История фотографии берет начало с первой половины 19 века, когда в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicephore Niepce) было сделано первое закрепленное изображение. Но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок “Вид из окна” (гелиография), полученный Ньепсом в 1826 году. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.
[542x400]
С.М. Прокудин-Горский у реки Каролицхали, Кавказ, 1915 год, фрагмент.
[250x340]
В 1861 году английский физик Джеймс Клерк Максвелл (James Clerk Maxwell, 1831-1879 гг.) получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода. В конце 19-го - начале 20-го веков фотографы ряда стран использовали для получения цветных изображений технику тройной фотографии: фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры. Но только очень малая доля этих исторических негативов сохранилась. И здесь мы остановимся на наследии нашего фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Цветные фотографии Прокудина-Горского
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.
С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
[258x350]
Цветная фотография Льва Николаевича Толстого, Ясная Поляна, 1908 год
В 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, высказывает ему свою идею запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию - ее культуру, историю, всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.
Царь одобрил планы фотографа, выделил ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов, в том числе мостов и заводов.
[430x369]
Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем “Шмидта”, 1909.
В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы и монастыри, виды городов, поля и леса, разнообразные бытовые сцены русской глубинки. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносьемки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.
После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию, увезя с собой почти все сделанные фотопластины (RGB-пластины), за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.
Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского - Михаилом.
Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).
Судьба коллекции цветных фотографий Прокудина-Горского
Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.
В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции. О получении цветных изображений из негативов Прокудина-Горского (а этот процесс достаточно сложный) подробнее можно почитать здесь (сайт Библиотеки Конгресса США).
Всего коллекция Прокудина-Горского - “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” - насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.
Вот некоторые их них:
Российская империя в цвете - 100 лет назад
[430x329]
Мост через Каму близ Перми.
[430x372]
Крестьянские девушки предлагают ягоды гостям у избы в сельской местности на реке Шексна возле поселка Кириллов, 1909
[430x379]
Монастырь Святого Нила на Столобном острове на озере Селигер, Тверская губерния, 1910.
[700x597]
Часовня на месте основания древнего Белозерска, 1909.
[700x613]
Вид на г. Тобольск с севера, река Иртыш, 1912.
[700x593]
Группа детей, 1909.