• Авторизация


"ЛЮБИТЬ ТОЛЬКО МУЖЧИН - КАКАЯ СКУКА!" ДВЕ ЛЮБВИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ 19-12-2017 21:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения margogrin Оригинальное сообщение

"ЛЮБИТЬ ТОЛЬКО МУЖЧИН - КАКАЯ СКУКА!" ДВЕ ЛЮБВИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

[500x]
"Молодой виновник вдохновенья -
Я тебе повелеваю: - будь!"
............................... /Марина Цветаева/

В День Памяти печаль в душе болит
Смириться сердце с болью той не хочет
Ну как же так могли мы допустить,
Чтоб стала жизнь твоя темнее ночи?

Стихами пульс.
Сквозь время - тёмной ночью
Дрожащий свет от огонька свечи . . .
Поэт опять на свет родиться хочет
Марина знает, в душах стих звучит!

Твоим творениям - столетия пророчат,
Твоим стихам - давно настал черёд!

Печаль как хлыст, как пламя, как алмаз -
Горит в душе у невиновной плоти . . .
Звезда по жизни проложить сумела связь

Скитаюсь, как и ты - как жизнь забросит . . .
В твоих стихах себя я узнаю,
Иных миров ищу многоголосье.
Люблю читать твои стихи,
я их пою -
То зорьке ясной, по утру,
то звёздной ночи.

Сейчас грущу, что вновь наступит осень,
Влюбляюсь, как и ты, - я жизнь люблю
Люблю любить, и всё ж ласкает проседь
Осенний лист путь стелет к сентябрю.

Мы не смогли тебе помочь
И горько очень . . .

Гора, Рябина, Ветер, Солнце, Осень . . .

Золото Зари

(8.10 1892-31.08 1941г.)


[показать]


У Марины Цветаевой в жизни было две больших любви по имени Софья. Одну она называла только Соней. Вторую - только Сонечкой. Так случилось, что Цветаевой суждено было обеих пережить.И обеих - ненадолго. Эти страницы жизни поэтессы долгое время оставались неизвестными. Из ложного стыда или недостатка фактов, только в основном биографы тщательно обходили их стороной. Цветаева же никогда не была ханжой, и никогда "общественное мнение" не влияло на ее поведение. Ей часто говорили: "Марина, так никто не делает!" И слышали в ответ: "А я - Кто!" Может быть, если бы не эта черта ее характера, не было бы многих дивных поэм и стихов. В том числе и порожденных Любовью.


[330x]Это - Софья Яковлевна Парнок, поэтесса и литературный критик. Более полутора лет она заменяла Цветаевой весь мир, и они обе вдохновляли друг друга на творчество. Она была старше Цветаевой на семь лет.

С Цветаевой они познакомились в начале октября 1914 года. Чувство вспыхнуло внезапно, что называется, с первого взгляда. Чем она покорила Марину - неженской силой, остротой ума. Через несколько дней после встречи Цветаева увидела Парнок в компании молодой женщины. Они весело катили куда-то на извозчике. Буря эмоций овладела душой Марины. Придя домой, она написала стихотворение, в котором утверждала себя на первом и единственном месте в сердце Парнок. Она не ошиблась в том, что глубоко тронула душу Сони. Осознав серьезность нового чувства, та порвала с прежней подругой, переехала на новую квартиру на Арбате, и Цветаева стала ее частым гостем. Чувство было глубоко взаимным.

Я Вас люблю.—Как грозовая туча
Над Вами-грех-
За то, что Вы язвительны и жгучи
И лучше всех…

За то, что Вам, мой демон крутолобый,
Скажу прости,
За то, что Вас—хоть разорвись над гробом!
Уж не спасти!

За эту дрожь, за то—что- неужели
Мне снится сон?—
За эту ироническую прелесть,
Что Вы — не он.
(отрывок)
Зимой 1915 года, бросив все, Цветаева уехала с Парнок отдыхать в Ростов Великий, сняв там номер в местной монастырской гостинице. Тем же летом подруги отправляются в Коктебель в гости к Волошину, а оттуда - в малороссийские Святые горы.

Ночью над кофейной гущей
Плачет, глядя на Восток.
Рот невинен и распущен,
Как чудовищный цветок.

Скоро месяц — юн и тонок —
Сменит алую зарю.
Сколько я тебе гребенок
И колечек подарю!

