Людвиг Генрих Николаи в поэме «Монрепо» изложил принцип создания своего сада. По его убеждению, вот что надо делать:
Познать намеренья природы в каждом месте,
Угадывать и быть в согласье с ней,
Как слабой, так и удрученной,
Усилить впечатленье, коль молчит,
Сокровищами ощущений и искусства.
Ее пробелы заполнять
И изменять, подобно ей, картины
То плавным переходом, то смешеньем,
С умом выстраивая в ряд —
Вот в этом мастерство садовника-поэта
Государственный музей-заповедник «Парк Монрепо» является единственным в России скальным пейзажным парком 18-19 столетий. В 2010 году парк отпраздновал свой 250 юбилей! Территория музея-заповедника, насчитывающая целых 163 гектара, включает в себя историческую усадьбу, построенную на рубеже 18-19 столетий, лесопарковый массив, уникальный парк эпохи Романтизма и прилегающую к парку акваторию.
Музей-заповедник «Парк Монрепо» был образован в 1988 году и внесен в список объектов исторического и культурного наследия на федеральном уровне. Среди целого ожерелья дворцово-парковых комплексов и ансамблей Санкт-Петербурга и области парк Монрепо выделяется рядом особенностей, присущих только ему. Его расположение в особенном географическом районе – Финноскандии обусловило появление на территории музея-заповедника редчайших каменных гряд (сельги), возникших еще в ледниковый период из гранита «рапакиви» и достигающих в высоту до тридцати метров.
[400x300]
Необыкновенная красота скального пейзажного парка привлекает своим ландшафтом не только знатоков или ценителей садово-паркового искусства, но любого, кому не чуждо стремление открыть для себя удивительную гармонию природы и человека. Государственный музей-заповедник «Парк Монрепо» обладает уникальным объектом – скальным островом, служивший некрополем для семьи Николаи, которая долгие годы, с 1788 по 1943, являлась владельцем поместья Монрепо. Среди членов этой семьи много известных людей, которые в разные эпохи прославляли своими именами Россию. Фамилия Николаи принадлежала Президенту Петербургской Академии Наук, Министру Просвещения России, дипломатам, сенаторам, военным и религиозным деятелям.
Истоки исторического прошлого поместья Монрепо начинаются в далеком прошлом. Еще в средневековье остров Слотсхольмен, который сейчас носит название Твердыш, являлся территорией королевского сельскохозяйственного угодья Лилл Ладугорд. На старых шведских картах тот район, где в наши дни расположен пейзажный парк, носит название Старого Выборга. По легендам, здесь находилось первое карельское поселение, от которого позже и пошло образование города Выборга. Шведские монархи устраивали на месте парка колодцы и выпасы, а когда первая жилая усадьба была устроена здесь, только когда территория перешла к Российской империи. Российский оберкомендант Выборгской крепости П.А.Ступишин устроил на территории Лилл Ладугорда не только жилой дом, но и провел первые работы по обустройству парка.
В 1784-86 годах поместье принадлежит выборгскому наместнику Фридриху Вильгельму Карлу Вюртембергскому, шурину великого князя Павла Петровича. Именно Вюртембергский дал новое название поместью, под которым оно и известно до сих пор – Монрепо, что в переводе с французского означает – «мой отдых»,«моё отдохновение» . В 1788 году поместье Монрепо было приобретено бароном Людвигом Генрихом фон Николаи, который являлся в тот период секретарем великокняжеской пары – Павла Петровича и Марии Федоровны. Получивший превосходное образование, европеец Николаи был по свидетельству современников знатоком и ценителем искусства, а также писал прозу и стихи. Верой и правдой прослужил он много лет на посту президента Академии Наук так , что спустя сто лет его все еще ставили в пример иностранным преподавателям и профессорам, бывшим на службе у Академии.
[510x600]
Последние свои годы (около 17 лет) Людвиг Николаи занимался литературой и обустройством пейзажного парка Монрепо на территории своего поместья, который и стал самым ярким его творческим наследием.
[466x600]
Работу по обустройству парка после смерти барона продолжил его сын – Пауль Николаи, российский дипломат. Именно при нем парк Монрепо стал широко известен, при Пауле парк пополнился различными памятниками и скульптурами: обелиском братьям Броглио, которые пали в войне с Наполеоном; памятником литературному герою Вейнемейнену, который символизирует поэтическое своеобразие Финляндии и многие другие. В этот же период на территории острова-некрополя Людвгштайн, который словно сошел с картины Беклина «Остров Смерти», появилась часовня.
В этом северном, великолепном парке, столь не похожем на типичные дворцово-замковые парки, очень любили собираться поэты и художники. В 1863 году в парк Монрепо пожаловал даже император Александр II.
В конце 19 – начале 20 столетия поместье Монрепо является местом для съездов студенческого христианского движения, которое имело мировой масштаб. Это стало возможным благодаря активному участнику этого движения Паулю Эрнсту Георгу, который, к сожалению, стал последним из рода Николаи, проживавшего в России. Из-за последствий тифа, мужская линия на Пауле Николаи пресеклась. Одна из сестер Пауля сочеталась браком с графом фон дер Паленом, и проживала с семьей в Монрепо до 1943 года.
[578x700]
После окончания Великой Отечественной войны территорию Монрепо раздали во владение различным учреждениям, в результате чего там появились дом отдыха, детский сад, парк культуры и отдыха и даже жилые дома. За несколько десятилетий исторический облик уникального парка понес существенные утраты, возросла нагрузка на экосистему местности. Поэтому в 80-х годах двадцатого столетия академик Д.С.Лихачев и группа общественных деятелей Выборга выдвинули инициативу о создании музея-заповедника «Парк Морепо».
