумага, акварель 33х43,3 см. Государственный Русский музей.
В блокаду. 1942 г. Бумага, акварель. 33х43,3 см. Государственный Русский музей.
Автопортрет. 1950-е гг. Картон, темпера 54х32,6 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Гатчина. Дворец. Собственный садик. 1951 г. Бумага, акварель. Государственнй музей истории Санкт-Петербурга.
Гатчина. 1950-е гг. Картон, акварель. 38х26,7 см. Музей органической культуры, г. Коломна, Московской обл.
Пасха. 1953 г. Холст, масло. 100х120 см. Частное собрание, С.-Петербург.
Композиция (Я есъм). 1956 г. Холст, масло. 70х94,5 см. Частное собрание, С.-Петербург.
Крестьянин. 1950-е гг. Картон, темпера 49,7х35,2 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Сапожник. 1950-е гг. Картон, темпера 43,5х58,5 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Торговка мясом. 1950-е гг. Картон, темпера 52,4х51,4 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
В электричке. Букет. 1950-е гг. Картон, темпера. 39х50 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Скрипачка. 1950 г. Ярославский художественный музей.
Сон кота. Детская серия «Подвижные картинки». 1956 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, угольный карандаш. 26,5х20,8 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
1. Солнце и дождь. Книжка-картинка. 1930 г.
2. Книжка-игрушка «Букет». 1958-1959 г. Бумага, акварель. 27,2х15 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
1. Маска совы. Эскиз. 1958-1959 гг. Бумага, гуашь, тушь. 59,4х39,9 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
2. Маска Мальвины. Эскиз. 1958-1959 гг. Бумага, цветная литография 59,6х40,2 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Любовь. 1959 г. Картон, масло 65х59,5 см. Из собрания галереи «Арт-диваж».
С начала 1960-х гг. Т.Глебова вместе со своим мужем В.Стерлиговым изучала опыт К.Малевича и цветовую теорию М.Матюшина. Глебова и Стерлигов разрабатывали новые структурно-пластические основы живописи. Для Глебовой поиски нового в художественной форме были неотделимы от духовной работы.
Цвет, по словам художницы, может выражать те же самые чувства, что у других выражает рисунок. Из группы их учеников-последователей и единомышленников в 1963-1966 гг. образовалась так называемая «Старопетергофская школа», активным членом которой стала Т.Глебова.
В 1966 г. на совместной со Стерлиговым выставке в ЛОСХе она впервые показала новую живопись - композиции из абстрактных «парящих» в пространстве плоскостей цвета. Вернисаж был закрыт в тот же день.
Девушка с розой. 1960 г. Картон, масло. 68х52 см. Из собрания галереи «Арт-диваж».
Гитаристка (Автопортрет). 1960-е гг. Частное собрание, Москва.
Промузыка. 1962 г. Ярославский художественный музей.
Алупка. Кипарисы. 1960-е гг. Бумага, гуашь. Музей органической культуры, г. Коломна, Московской обл.
Пейзаж. 1960-е гг.
Борьба с прямой. 1968 г. Бумага, цветные карандаши. 40х50,4 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Композиция. 1960-е гг.
Искусствовед Михаил Алпатов у нас в гостях. 1963 г. Картон, темпера. 54,5х64 см.
Портрет искусствоведа Евгения Ковтуна. 1965 г. Картон, темпера. 41x39 см. Государственный Русский музей.
Особое соображение. 1967 г. Бумага, пастель. 45х38 см.
Церковь Николы на Липне. Новгород. 1962 г. Бумага, акварель. 43х52,1 см. Собранияе А.Б. Стерлигова, Москва.
Трапеза. 1960-е гг. Холст, масло. 138х180 см. Из собрания галереи «Арт-диваж».
Мадригал. Конец 1960-х гг. Картон, темпера. Музей органической культуры, г. Коломна.
Мадригал. 1967 г. Картон, темпера. 50,6х64,6 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Хор. 1968 г. Картон, темпера. 50х57,6 см. Государственный Русский музей.
