Мерзавцы! Мнят они, у печки сидя,
Что знают все, чем занят Капитолий:
Кто в гору там потел, кто процветает,
Кто пал, кто с кем в союз вступил, кто в брак.
Они лишь тех, кто им по нраву, любят,
А чуть кто им не люб — мешают с грязью. (c)
Кориолан. Уильям Шекспир
Шекспир - один из немногих драматургов, которые звучали, звучат и будут звучать актуально во все времена. Ещё раз я убедилась в этом, сначала прочитав трагедию "Кориолан", потом посетив трансляцию из английского театра Донмар в Лондоне. Сказать, что я в восторге от их постановки, это промолчать и не сказать ни слова.
Начну с особенности, которую я заметила сразу же. Точнее с двух. Первая - большая часть зрителей - девушки. Что естественно, учитывая что главную роль играет названный МТВ самым сексуальным мужчиной Том Хиддлстон. Я боялась что во время просмотра будет много писков-визгов из-за него, но я ошиблась. И рада была ошибиться.
Второй момент бросился в глаза ещё и потому, что рядом с залом, где была трансляция, был второй зал - где показвали кино и куда народ шёл с таким количеством еды и воды, что им требовались подносы! Среди всех зрителей, пришедших на "Кориолана" я заметила только ОДНУ девушку с ведром попкорна, и то, на выходе я заметила, что ведро у неё было почти полное.
Перед началом трансляции нам показали ролик про театр Донмар, про постановку "Кориолана" - в целом краткий экскурс в историю так сказать. Отдельно зал веселился, когда показывали драки в парламентах и комментарии Марка Гэтиса на эту тему. Ну это мелочи - англичане известны презрительным отношением в России.
Как заядлый театрал, я очень позитивно оцениваю зал театра Донмар. Я сама очень люблю видеть зачастую эмоции и глаза актеров, а в больших залах это можно увидеть не всегда. Зато малые залы предоставляют такую возможность. В целом по размерам сцену Донмара можно сравнить, наверное с малой сценой Театра на Таганке. То есть зрители видят всё настолько близко, что в какой-то мере становятся участниками событий.
Постановка идет где-то 3 часа, есть 15-минутная пауза, во время которой зрители могут выйти из зала, но по моим наблюдения большая часть сидела или переваривала увиденное молча, или (кто пришёл компанией) обсуждали между собой. Такого-то в театре сейчас редко увидишь, в антракте все же в буфет несутся.

И да, показ идет на английском с русскими субтитрами, поэтому моя рекомендация - перед походом прочитать пьессу!!!
Наверное прозвучит странно, но о Томе Хиддлстоне я знала до последнего времени крайне мало. Знала про Локи (естественно, потому что половина моей ленты так или иначе любит обсуждать Мстителей, Тора или в целом вселенную Марвела). Но как-то так получилось, что истерия по Локи меня обошла стороной. Потом я, как активный любитель сериалов, видела что есть сериал "Пустая корона" с ним, но смотреть Шекспира (4 серии по 2 часа каждая) как-то не тянуло.
Буквально несколько месяцев назад, в разговорах с подругой, которая настоящий киноман, поднялась тема Тома. Она посоветовала мне посмотреть "Глубокое синее море", а также показала ролик с Томом/Локи на КомикКоне. Я заинтересовалась. Стала смотреть. Первыми были естественно "Тор" и "Мстители", потом "Пустая корона", "Глубокое синее море".... Мне стало интересно - Хиддлстон зацепил как актер. К тому же, если слушать его интервью без перевода, поражаешься богатству языка, он говорит не просто по-английски, а... используя столько синонимов, что даже я теряюсь. Мне понравилось, как он в интервью говорит о ролях, как вживается в них... И увидев что у нас начинают трансляции "Кориолана" я захотела сходить и увидеть его в театральной среде.
Вторым, кого я хотела также увидеть на сцене, был Марк Гэтис. Кто смотрел сериал "Шерлок", не мог не заметить его в роли брата Шерлока, Майкрофта. К сожалению, в пьесе его не так много, как мне бы хотелось - но и то что я увидела, меня очень порадовало. Сцена прощания с Кориоланом в конце первого акта, сцена в военном лагере, когда его герой приходит молить Кориолана пощадить Рим... Всё сыграно на разрыв. Марк очеть точно показал героя Менения. Мне даже в голову пришла аналогия - по поведению Менений очень похож на Владимира Вольфовича. Вроде бы шут, паяц... но при этом умный человек. Который за шуткой скрывает правду. Ведь если бы он говорил всё всерьез, Менения ждала бы участь Кориолана. Он ведь разделяет мнения Кая Марция о плебсе, он также относится к ним...
Главным антагонистом Кориолана является Афидий, которого сыграл Джози Рурк. Сыграл неплохо, но... Вот тут уже прийдется переходить к Тому Хиддлстону

Вся постановка так или иначе сфокусирована на Кориолане. И во многом от актера, его играющего, будет зависеть успех или провал постановки. Тому удается перевоплатиться в полководца, проливающего кровь во славу Рима, но проигрывающего политическую битву с плебсом. Он слишком честен с людьми, прямолинеен и не может заставить себя замолчать даже тогда, когда это надо. Он с трудом поддаётся на уговоры матери которая призывает его применить тактическую хитрость, заткнуть горло собственной песне - но стоит капитулам его обвинить в измене, он не может сдержаться. Том невероятным образом выбрасывает в зал эти эмоции. От его криков вжимаешься в кресло, от его слов - веет гордостью, но не пафосом. Этот человек не просто любит Родину, он настолько посвятил себя ей, что когда Рим отворачивается от него - какая-то часть уже тогда погибает. Мне в первом акте в душу запал финальный эпизод - Том-Кориолан стоит на пяточке, с ним простились друзья и родные - его изгоняют из города - и он должен пройти по улицам. Движения нет, но когда под крики, стоящего с закрытыми глазам Хиддлстона закидывают помидорами и на финальном музыкальном аккорде он открывает глаза - становится реально СТРАШНО! Там пылает такая ненависть...
Самая тяжелая сцена во втором акте - разговор Кориолана с женой, матерью и сыном. Они, как до этого Менений, пришли молить о мире. Описывать всё не буду, скажу только что слезы на глазах были у половины зала - я видела утирающих слезы спереди и по бокам, и слышала всхлипы сзади.
Финальная сцена мне лично не понравилась - всё-таки у Шекспира она выстроена более.. благородно что ли... Здесь слишком жестоко получилось. Но как говориться, это моё мнение - а сцена имеет место быть.
Пару слов о декорациях: их нет... вернее есть лестница, стена с надписями (на которую пару раз идут проекции) и стулья, которые таскают сами актеры, нарисованные квадраты на полу. ВСЁ. А остальное создается за счет игры актеров и воображения зрителя. Отдельно стоит сказать про музыкальное оформление - очень грамотно подобранные мелодии создают атмосферу.
В общем и целом, спектакль MUST SEE!
Учтите, что трансляции идут не каждый день, поэтому нужно следить за афишей
http://www.theatrehd.ru/ru/repertoire/play/2179/schedule/1
Стоимость билета: 600 р. (если покупаете онлайн - 660 р.)