Так прозвали солиста Мариинского театра Фаруха Рузиматова английские балетоманы. Завораживающий кошачьей пластикой, он гармонично сочетает в себе красоту, силу и блестящую одаренность. В этом я убедилась лично, побывав на премьере балета "Распутин".
Репертуар Фаруха Рузиматова богат:
«Сильфида» (Джеймс), «Жизель» (Альберт), «Баядерка» (Солор), «Корсар» (Али), «Спящая красавица» (принц Дезире), «Щелкунчик» (Принц), Grand Pas «Пахита», «Лебединое озеро» (Зигфрид), «Дон Кихот» (Базиль), «Раймонда» (Абдерахман), Grand Pas Classique Обера; балеты Фокина «Шопениана», «Шехеразада» (Золотой Раб), «Видение Розы»; «Легенда о любви» (Ферхад); балет Виноградова «Витязь в тигровой шкуре» (Тариель); балеты Баланчина «Тема с вариациями», «Аполлон», «Блудный сын» (Блудный сын); балеты Ролана Пети «Кармен» (Хозе), «Юноша и смерть»; «Гойя-дивертисмент» (Гойя). Народный артист России Фарух Рузиматов — обладатель многочисленных наград, в их числе: награда Французского фонда танца, орден «За духовное возрождение России», Международная премия Бенуа. Он также лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит», сотрудничал с American Ballet Theatre..
"...Я никогда не учу внутреннюю роль героя, не превращаю себя в него.
В танце есть только мои переживания, эмоции и чувства,
мой внутренний мир, который я выношу на сцену..."
" Я не люблю оценивать масштаб влияния и роль того, что я делаю.
Для меня намного важнее находиться в гармонии с самим собой на сцене
- это и есть тот стимул, который заставляет меня выходить на сцену.
Все зависит от того, как человек воспринимает мир. "
Фарух Садуллаевич Рузиматов (род. 26 июня 1963, Ташкент, СССР) —
артист балета, премьер Мариинского театра в 1986—2007 годах.
Народный артист России (2000), лауреат премии «Золотая маска» (1998)
Учился в Ленинградском хореографическом училище. После выпуска в 1981 году по классу педагога Геннадия Селюцкого был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, где танцевал по 2007 год. В 1986 году был выдвинут на положение солиста. Исполнял ведущие партии практически во всех балетах классического репертуара. В 1990—1991 годах был приглашенным солистом Американского театра балета (Нью-Йорк). В 1992 году участвовал наравне с такими звёздами, как Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, в первом концерте на Красной площади, знаменующем конец СССР и начало новых времён в России, станцевав с Маргаритой Куллик па-де-де из балета «Корсар»...
Репертуар
«Корсар»
Гран па из балета «Пахита»
Базиль, «Дон Кихот»
принц Дезире, «Спящая красавица»
«Гойя»
«Тема с вариациями» Джорджа Баланчина
«Шехеразада» Михаила Фокина в редакции Изабель Фокиной
«Бхакти» и «Адажиетто» Мориса Бежара
«Кармен» Ролана Пети (Кармен — Диана Вишнёва)
Признание и награды
Лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (1983)
Почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации» (1995)
Лауреат премии «Золотой софит» (1995)
(за партию Раба Зобеиды в балете «Шехерезада» на музыку Н. Римского-Корсакова)
Лауреат премии «Балтика» (1998)
Почётное звание «Народный артист Российской Федерации» (2000) - за большие заслуги в области искусства
Балет в личной жизни Фаруха Рузиматова появился в десятилетнем возрасте, но по-настоящему он полюбил этот вид искусства в последние годы обучения в Академии Ваганова. В это учебное заведение он попал совершенно случайно – педагоги из Ленинградского хореографического училища ездили по стране и набирали способных ребят. Фаруха Рузиматова они нашли в пионерском лагере, и с этого момента его жизнь была посвящена балету.
Многогранность таланта Фаруха Рузиматова...подтверждает его право носить такие высокие титулы, как «золотой танцовщик века», «лучший артист балета современности», «танцующий леопард».
