• Авторизация


Русские сезоны 18-05-2012 18:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   [300x420]

 Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова), под которыми и выступали в труппе Дягилева. Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду — даже супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции»

[225x300]


В Монако в мае 2009 года выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», cозданные русским художником Георгием Шишкиным.


[509x599]


Портрет Дягилева работы Валентина Серова (1909)

После грандиозного успеха выставки русских художников, которая прошла в 1906 году в парижском Осеннем салоне, Дягилев при покровительстве императорского двора России и влиятельных лиц в светских кругах Франции приступил к организации Русских сезонов — такое название получили ежегодные гастроли русских артистов в Париже. В 1907 году в рамках сезонов прошли Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова и др. Затем в 1908 году состоялись оперные сезоны, во время которых французов покорило выступление Шаляпина в «Борисе Годунове»

Над декорациями и костюмами для «Русских сезонов» Дягилева работали сначала его соратники по «Миру искусства» Лев Бакст и Александр Бенуа. Позднее Дягилев с его страстью к новаторству, а также его последователи привлекали в качестве декораторов передовых художников Европы: Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Матисса, Ж. Брака, Дж.де Кирико, а также русских авангардистов — Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Наума Габо, Антона Певзнера.



    

[633x464]

А. Бенуа. Эскиз к декорациям "Петрушки"

 

 

[463x635]

А. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Петрушка"

 

[457x589]

А. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Петрушка"

 

[468x636]

А. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Петрушка"

 

[461x674]

А. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Петрушка"

 

[528x699]

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Жар-птица» (1910)

 

[399x640]

Лев Бакст. Эскиз костюма Царевны к балету "Жар-птица"

 

[512x700]

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Жар-птица»

 

[459x700]

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Жар-птица»

 

[700x497]

 Лев Бакст. Декорации к балету "Синий бог"

 

[480x642]

 Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Синий бог"

 

[638x451]

Лев Бакст. Декорации к балету "Дафнис и Хлоя"

 

[629x442]

Лев Бакст. Декорации к балету "Дафнис и Хлоя"

 

[515x700]


Лев Бакст. Эскизы костюмов к балету "Шахерезада"

 

[521x700] 

Лев Бакст. Эскизы костюмов к балету "Шахерезада"

 

[423x678]

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Шахерезада"

 


[653x461]

Лев Бакст. Декорации к балету "Полуденный отдых Фавна"

 

[477x605]

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Полуденный отдых Фавна"

 

[669x445]

 Лев Бакст. Декорации к балету "Клеопатра" 

 

[618x532]

Лев Бакст. Декорации к балету "Тамар"

 

[468x644]


 Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Легенда об Иосифе" 

 

[482x646]

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету "Легенда об Иосифе"

 

[700x423]

Декорации М. Ларионова к балету "Баба Яга"

 

[632x431]

Декорации М. Ларионова к балету "Шут"

 

[436x638]

М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Лиса"

 

[447x698]

М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Лиса"

 

[612x469]

 

М. Ларионов. Декорации к балету "Шут"

 

[450x639]

М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Шут"

 

[452x638]

М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Шут"

 

[456x696]

М. Ларионов. Эскиз костюма к балету "Шут"

 


[602x400]
Декорации и костюмы Пабло Пикассо к балету «Парад»

 

[488x700]

Пабло Пикассо. Эскиз костюма Пульчинеллы

 

[571x700]

Пабло Пикассо. Эскиз костюма

 

[494x700]

Эскизы Пабло Пикассо

 

[600x451]

Эскиз Натальи Гончаровой к "Золушке"

 

[536x700]

Костюмы и декорации Сальвадора Дали

 

[650x512]

Жорж Барбье. Эскиз костюма


Обложки сувенирных программок "Русского балета Монте-Карло" - трупы, основаной Леонидом Мясиным и полковником де Базилем после смерти Дягилева, которая сохранила репертуар "Русского балета Дягилева" и во многом продолжала его традиции

