Природа учит человека понимать прекрасное. Эта истина является главной темой традиционной китайской живописи «Гохуа». Произведения Китайских мастеров, созданные в различные эпохи, начиная с глубокой древности, являются драгоценным вкладом в мировое искусство.
Бросающаяся в глаза европейцу своеобразность китайской живописи обладает любопытными особенностями. Хорошая картина содержит в себе определенный намек и недосказанность, каждый изображаемый предмет имеет свое поэтическое созвучие, аналогичное состояние души, символику. Важно не просто механически изобразить окружающий мир, а проникнуть в суть вещей, наполнить объекты природы чувством, эмоциями и движением.
Материалы и принадлежности для рисования несколько отличаются от привычных нам. В Китае они известны как «четыре драгоценности кабинета ученого». Это кисть, тушь, тушницы и «рисовая» бумага. Звучное название отображает их важность в истории и культуре Китая.
Кисти можно разделить на три группы: жесткие, мягкие и комбинированные. Жесткие делают из шерсти кроликов или из волос лошадей. Мягкие – из козьей шерсти или из перьев. Для каждого этапа рисования подбирается нужная кисть. Размер ворса может быть любой, однако, стоит сказать, что большой кистью можно нарисовать и мелкие детали, а маленькой не получится выполнить крупное изображение.
Тушь изобретена в Китае 6000 лет назад. Разумеется, состав и качество менялись и совершенствовались, но ее всегда можно было использовать для художественных работ. Палочки сухой туши – это смесь сажи и клея, в которую добавляют разнообразные компоненты. Иногда они крайне экзотичны. Например, змеиный яд или золото. Часто такие палочки украшают изящными изображениями цветов и птиц, покрывают золотом. Палочки необходимо определенным образом растирать перед работой. В наши дни технологии позволяют выпускать тушь уже разведенную, готовую к применению. Она обладает приемлемым качеством и является хорошим вариантом для начинающего художника или каллиграфа.
Минеральные краски, которые используются при работе, сделаны на основе натуральных пигментов и клея. Так же используются такие красящие материалы, как, например, чай.
Первые образцы гладкой, ровной и прочной бумаги были изобретены в Китае 2000 лет назад. По преданию ее рецепт был таков: необходимо растолочь волокна тутового дерева, древесную золу, тряпки и пеньку, смешать все это с водой, выложить получившуюся массу на бамбуковое сито и высушить на солнце. А когда масса высохнет, разгладить ее камнями. В наши дни нет необходимости проделывать это перед тем, как приступать к рисованию. С тех пор ассортимент бумаги стал невероятно разнообразным. Ее делают из древесины, коры разнообразных пород , пропитывают различными составами, тонируют, украшают золотом и волокнами бамбука. Каждый вид бумаги по-разному впитывает тушь и краски. Относительно размера бумаги, длина свитка может достигать 45 м. По сути же, любая поверхность, которая может впитывать тушь, подходит для рисования. Например, самый древний сохранившийся рисунок, датируемый VI в. до н.э., выполнен на шелке. Этот материал пользовался высокой популярностью в Китае при всех династиях.
Тушница должна иметь прочную и гладкую поверхность. Оптимальные формы – прямоугольник или круг. Крышечка поможет предохранить тушь от высыхания на время работы. Древние тушницы являются произведениями искусства и могут достигать 2000 лет. При таком солидном возрасте они не утрачивают исключительных художественных свойств.
Так же для рисунка в технике китайской живописи «Гохуа» необходимы: войлочный коврик, емкости для воды и набора краски, подставка для кистей. Это основные материалы и принадлежности для двух стилей китайской живописи: «се-и» и «гун-би».
«Се-и» (写意 - xiěyì) или «живопись идеи» отличается свободными движениями, спонтанностью, картина пишется в один заход. Такой стиль родственен каллиграфии. Уделяется особое внимание равновесию между черным и белым, между пустым и заполненным. В этой живописной манере многое зависит от личности художника.
Не менее благородным считается стиль «гун-би» (工笔 - gōngbǐ) - «тщательная кисть». Работа над такой картиной начинается с отрисовки контура. Потом накладываются тени и краски. Художник должен внимательно проработать форму и цвет, чтобы результат был приятен и интересен.