Маг и чародей в «Болеро», не уступающем по своей живописности врубелевскому «Демону», он смог заставить зрительный зал стать натянутой струной, едва колебавшейся при каждом движении мышц его совершенного микеланджеловского торса, а в «Городе для одного» уйти без остатка в бездны Вселенной под названием человеческая Душа.
из балета "Шехерезада",
с Ильзе Лиепе
Pодился 26 июня 1963 года в Ташкенте (Узбекистан). Отец – Рузиматов Садилло Шакирович (1941 г. рожд.), педагог теоретических музыкальных дисциплин. Мать – Рузиматова Майя Амоновна (1943 г. рожд.), педагог по вокалу. Супруга – Кутепова Виктория Викторовна, артистка балета, танцует в Мариинском театре. Дети: Станислав, Далер.
Родители Фаруха жили искусством, но об артистической карьере сына и не помышляли. Его судьбой распорядился Его величество Случай. В очередной раз в Душанбе приехал педагог из знаменитого Ленинградского хореографического училища, чтобы отобрать самых способных детей для обучения танцу. Фарух только что вернулся из пионерского лагеря, заняться было нечем, вот и увязался с кем-то из приятелей на объявленный просмотр. Худенький, тянувшийся ввысь мальчишка тем, кто отбирал, приглянулся. Помимо всего привлек диковатый блеск его глаз – предвестье сценического темперамента. Так Фарух неожиданно для самого себя и родителей стал воспитанником прославленной Вагановской балетной школы.
В Ленинграде мальчик впервые увидел балетный спектакль. Шел «Дон Кихот», и Фарух с другими сверстниками был занят в поварятах. Спектакль ошеломил праздничностью действия, надолго стал одним из любимых...
Артиста особенно привлекают те роли, в которых присутствует драматизм. Его Альберт в «Жизели» искренен и порывист, он в отчаянии от непредвиденного трагического поворота событий. А Солор в «Баядерке» то статуарно декоративен, то импульсивен и горяч. Артист исполняет практически все ведущие партии в академическом репертуаре: Зигфрид в «Лебедином озере», Дезире в «Спящей красавице», Абдерахман в «Раймонде» (версия Ю.Н. Григоровича), Солист в Гран-па из «Пахиты», Юноша в «Шопениане» и многие другие.
Везде эмоциональный тонус его сценической жизни необычайно высок, и там, где позволяет хореография, артист склонен к аффектации и намеренно декоративен.
Его внешность к тому располагает. Высокий, суховато-стройный, с пронзительным взглядом темных глаз, разметанной копной длинных черных как смоль волос, он сразу бросается в глаза своей восточной экзотичностью. Абрис лица графичен. И в пластике Рузиматов склонен к острым позировкам, четкости танцевального рисунка. Особенно эффектны эти приемы в современной пластике.
Сколько современной хореографии Рузиматов перетанцевал! Это и созданное в родном театре в предыдущие годы, и сочинения крупнейших западных хореографов, таких как Дж. Баланчин, М. Бежар, Р. Пети...
График жизни артиста очень напряженный. Рузиматов – желанный гастролер за рубежом и охотно там появляется. Иногда с родным театром, иногда создает собственные небольшие коллективы. В Японии он – давний кумир публики, каждого его приезда там ждут как большой праздник.
Ф. Рузиматов (Распутин). Национальный русский балет «Возрождение».
Из западных хореографов Фарух Рузиматов особенно высоко ценит раннего И. Килиана. Артист сокрушается, что такие титаны, как М. Бежар, все дальше уходят от спектаклей танцевальных, предпочитая им вновь изобретаемые синтетические формы, где танец тесним чем-то другим. Рузиматов обеспокоен неоправданными, на его взгляд, экспериментами над классическим наследием в Мариинском театре. И не боится выглядеть консервативным в этом вопросе: шедевры прошлого – это такое духовное богатство, которое необходимо сохранить для будущего.
Большую часть творческой жизни Рузиматов репетировал с Г.Н. Селюцким. Сейчас работает с разными людьми – это зависит от репертуара.
Ф.С. Рузиматов – народный артист России (2000), лауреат Международных конкурсов балета в Варне (1983) и Париже (1984), лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995).
У Рузиматова одно увлечение – танец. Ни на что другое ни сил, ни времени не остается.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.