В нескольких километрах от Перемышлян(Львовская область) располагается село Унив, в котором сохранился архитектурный комплекс одной из наибольших христианских святынь Галичины - Святоуспенской Уневской Лавры. Данный монастырь является одним из старейших в Украине. Точных сведений о дате основания обители нет, однако в документах начала XIV века Унив упоминается как один из духовных центров Галичины.
Унив упоминается как известнейший духовный центр Галичины. Опекали его до середины пятнадцатого столетия князья рода Гедыминовичей. А после, в пожизненное владение, Унив перешёл в княжий род ЛАГОДОВСКИХ.
В 1549 году монастырь подвергся нападению татар, которые сожгли обитель. О восстановлении святыни существует интересная легенда, которая гласит, что Александр Ванько Лагодовский, который занимался монастырем, на охоте упал с лошади и сломал ногу. Во сне к нему явилась Богородица, которая посоветовала ему искать целебный источник в соседнем лесу. Лагодовский нашел этот источник, а вода из него помогла ему быстро выздороветь. После чего шляхтич дал обет восстановить обитель и возвести храм в честь Богородицы.
[700x525]
В течение 1549-1574 годов было построено приспособленную к оборонительным функциям каменную церковь над источником, а чуть позже вокруг храма появились стены с башнями, а также земляные валы и рвы под стенами. Как видим, обитель была хорошо приспособлена к обороне и по сути представляла собой неплохо укрепленную крепость.
Сохранилось надгробие Лагодовского – оригинал надгробия находится в Олеськом замке. Это один из лучших образцов западноукраинской скульптуры эпохи Ренесанса.
Основание монастырской школы, что возникла в основательно отстроенном монастыре, связывают с годами архимандритства Анастасия Радиловского, что происходило в годах 1547-1579. В этой школе обучались наукам даже дети шляхтичей. Одним из них был и Йов Княгиницкий, что со временем основал Манявский скит.
[700x525]
Польский король отдал Унивский монастырь под патронат в 1579 году и его львовским владыкой стал Гедеон Балабан. Чтобы сдержать, большей частью поляков, от недоброжелательных акций против монастыря на место архимандрита в 1597 году он ставит своего племянника Исаю Балабана, у которого были хорошие отношения с влиятельными фигурами Галичины и Варшавы. Но после его смерти (Исаи Балабана) начались вооружённые нападения на обитель. Эти события имели место в 1620 году. А весна 1648 принесла радость-надежду на освобождение от польского влияния. И другую напасть – татар … поскольку пришли они вместе с Хмельницким на Галичину и весной того же года увели множество людей в плен, уничтожили монастырские сёла… Жизнь в монастыре стала намного спокойнее лишь тогда, как после 1655 года архимандритство перешло к владыке львовскому Арсению Желибровскому. Но вот полная его стабилизация связана с родом Шептицких. Принял унию первым из унивских деятелей Ваалам Шептицкий. Сначала тайно, а потом (1 июля 1700 года) и открыто во Львове как представитель Унивского монастыря… Вот тогда- то и встал вопрос про форму организации унивского монашества. Именно на соборном собрании настоятелей в Униве, в 1711 году, было решено и далее придерживаться древних монашеских традиций. В их обороне стал и приемник Ваалама - Анатасий Шептицкий, его племянник. Происходит реставрация и перестройка церкви и монастырской обители, обновлена типография, в которой было издано более 60 наименований печатной продукции.
[700x525]
Самое тяжёлое время припадает именно на годы, последовавшие после вступления края в Австрийскую империю. Тогда было закрыто большое количество монастырей, в том числе и Унивская обитель. Это случилось в 1790 году. Сам Унив митрополит Михаил Левицкий перепланировал под свою резиденцию, тем самым спасая его от полного уничтожения… В двадцатых годах девятнадцатого столетия полностью ликвидировали рвы и валы, разобрали наружные башни при сходящихся стенах… на месте южной стены вырос величественный дворец. Отсюда Михаил Левицкий правил епархией сорок лет, тут он был и погребён в 1858 году.
[700x525]
Возрождение монашеской жизни в Униве пришлось на Кира Андрея Шептицкого. Унивскую обитель он передал монахам Студийского Устава и в скором времени дал статус Лавры. Количество монахов сильно росло, было создано самодостаточное хозяйство, действовал приют, была сформирована большая библиотека, издавался ежемесячник «Ясный Путь». А в тридцатых годах было открыто иконописную мастерскую, самыми главными и важными работами которой стали росписи интерьера храма и внешних стен монастыря… Развитие монастыря прекратилось с приходом советской власти и арестом в 1947 году архимандрита Климентия. Лишь спустя сорок лет в древних стенах обители снова прозвучала молитва…
[600x800]
В давние времена монастыри имели оборонное значение. В них, во время набегов захватчиков, прятались жители близлежащих сёл. Известно, что Унивский монастырь был очень хорошо укреплён и имел мощные въездные ворота. Про их существование, до недавнего времени, можно было лишь догадываться, поскольку ни один из письменных истоков про это не вспоминает… и вот летом 2002 года, совершенно случайно, в результате земельных работ, были выявлены остатки подъездных ворот и средневековые оборонные укрепления. Ворота находятся на пятьдесят метров южнее современных палат митрополита. Во время раскопок открыто лишь восточную часть этого большого сооружения. Про то, что оно имело намного большую протяжённость, свидетельствуют характерные для средневековья опорные элементы под воротами. В средней части строения была дорога, выложенная из тёсаных камней. А вот с восточной части к сооружению прилегал насыпной земляной вал, который позже был ликвидирован.
Фундамент ворот выложен из дикого, обтёсанного и резного камня, а также из кирпича-пальчатки.
Большинство из этих находок находится в музее Унивской Лавры. Среди обнаруженных предметов надо отметить серебряные и медные монеты пятнадцатого-семнадцатого столетий, в том числе и редкую на украинских землях датскую монету номиналом в три гульдена.
[700x525]
В 1947 году советская власть закрыла монастырь, а в его зданиях устроили психоневрологический интернат. Чтобы окончательно стереть у людей память о святыне даже село было переименовано в Межгорье.
Монашеская жизнь здесь была восстановлена уже во времена независимости в 1991 году, когда обителью снова начали заниматься монахи-студиты.
[700x525]
В свое время монастырь кроме прямых обязанностей широко занимался просветительской деятельностью. Здесь работала одна из первых в Галичине типографий. В обители бывали известные личности, в частности здесь учился Иов Княгиницкий, который впоследствии основал Манявский скит. Именно в Уневском монастыре написал свое "Послание к старице Доминикии" Иван Вышенский.
[700x525]
Сегодня рядом с монастырем можно увидеть новую церковь. Идея создания этого храма возникла в 2007 году. Поскольку из-за большого количества паломников, которые часто прибывали в составе организованных групп и имели желание совместно помолиться, то, чтобы не возникало накладок со службами монахов в монастырском храме, было решено возвести еще один храм для нужд паломников.
12 июля 2007 был заложен и освящен закладной камень будущего храма.
Проект церкви выполнил архитектор Роман Сулик, который также построил храм монастыря в Зарванице.
Основными спонсорами строительства храма выступили паломники, на пожертвования которых и возвели церковь.
29 июня 2008 храм был освящен в честь блаженных священномучеников Климентия и Леонтия.
У Святоуспенській Лаврі з 1917 по 1919
проживав і священнодіяв
блаженний святомученик Климентій архимандрит Унівський.
Далі буде.../Продолжение следует...
![]()