 


[543x700]


Марк Шагал

 


[559x700]


Наталья Гончарова


[552x700]


Кристиан Берар


[554x700]


Наталья Гончарова

 


[569x700]


Анри Матисс

 


[532x700]


Андре Дерен

 


[565x700]


Кристиан Берар

 

[553x700]



 Иван Билибин 

[560x700]


[546x700]


Доротея Таннинг

 

[540x700]



Борис Аронсон

 

[544x700]


Наталья Гончарова

 

[540x700]


Cagli

«Русский балет» Дягилева, по сути, был русским лишь для иностранцев. Балет, созданный русскими, оказался отличным от канонического французского балета, привезенного признанными законодателями балетной техники, теми же французами, в Россию в начале XIX века. То есть, балет Дягилева был «нефранцузским», но и не русским в том лубочно-народном смысле, как это может показаться.


Балеты Дягилева были уникальны тем, что представляли собой в чистом виде синтез искусств: хореографии, музыки, живописи – где каждый из трех компонентов был самодостаточно выражен и не вступал в услужение другому, как это часто бывает с живописью в сценических видах искусств, к которым, в частности, относится балет. Над костюмами к балетам Дягилева работали художники мирового уровня: Александр Бенуа, Леон Бакст, Николай Рерих, Сергей Судейкин, Мстислав Добужинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пабло Пикассо, Анри Матисс.
Позднее некоторые изображения и эскизы к костюмам были возведены в культ, «Русские сезоны» стали олицетворять все русское искусство за рубежом, а имя Дягилева стало брендом.
По иронии судьбы, большая часть предметов, костюмов и эскизов «Русских сезонов» а данный момент находится за границей в частных собраниях.

Джоджо де Кирико. Эскиз обложки сувенирной программы «Русских балетов» 1929 года

 

[411x600]
 



В "Русских сезонах" участие принимали многие артисты. 


Вацлав Нижинский в балете «Шахерезада». Париж, 1910


   [411x700]


  Анна Павлова в балете «Павильон Армиды». Спб., 1909  

 

[411x700]

 

 

   Вера Фокина в балете «Шахерезада». Вена, 1910 

 

[411x700]

 

Вера Фокина в балете «Дафнис и Хлоя». Париж, 1911

 

  [411x700]

  

Фелия Дубровская в балете «Сильфиды». Спб., 1917 

 

[411x700]

 

Тамара Карсавина в балете «Жар-птица». Париж, 1910 

 

[411x700]

 



   

 Любовь Чернышёва с артистками кордебалета в костюмах к балету «Шахерезада». Гренада, 1916 

 

[411x700] 

 

Вацлав Нижинский в балете «Синий Бог». Париж, 1912

 

[411x700]

 

 

Балеты «Русских сезонов» Дягилева через сто лет после первого показа вновь вернулись на петербургскую сцену с репликами декораций и костюмов начала XX века.
 


Со 2 по 5 апреля в Петербурге прошёл фестиваль «Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы». В программу вошли четыре балета из «Русских сезонов» Дягилева с полностью воспроизведенными по оставшимся эскизам декорациями и костюмами.

 

[357x533]    

 Андрис Лиепа

 Солист Большого театра Марис Лиепа первым стал восстанавливать балеты Дягилева. Ещё в шестидесятые годы он реконструировал «Видение розы», которое Михаил Фокин создал специально для Вацлава Нижинского. Сын Мариса, Андрис, после смерти отца продолжил работу с «Русскими сезонами» и возродил ещё около десяти постановок. Эти балеты уже объехали мир и десять городов России, но в Петербурге их показали впервые. 

 
  Н.Цискаридзе и И.Лиепа в балете "Синий бог"

 

[357x533]

 

 

 Н.Цискаридзе

 

[638x338]


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русские сезоны | Калцедония - Дневник Калцедония | Лента друзей Калцедония / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»