Вашему ребёнку пошёл третий год. И вы начинаете замечать, как меняются его отношения с окружающими. Всё чаще и чаще в его речи появляються фразы: «Я думаю», «Я хочу». Ваш малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Возрастает понимание ребёнком речи. Он понимает, когда говорять не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что долино произойти. В речи ребёнка третьего года жизни есть почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребёнка. Происходит это потому, что ещё недостаточная подвижность артикуляционного апарата (движений мышц языка, губ, нижній части челюсти), и эти затруднения тормозят усвоение многих звуков. Ребёнок заменяет «трудне» звуки болем «лёгкими» для произношения: р на л (рыба – лыба), шипящие и твёрдые свистящие – м’якими свистячими звуками (шуба – сюба, жук – зюк, санки – сянки), нерідко встречается общая смягчённость речи. Ошибки и замена произнесения звуков очень разнообразны. Однако уже в этом воздасте дети способны правильно и чётко произносить следующие звуки: гласне – а, у, и, о, согласные – м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.
Помимо названных ошибок, дети испытывают затруднения при произношении так называемых многосложных слов, то есть слов, включающих в свою структуру два и болем слогов. Дети не всегда когут воспроизводить правильно слоговую структуру слова, они начинают укорачивать слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки (автобус – вместо автобус, сафоль – вместо фасоль, мненожко – немножко).
Голосовой аппарат ребёнка третього года жизни тоже ещё недостаточно окреп. Дети часто говорять тихо, либо же, наоборот, не умент говорить шёпотом. Речевой видох ребёнка укорочен. Тем не менее большинство детей уже неплохо вслед за взрослыми воспроизводят различные интонации и верно пользуются ими в своей речи. Повторяя вслед за взрослыми словаи фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Прежде чем перейти к упражнениям по развитию произношения, не обходимо отметить, что все перечисленные нарушения речи ребёнка относятся к так называемым «физиологическим нарушениям речи», которые являються нормальным возрастным етапом становлення речи. Однако наряду с этими нарушениями на данном этапе у ребёнка может наблюдатьсянеправильное формирование отдельных звуков, а иногда даже полное отсутствие речи. В этом случае вам надо обязательно обратиться к специалисту – логопеду (педагогу, исправляющему нарушения речи), чтобы получить рекомендации, а при необходимости – начать незамедлительное лечение. В каких случаях вам нужно получить консультацию у логопеда?
Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привичка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.