Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова), под которыми и выступали в труппе Дягилева. Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду — даже супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции»
В Монако в мае 2009 года выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», cозданные русским художником Георгием Шишкиным.
[509x599]
Портрет Дягилева работы Валентина Серова (1909)
После грандиозного успеха выставки русских художников, которая прошла в 1906 году в парижском Осеннем салоне, Дягилев при покровительстве императорского двора России и влиятельных лиц в светских кругах Франции приступил к организации Русских сезонов — такое название получили ежегодные гастроли русских артистов в Париже. В 1907 году в рамках сезонов прошли Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова и др. Затем в 1908 году состоялись оперные сезоны, во время которых французов покорило выступление Шаляпина в «Борисе Годунове»
Над декорациями и костюмами для «Русских сезонов» Дягилева работали сначала его соратники по «Миру искусства» Лев Бакст и Александр Бенуа. Позднее Дягилев с его страстью к новаторству, а также его последователи привлекали в качестве декораторов передовых художников Европы: Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Матисса, Ж. Брака, Дж.де Кирико, а также русских авангардистов — Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Наума Габо, Антона Певзнера.
[633x464]
А. Бенуа. Эскиз к декорациям "Петрушки"
[463x635]
А. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Петрушка"
[457x589]
А. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Петрушка"
[468x636]
А. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Петрушка"
[461x674]
А. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Петрушка"
[528x699]
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Жар-птица» (1910)
[399x640]
Лев Бакст. Эскиз костюма Царевны к балету "Жар-птица"
[512x700]
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Жар-птица»
[459x700]
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Жар-птица»
[700x497]
Лев Бакст. Декорации к балету "Синий бог"
[480x642]
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Синий бог"
[638x451]
Лев Бакст. Декорации к балету "Дафнис и Хлоя"
[629x442]
Лев Бакст. Декорации к балету "Дафнис и Хлоя"
Лев Бакст. Эскизы костюмов к балету "Шахерезада"
[521x700]
Лев Бакст. Эскизы костюмов к балету "Шахерезада"
[423x678]
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Шахерезада"
[653x461]
Лев Бакст. Декорации к балету "Полуденный отдых Фавна"
[477x605]
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Полуденный отдых Фавна"
[669x445]
Лев Бакст. Декорации к балету "Клеопатра"
[618x532]
Лев Бакст. Декорации к балету "Тамар"
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Легенда об Иосифе"
[482x646]
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Легенда об Иосифе"
[700x423]
Декорации М. Ларионова к балету "Баба Яга"
[632x431]
Декорации М. Ларионова к балету "Шут"
[436x638]
М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Лиса"
[447x698]
М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Лиса"
М. Ларионов. Декорации к балету "Шут"
[450x639]
М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Шут"
[452x638]
М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Шут"
[456x696]
М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Шут"
[602x400]
Декорации и костюмы Пабло Пикассо к балету «Парад»
[488x700]
Пабло Пикассо. Эскиз костюма Пульчинеллы
[571x700]
Пабло Пикассо. Эскиз костюма
[494x700]
Эскизы Пабло Пикассо
[600x451]
Эскиз Натальи Гончаровой к "Золушке"
[536x700]
Костюмы и декорации Сальвадора Дали
[650x512]
Жорж Барбье. Эскиз костюма
Обложки сувенирных программок "Русского балета Монте-Карло" - трупы, основаной Леонидом Мясиным и полковником де Базилем после смерти Дягилева, которая сохранила репертуар "Русского балета Дягилева" и во многом продолжала его традиции
[543x700]
Марк Шагал
[559x700]
Наталья Гончарова
[552x700]
Кристиан Берар
[554x700]
Наталья Гончарова
[569x700]
Анри Матисс
[532x700]
Андре Дерен
[565x700]
Кристиан Берар
[553x700]
Иван Билибин
[546x700]
Доротея Таннинг
[540x700]
Борис Аронсон
[544x700]
Наталья Гончарова
[540x700]
Cagli
«Русский балет» Дягилева, по сути, был русским лишь для иностранцев. Балет, созданный русскими, оказался отличным от канонического французского балета, привезенного признанными законодателями балетной техники, теми же французами, в Россию в начале XIX века. То есть, балет Дягилева был «нефранцузским», но и не русским в том лубочно-народном смысле, как это может показаться.
Балеты Дягилева были уникальны тем, что представляли собой в чистом виде синтез искусств: хореографии, музыки, живописи – где каждый из трех компонентов был самодостаточно выражен и не вступал в услужение другому, как это часто бывает с живописью в сценических видах искусств, к которым, в частности, относится балет. Над костюмами к балетам Дягилева работали художники мирового уровня: Александр Бенуа, Леон Бакст, Николай Рерих, Сергей Судейкин, Мстислав Добужинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пабло Пикассо, Анри Матисс.
Позднее некоторые изображения и эскизы к костюмам были возведены в культ, «Русские сезоны» стали олицетворять все русское искусство за рубежом, а имя Дягилева стало брендом.
По иронии судьбы, большая часть предметов, костюмов и эскизов «Русских сезонов» а данный момент находится за границей в частных собраниях.
Джоджо де Кирико. Эскиз обложки сувенирной программы «Русских балетов» 1929 года
[411x600]
В "Русских сезонах" участие принимали многие артисты.
Вацлав Нижинский в балете «Шахерезада». Париж, 1910
[411x700]
Анна Павлова в балете «Павильон Армиды». Спб., 1909
Вера Фокина в балете «Шахерезада». Вена, 1910
Вера Фокина в балете «Дафнис и Хлоя». Париж, 1911
Фелия Дубровская в балете «Сильфиды». Спб., 1917
Тамара Карсавина в балете «Жар-птица». Париж, 1910
Любовь Чернышёва с артистками кордебалета в костюмах к балету «Шахерезада». Гренада, 1916
Вацлав Нижинский в балете «Синий Бог». Париж, 1912
Балеты «Русских сезонов» Дягилева через сто лет после первого показа вновь вернулись на петербургскую сцену с репликами декораций и костюмов начала XX века.
Со 2 по 5 апреля в Петербурге прошёл фестиваль «Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы». В программу вошли четыре балета из «Русских сезонов» Дягилева с полностью воспроизведенными по оставшимся эскизам декорациями и костюмами.
Андрис Лиепа
Солист Большого театра Марис Лиепа первым стал восстанавливать балеты Дягилева. Ещё в шестидесятые годы он реконструировал «Видение розы», которое Михаил Фокин создал специально для Вацлава Нижинского. Сын Мариса, Андрис, после смерти отца продолжил работу с «Русскими сезонами» и возродил ещё около десяти постановок. Эти балеты уже объехали мир и десять городов России, но в Петербурге их показали впервые.
Н.Цискаридзе и И.Лиепа в балете "Синий бог"
Н.Цискаридзе