В театре Et Cetera ещё одна премьера - Глеб Черепанов поставил в Эфросовском зале известную комедию Аристофана "Птицы". И казалось бы, как можно совместить древнегреческий эпос и современность. Причем в данном случае речь не только о том, что персонажи, живущий в Греции, пользуются современным оружием или носят современную одежду. Учитывая актуальную политическую ситуацию в соседней братской стране - аналогии и отсылки ясны и прозрачны как никогда.
Сам режиссер говорил, что этот спектакль про "возникновение диктатуры, фашизма или чего-то подобного в обществе". Сам сюжет прост: изгнанные из Афин, Писфетер и Эвельпид приходят к царю птиц Удоду, и умудряются убедить и его, и всех птиц в богоизбранности
их расы пернатых. Построив город и стену, сквозь которые жертвенный дым не доходит до богов, Писфетер умудряется заключить договор с Зевсом, получить в жены его дочь, Василию.
Но это сюжет. А вот как автор интерпретировал его - это отдельная тема. Например, пришедший среди просителей в город птиц, Тучекукуевск, сын, желающий иметь возможность бить отца, получает дубинку и щит. И отправляется на заработки. Или великий герой Геракл продается Писфетеру ради вкусной еды. В этом спектакле нет добрых, нет хороших... и от этого становится немного не по себе.
Декорации спектакля представляют собой абстрактные стены с масками, с кучей мусора на полу. Сбоку, за решеткой, почти что в темнице сырой сидит оркестр, создающий особый настрой. Музыкальные партии, кстати, были написаны специально для спектакля.
В целом, спектакль очень сбалансирован. В нем заняты молодые актеры, которые вкладывают в свои роли всю силу и яркость эмоций. Однако, хотелось бы отметить некоторых актеров отдельно!
Григорий Старостин - один из самых "старых" актеров в этом составе. В труппу театра Эт Сетера он был принят в 2002 году, но во всех спектаклях, кроме, пожалуй, "Газеты "Русский Инвалид" да в "Продюсерах", он был актером ансамбля. И вот - главная роль. На мой взгляд, у него отлично получилось ппередать характер эдакого трусоватого человека, способного, однако, заболтать и убедить в своей правоте любого. Его Писфетер - очаровательный мерзавец, демагог и тиран, разбирающийся с несогласными с ним птицами по-человечески - превращая их в жаркое.
Его союзником в покорении птичьего царства выступает Эвельпид , которого сыграл Кирилл Лоскутов. Эвельпид - ведомый, где-то доверчивый, но верный Писфетеру герой. В сцене когда к нему приходят люди за крыльям, как мне кажется, Кирилл раскрывает ещё одну черту своего персонажа - находчивость и изворотливость.
Нельзя не сказать об милейшей птичке -короле Удоде, в исполнении Никиты Быченкова. Он работает эдаким флюгером. Несмотря на то, что сначала его лишают власти, сажают в тюрьму - он не запоминает этого зла и потом, когда его отправляют к людям послом, он радуется, что ему доверили высокую честь.
Остальные актеры играют и птичью стаю, и людей-просителей, и Олимпийских Богов. Каждый из них вносит свое перышко в пеструю канву повествования. На мой взгляд и Максим Ермичев, и Федор Урекин, и Кирилл Щербина, и Александр Жоголь, и Марина Дубкова (хотя к ней маленькая претензия в плане вокала) - все они прекрасно справились с задачей.
Лично для меня очень интересен финал. Конечно, хотелось бы получит комментарии и самого режиссера, но, как мне кажется, то, что на свадьбе, гости уничтожают друг друга - это намек на то, что любая диктатура рано или поздно сама себя погубит. Поцелуй Писфетера со своей "суженой" в конце - это аллюзия на поцелуй Смерти.
Кстати, когда Вы придете в театр, настоятельно советую приготовить мелочь, чтобы откупаться от двух милых птичек, развлекающих зрителей перед началом спектакля и в антракте. А если не дадите денежку, они
вас зарежут вас расстреляют! И ни один зритель не уйдет со спектакля без памятного трофея! В целом спектакль на твердую четверку.