Юный месяц между веток
Никого не устерег.
Сколько подарю браслеток,
И цепочек, и серег!

Как из-под тяжелой гривы
Блещут яркие зрачки!
Спутники твои ревнивы? —
Кони кровные легки!

А как же отнесся к сердечной страсти Цветаевой ее муж Сергей Эфрон, за которого она вышла по сильной, самозабвенной любви зимой 1912 года, когда ей было двадцать лет?

Он старался переждать это увлечение, поняв всю его серьезность, не мешал подругам и тщательно избегал показываться им на глаза. В конце концов он ушел братом милосердия на действующий фронт первой мировой войны. Цветаева продолжала сильно любить его и в то же время не могла жить без Парнок.

Она очень страдала от такой душевной раздвоенности и была не в силах что-либо сделать. Только в июне 1921 года, когда уже давно все было кончено, она написала строчки, в которых выразилась ясно:
[330x]"Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!"
Уже к осени 1915 года все повисло на волоске. Парнок вздыхала о новой "роковой госпоже", которую она намеревалась где-то встретить, Цветаева в стихах у ж е давно предупреждала ее, что "твоя душа мне встала поперек души".

Нужна была только искра, чтобы эта бочка с порохом взорвалась.

Повторю в канун разлуки,
Под конец любви,
Что любила эти руки
Властные твои
И глаза — кого - кого-то
Взглядом не дарят! -
Требующие отчета
За случайный взгляд.
Всю тебя с твоей треклятой
Страстью — видит Бог! —
Требующую расплаты
За случайный вздох.
И еще скажу устало,
— Слушать не спеши! —
Что твоя душа мне встала
Поперек души.
И еще тебе скажу я:
— Все равно—канун! —
Этот рот до поцелуя
Твоего был юн.
Взгляд—до взгляда — смел и светел,
Сердце — лет пяти...
Счастлив, кто тебя не встретил
На своем пути.

Когда Цветаева пришла на Арбат к Парнок, выяснилось, что все было кончено:
"У той на постели уже сидела другая - очень большая, толстая, черная".

Она молча развернулась и ушла.

Сегодня, часу в восьмом,
Стремглав по Большой Лубянке,
Как пуля, как снежный ком,
Куда-то промчались санки.

Уже прозвеневший смех...
Я так и застыла взглядом:
Волос рыжеватый мех,
И кто-то высокий — рядом!

Вы были уже с другой,
С ней путь открывали санный,
С желанной и дорогой, —
Сильнее, чем я — желанной.

С этого дня Цветаева стала тщательно вычеркивать из памяти все, что было связано с Парнок. Более того, Марина говорила, что даже о ее смерти не пожалела бы ни секунды, и действительно приняла сообщение о кончине бывшей подруги на первый взгляд равнодушно.

[490x]
[показать]


[330x]"ИНФАНТА"Так Цветаева называла юную Сонечку Голлидэй, сравнивая ее с персонажем одной пьесы. Она была известной актрисой Художественного театра, которым руководил Евгений Вахтангов.Видимо, это и привлекло Поэтессу к Актрисе. Они познакомились весной 1919 года, когда Цветаевой было 27, а Сонечке - 23.

Были огромные очи.
Очи созвездья Весы.
Разве что Нила короче
Были две черных косы.
Ну, а сама – меньше можного!
Все, что имелось длинны, –
В косы ушло до подножия,
В очи – двойной ширины.

"Передо мною маленькая девочка... С двумя черными косами, с двумя огромными черными глазами, с пылающими щеками. Передо мною - живой пожар... И взгляд из этого пожара - такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!" - вспоминала позднее поэтесса.
Чувство Цветаевой к Голлидэй было совсем другое, чем к Парнок.
[330x]Здесь она ощущала себя скорее старшей сестрой, защитницей, наперсницей, и берегла свою подругу, как величайшую в мире ценность.

Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький!
Каждый говорил ей нежно:
«Моя маленькая!»

-Будешь цвесть под райским древом,
Розан аленький! —
Так и кончилась с припевом:
«Моя маленькая!»

“Марина, когда я умру, на моем кресте напишите эти ваши стихи. Такое изумительное стихотворение”.

