Фернандо Ботеро — самый опознаваемый
латиноамериканский художник, его произведения узнает сразу даже человек,
далекий от искусства ХХ века, но хоть раз видевший хотя бы одну из его работ.[показать]
Ботеро изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».
"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность, - оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику".
Безусловно, мы знакомы с пышнотелыми красавицами Рубенса и Кустодиева. Это классика, это априори красота и ярко выраженная индивидуальность. У Ботеро все иначе. Если бы художник позиционировал себя карикатуристом или пародистом, все было бы понятно. Питерские митьки, работающие примерно в такой же технике, не претендуют же на главных художников планеты. Готовя этот материал, я пытался для себя ответить на вопрос: что сподвигло художника сделать , вообщем-то , физиологическое уродство своим стилем, изюминкой своего почерка. Версия одного из авторов статьи, о том, что это случилось случайно, когда художник изобразил гигантский музыкальный инструмент в натюрморте, звучит неубедительно. Ответа на свой вопрос я не нашел, убедился лишь в том, что живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год. Чтобы показать вам это, я использовал в посте огромное количество работ Ботеро. Но сначала познакомимся с самим художником.
ФЕРНАНДО БОТЕРО (Fernando Botero) родился 19 апреля 1932 г.
Фернандо Ботеро Автопортрет
Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом
Колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко.
Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов. Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).
Ф.Ботеро Схватка 1988 г.
Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.
Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.
Ф.Ботеро Коррида 1991 г.
Ф.Ботеро Пика 1997 г.
Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.
Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний. Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи. В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.
Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих
Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953–1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения. Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг. В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.
Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.
Ф.Ботеро Гитара на стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом
Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав. Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, – этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.
Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.
Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.
ЦИКЛ "УЛИЦА"
Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.
Ф.Ботеро Улица 2000 г.
Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.
Ф.Ботеро Письмо 1976 г.
Ф.Ботеро Пляж
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.
Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.
Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.
Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств. Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой – антиклерикальной, например, Мертвые епископы (1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры , типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.
Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.
ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"
Ф.Ботеро Без названия 1978 г.
Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара
В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия – это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).
ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"
Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.
Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.
Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.
Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.
Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.
Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.
Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.
Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.
Но вернемся к биографии художника. В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.
Ф.Ботеро Любовь 1982 г.
Ф.Ботеро Дремота 1982 г.
Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.
Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.
Ф.Ботеро Пикник 1999 г.
Ф.Ботеро Любовная пара
За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей. Отдельные его работы более свободны по манере письма , но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.
Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.
Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
http://www.liveinternet.ru/users/2010239