До сих пор главное усадебное сооружение находится в процессе реставрационых работ, многие из его помещений уже восстановлены и приспособлены под концертные залы и выставочное пространство. Начиная с 1991 года, музей-заповедник принимает на своей территории фестиваль камерной классической музыки «Вечера в Монрепо». С 1998 года фестиваль «Окно в Европу» проводит здесь концерты, художественные и фотовыставки, творческие встречи.
Людвиг Генрих Николаи (Андрей Львович) (1737-1820) родился в г. Страсбурге и унаследовал титул барона. Он начал свою карьеру в России учителем будущего императора Павла I и закончил ее президентом Петербургской Академии Наук. Незаурядный деятель эпохи Просвещения, писатель, поэт, знаток и ценитель искусств, лично знакомый с Вольтером, Дидро, Даламбером, Николаи был одним из образованнейших людей своего времени. Его лучшее творение - романтический парк Монрепо, в котором он сумел соединить искусство поэта и садовника. В своей поэме "Поместье Монрепо в Финляндии" (1804) Л.-Г. Николаи описывает удивительный по красоте ландшафтов уголок природы, ставший для него "последним приютом души". Поэма была проиллюстрирована французским художником Луи-Жюльеном Жакотте, литографии которого передают неповторимую прелесть "жемчужины России" - парка Монрепо.
[450x337]
До наших дней уцелел усадебный дом Николаи, перестроенный в конце ХVIII - начале ХIХ в.в. по проекту Дж.А. Мартинелли. Это единственное сохранившееся в Ленинградской области деревянное строение в стиле классицизма. Двусветный зал в центре возведенного на искусственной террасе дома украшали росписи школы Гонзаго и живописный плафон работы Я. Меттенлейтера.
[650x486]
При въезде в парк гостей встречают готические ворота с гербом баронского рода Николаи. Они появились в парке в 30-х годах ХIХ в. при владельце Павле Андреевиче Николаи, когда Монрепо получил статус заповедного непродажного имения. Ворота были воссозданы в 1992 г. трестом "Леноблреставрация".
Обелиск братьям Броглио
При Павле Андреевиче Николаи, сыне первого владельца, продолжилось развитие парка. Павел Андреевич установил в 1827 г. на прибрежной скале обелиск в память о братьях своей супруги, Шарле и Огюсте де Брольи, которые погибли в битвах с Наполеоном.
Замок Людвигштайн на "Острове мёртвых"
Он же воздвиг на уникальном острове-некрополе Людвигштайн, фамильном кладбище рода Николаи, капеллу в виде романской башни. Она была возведена по проекту Ч.Х. Тэтама в 20-е годы ХIХ в. как мемориал Людвига (Андрея Львовича) Николаи.
Парковые постройки Монрепо
Прогулка по парку позволяет увидеть множество необычных архитектурных и природных достопримечательностей.
[640x480]
Один из уголков парка был устроен в восточном духе. Его украшали несколько Китайских арочных мостиков через протоку между холмом Мариентурм и островом Колонны. Вероятно их построили по проекту Мартинелли. Под мостами были устроены небольшие деревянные шлюзы, с помощью которых в период мелководья поддерживался необходимый уровень воды. Также есть сведения о том, что в каналах под мостами выращивали ценные породы рыб для гостей усадьбы Монрепо. Один из мостиков был воссоздан в 1998 г. совместно с ассоциацией "Pro Monrepo" (Финляндия).
[400x300]
В парке можно любоваться многочисленными скальными пейзажами: например, скалистым побережьем парка, которое обращено к водам бухты Суоменведенпохья. Эта бухта в средние века была частью Вуоксинского водного пути.
Кое-где на поверхность выходят коренные породы выборгских гранитов "раппакиви", что придает Монрепо очарование редкого по красоте скального пейзажного парка.
[450x666]
В скалах пробивается и источник "Нарцисс", который был известен еще древнему коренному населению как священный источник Сильмя (по-фински - "око"). Его архитектурное оформление проектировал О. Монферран, автор Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
Статуя Вяйнемейнена - героя эпоса Калевала (современная копия работы 1873 года скульптора Таканена)
[700x525]
На оконечности мыса по канонам античной архитектуры возведен павильон, который носит название "Храм Нептуна". Проект этого храма существовал у архитектора Дж. Мартинелли, строившего усадебный дом, уже в 1798 г., но осуществлен он был только в 1806 г.
Людвиг фон Николаи посвятил храм божеству Пиетас, которое символизировало собой послушание, покорность и любовь к старшим. Прямые линии деревянного строения, монументальные колонны и декоративные детали образовывали живописный контраст открывающемуся виду на море. Первоначально в храме была установлена мраморная скульптура, изображающая фигуру женщины с младенцем. Затем эта статуя была заменена на изображение Нептуна, и сам храм тоже стали называть в честь морского божества. Храм существовал еще в июне 1944 г., но его дальнейшая судьба неизвестна. Он был воссоздан в 1999 г. совместно с ассоциацией "Pro Monrepo " (Финляндия), а летом 2011 года погиб при пожаре
[400x300]
Завершают облагороженное человеком скальное пространство парка и предваряют дикий берег утесы на "Конце Света" - так назывался самый отдаленный участок парка.