В 1968 г. после многолетних усилий Т.Н.Глебовой, В.В.Стерлигова и П.Я.Зальцмана открылась первая послевоенная выставка П.Н.Филонова в Ленинграде. К этому событию Т.Глебова написала воспоминания о своём учителе: «Как мы учились у П.Н.Филонова». В 1970-е гг. написала также воспоминания о М.В.Юдиной (1973 г.), А.А.Ахматовой (1975 г.), Д.И.Хармсе (1975-1976 гг.). В 1971-1973 гг. Глебова вместе с В.В. Стерлиговым проводила в своей мастерской «квартирные выставки». В 1973 г. она овдовела, но продолжала поддерживать эту выставочную деятельность в своей петергофской мастерской вплоть до своей смерти в 1985 г.
Портрет П.Н. Филонова. 1965 г. Картон, темпера. 80х60 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Мадригал Волконского. 1970 г. Ярославский художественный музей.
Трио. 1970 г. Ярославский художественный музей.
Москва (Новая Москва). 1970 г. Бумага, пастель. 45х48 см. Государственный Русский музей.
Портрет В.В. Стерлигова. 1973 г. Картон, масло. 49,6х35,4 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Автопортрет. 1974 г. Бумага, масляная пастель. Частное собрание. Москва.
Автопортрет. 1974 г.
Портрет на синем фоне. 1970-е гг. Частное собрание, Москва.
Портрет о. Ианнуария. 1979 г. Бумага, акварель. 41,8х29,7 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Портрет О. И. 1979 г.
Портрет. Фрагмент. 1970-е гг. Бумага, цветные карандаши. Частное собрание.
Петергоф. Черная тучка. 1972 г. Бумага, акварель. Музей органической культуры, г. Коломна.
Красный ствол. 1972 г. Бумага, акварель. Музей органической культуры, г. Коломна.
Пейзаж. 1970-е гг.
Здесь кто-то прошел (Одна из тонких реалий пространства). 1973 г. Холст, масло. Музей органической культуры, г. Коломна.
Чехословакия. Надгробие. 1974 г. Картон, масло. 49,9х34,9 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Из цикла «Летающие формы». 1977 г. Ярославский художественный музей.
Лунная ночь. Из серии «Дерево. Луна». 1978 г. Картон, темпера 49,9х34,9 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Блудница. Утро. 1979 г. Бумага, пастель. 29х20,6 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Формула церкви. 4-й вариант. 1980 г. Картон, темпера.
Осень. 1981 г. Бумага, масляная пастель. 48х36,2 см. Музей органической культуры, г. Коломна.
Распятие. 1982 г. Бумага, литографский карандаш, мел, пастель. 37,8х28,8 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Композиция. 1983 г. Картон, темпера. 48х31 см. Частное собрание.
Явление Хутынской Богородицы. 1984 г. Бумага, цветные карандаши. 37x24,7 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Мария Египетская. 1985 г. Бумага, цветные карандаши, пастель. 42х29,7 см. Собрание А.Б. Стерлигова, Москва.
Татьяна Николаевна Глебова в своей мастерской. Петергоф, 1980-е гг.
Татьяна Николаевна Глебова умерла 4 марта 1985 г. в Петродворце (ныне Петергоф). Похоронена на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в Петергофе.
При жизни Т.Н. Глебовой состоялись три персональные выставки: 1949 г. в Ленинграде, 1970 г. (совместно со Стерлиговым, две однодневные) в Москве и 1973 г. в Новосибирске. Произведения Т.Н. Глебовой хранятся в музеях Москвы и Петербурга, в Музее органической культуры, г. Коломна, Ярославском художественном музее и частных коллекциях.
ИСТОЧНИКИ:
1. Глебова, Татьяна Николаевна - Википедия
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/glebova-tatyana-nikolaevna/
3. http://domvrazreze.ru/residents/tatyana-nikolaevna-glebova/
4. http://www.museumart.ru/art/collection/sfera/f_6g3z2g/f_6zty2u/ Татьяна Николаевна Глебова. Размышления об искусстве...
5. http://www.art-spb.info/community/jazzmen?action=show&id=236
Какие глубокие философские работы, особенно до 30-х годов! И это в то время, когда в стране случилась коммунистическая катастрофа. Последние работы стали более условными, но в этом тоже необъяснимая прелесть. Заберу себе Ваш пост, буду любоваться и изучать смысл работ. Спасибо.
Ответ на комментарий Тартарен #
Я тоже пропустил этот пост, и вышел по поиску - попалась на аукционе её работа, стало интересно Глебова Татьяна Николаевна (1900-1985). Мужик. 1950 г. Картон, темпера.