Она была маленькая “не ростом – не только ростом – мало ли маленьких! – и маленькость ее была самая обыкновенная – четырнадцатилетней девчонки – ее беда и прелесть были в том, что она этой четырнадцатилетней девочкой была. А год – Девятнадцатый.
[490x]
Марина Цветаева; «Это было женское существо, которое я больше всего на свете любила. Это просто была любовь - в женском образе".
И эта любовь длилась тоже недолго. Там не было ни ссор, ни взаимных терзаний, ни измен...

Маленькая сигарера!
Смех и танец всей Севильи!
Что тебе в том длинном, длинном
Чужестранце длинноногом?

Оттого, что ноги длинны, —
Не суди: приходит первым!
И у цапли ноги — длинны:
Всё на том же на болоте!

Посему, малютка-сердце,
Маленькая сигарера,
Ты иного приложенья
Поищи для красных губок.

Губки красные — что розы:
Нынче пышут, завтра вянут,
Жалко их — на привиденье,
И живой души — на камень.
(отрывок)

– Марина, вы меня всегда будете любить? потому что я скоро умру, я совсем не знаю от чего, я так люблю жизнь, но я знаю, что скоро умру, и потому, все так безумно, безнадежно люблю...».

Но когда Цветаева дарила Сонечке столь желанное ею коралловое ожерелье, она уже чувствовала, что дело идет к разлуке, и хотела сделать прощальный дар.
Действительно, скоро Голлидэй надолго уехала на гастроли со студией. Больше они не виделись.
Цветаева не стала ее разыскивать. Она поняла все - Сонечка ушла от нее в свою женскую судьбу, полюбив другого так, как положил людям Бог: "Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину - в конце концов все равно какого - и любить его одного до самой смерти".
Несмотря на свое безмолвное исчезновение, Голлидэй оставила о себе в душе Цветаевой совсем другую - добрую - память и любовь.
[490x]
Дышащая нежностью "Повесть о Сонечке"
“Сонечка! Я бы хотела, чтобы после моей повести
в тебя влюбились – все мужчины, изревновались
к тебе - все жены, исстрадались по тебе – все поэты...”
написана Цветаевой в конце 30-х годов - она села за письменный стол, узнав о смерти Голлидэй.
Голлидэй вышла замуж за директора провинциального театра и до своей смерти жила в провинции. Стать знаменитой актрисой ей было не суждено - уехав из Москвы, она обрекла себя на забвение, и если бы не Цветаева, о Голлидэй знали бы сейчас только историки русского театра. Голлидэй заболела раком. выяснилось, что операцию делать поздно. Голлидэй об этом так и не узнала - полная радужных планов, она тихо скончалась во сне. Ее смерть наступила в сентябре 1934г.
[490x]
Сегодня мне, наконец-таки, удалось найти место захоронения Сонечки Голлидэй: урна с прахом в 10 колумбарии Донского кладбища.
Той самой Сонечки, пылающей навстречу всей собой, из "Повести о Сонечки", из её дивного живого обнимающего кресла, из первого любовного письма моей жены - мне со стихами о маленькой Сигареры, из Москвы 1919 года, из моей Марины Цветаевой, из моего сердца.

[490x]
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Арестованного ранее Эфрона в августе 1941 года убили. Ходили слухи, что на допросе его собственноручно застрелил сам Берия. Он чем-то сильно оскорбил Эфрона, и тот в гневе схватил тяжелую крышку чернильницы, чтобы запустить ею в обидчика, но пуля опередила его.
Цветаева вряд ли успела узнать о гибели мужа. Еще в начале августа она с сыном Муром уехала из Москвы в эвакуацию и после долгих мытарств оказалась в Богом забытой Елабуге. Работы не было, жить было нечем и не на что, поэтессе даже предложили стирать чье-то грязное белье. В итоге она не выдержала издевательств и повесилась.

1992 году, когда отмечали 100-летие со дня рождения Марины Цветаевой, патриарх Алексий II совершил отпевание Цветаевой. Некоторые правоверные отнеслись к этому событию, мягко говоря, изумленно - отпевать самоубийцу! На вопрос: "Что позволило сделать исключение для Цветаевой?" -патриарх ответил: "Любовь народная". И больше не добавил ни слова.
[показать]
[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
margogrin 20-12-2017-01:25 удалить
Спасибо!!! Отличной недели!!!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "ЛЮБИТЬ ТОЛЬКО МУЖЧИН - КАКАЯ СКУКА!" ДВЕ ЛЮБВИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ | strelec2010 - Дневник strelec2010 | Лента друзей strelec2010 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»