После того, как картина готова, мастер ставит на нее свою именную печать. Это делает композицию картины цельной, законченной. Основные жанры Гохуа: «цветы и птицы» (花鸟 - huāniǎo) и «горы и воды» (山水 - shānshuǐ).
Техника китайской живописи разнообразна и каждый может подобрать себе стиль по вкусу. Главное – это желание учиться и умение радоваться творческому процессу.
Материалы и принадлежности для рисования несколько отличаются от привычных нам. В Китае они известны как «четыре драгоценности кабинета ученого». Это кисть, тушь, тушницы и «рисовая» бумага. Звучное название отображает их важность в истории и культуре Китая.
Кисти можно разделить на три группы: жесткие, мягкие и комбинированные. Жесткие делают из шерсти кроликов или из волос лошадей. Мягкие – из козьей шерсти или из перьев. Для каждого этапа рисования подбирается нужная кисть. Размер ворса может быть любой, однако, стоит сказать, что большой кистью можно нарисовать и мелкие детали, а маленькой не получится выполнить крупное изображение.
Тушь изобретена в Китае 6000 лет назад. Разумеется, состав и качество менялись и совершенствовались, но ее всегда можно было использовать для художественных работ. Палочки сухой туши – это смесь сажи и клея, в которую добавляют разнообразные компоненты. Иногда они крайне экзотичны. Например, змеиный яд или золото. Часто такие палочки украшают изящными изображениями цветов и птиц, покрывают золотом. Палочки необходимо определенным образом растирать перед работой. В наши дни технологии позволяют выпускать тушь уже разведенную, готовую к применению. Она обладает приемлемым качеством и является хорошим вариантом для начинающего художника или каллиграфа.
Минеральные краски, которые используются при работе, сделаны на основе натуральных пигментов и клея. Так же используются такие красящие материалы, как, например, чай.
Первые образцы гладкой, ровной и прочной бумаги были изобретены в Китае 2000 лет назад. По преданию ее рецепт был таков: необходимо растолочь волокна тутового дерева, древесную золу, тряпки и пеньку, смешать все это с водой, выложить получившуюся массу на бамбуковое сито и высушить на солнце. А когда масса высохнет, разгладить ее камнями. В наши дни нет необходимости проделывать это перед тем, как приступать к рисованию. С тех пор ассортимент бумаги стал невероятно разнообразным. Ее делают из древесины, коры разнообразных пород , пропитывают различными составами, тонируют, украшают золотом и волокнами бамбука. Каждый вид бумаги по-разному впитывает тушь и краски. Относительно размера бумаги, длина свитка может достигать 45 м. По сути же, любая поверхность, которая может впитывать тушь, подходит для рисования. Например, самый древний сохранившийся рисунок, датируемый VI в. до н.э., выполнен на шелке. Этот материал пользовался высокой популярностью в Китае при всех династиях.
Тушница должна иметь прочную и гладкую поверхность. Оптимальные формы – прямоугольник или круг. Крышечка поможет предохранить тушь от высыхания на время работы. Древние тушницы являются произведениями искусства и могут достигать 2000 лет. При таком солидном возрасте они не утрачивают исключительных художественных свойств.
Так же для рисунка в технике китайской живописи «Гохуа» необходимы: войлочный коврик, емкости для воды и набора краски, подставка для кистей. Это основные материалы и принадлежности для двух стилей китайской живописи: «се-и» и «гун-би».
«Се-и» (写意 - xiěyì) или «живопись идеи» отличается свободными движениями, спонтанностью, картина пишется в один заход. Такой стиль родственен каллиграфии. Уделяется особое внимание равновесию между черным и белым, между пустым и заполненным. В этой живописной манере многое зависит от личности художника.
Не менее благородным считается стиль «гун-би» (工笔 - gōngbǐ) - «тщательная кисть». Работа над такой картиной начинается с отрисовки контура. Потом накладываются тени и краски. Художник должен внимательно проработать форму и цвет, чтобы результат был приятен и интересен.
После того, как картина готова, мастер ставит на нее свою именную печать. Это делает композицию картины цельной, законченной. Основные жанры Гохуа: «цветы и птицы» (花鸟 - huāniǎo) и «горы и воды» (山水 - shānshuǐ).
Техника китайской живописи разнообразна и каждый может подобрать себе стиль по вкусу. Главное – это желание учиться и умение радоваться творческому процессу.