• Авторизация


Джон Кейдж и "4'33" 04-12-2018 12:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Тангейзер Оригинальное сообщение

Джон Кейдж..."4'33" -Сегодня День памяти композитора-авангардиста....4 минуты,33 секунды Silence...)
 


 

Тангейзер: О Джоне Кейдже знаю давно,как о  композиторе-авангардисте...И воспринимаю его как определённое явление в музыкальном авангарде 20-ого века...Т.е с чисто познавательной т.з...Хотя в моём блоге есть вполне звучащие композиции Д.К...("Танец для двух подготовленных ф-но")

Поскольку слушать,кроме монолога ведущего сегодня нечего(да и то,кто знает язык),почитайте вот этот текст,который я нашёл на одном из сайтов...Возможно,он кое что прояснит нам...Я добавил картинки...

[300x400]

Джон Кейдж (5.09.12 - 1992 г.)

"Сегодня мы послушаем композицию гениального композитора Джона Кейджа под названием «4'33"», что означает «четыре минуты тридцать три секунды».

Ну, как послушаем... Не совсем, чтобы прямо послушаем.

Дело в том, что Джон Кейдж,  изобретатель препарированного фортепиано, — он в некотором роде Малевич от музыки. Как, опять же, известно читателям сайта, Малевич создал абсолютно нереалистичное произведение живописи — «Чёрный квадрат».

[404x399]

А Джон Кейдж, соответственно, написал абсолютно... не уверен, какое музыкальное произведение. Абсолютно какое-то музыкальное произведение. Которое состоит из четырёх минут и тридцати трёх секунд тишины.

На самом деле, это не бред и не троллинг, и не пустой эпатаж. Эпатажем Кейдж переболел в молодости. «4'33"» — это произведение зрелого композитора, и произведение абсолютно серьёзное.

Кейдж несколько раз высказывал разные его трактовки, в том числе — что он хочет, чтобы в эти четыре минуты тридцать три секунды тишины слушатели слышали (и слушали) все остальные звуки мира вокруг них, и что именно это и будет музыкой в композиции. (Впрочем, если Джон Кейдж что-то говорил, это совершенно не обязательно имело отношение к правде. Молодость-молодостью, а троллить эстетов он любил до глубокой старости.)

[400x400]

Есть мнение, что истинный смысл этой композиции Кейдж уложил в одну фразу: «Мне нечего сказать [как композитору], и я говорю это». На самом деле, это довольно глубокая мысль, и заслуживает более, чем одного подхода к обдумыванию. А учитывая то, что Кейдж был буддистом — так мысль и вообще безупречно логична.

 

Конечно же, исполнение композиции «4'33"» Дэвидом Тюдором сольно меркнет перед исполнением этой же композиции полным симфоническим оркестром. Это потрясает воображение.

В контексте этого исполнения любопытно, как взрывается зал аплодисментами в конце. Музыка — любопытная вещь. Вся уважающая себя музыка состоит из напряжений и разрешений. Напряжение нарастает и разряжается. Громко — тихо, быстро — медленно, диссонансы — консонансы, всё это только частности целого. А целое в музыке — это умение оперировать напряжением.

Великие знали это. Помнится, Майлз Дэвис некогда на джазовом фестивале принимал участие в джеме в друзьями-джазменами. Они играли, ясное дело, джаз; точнее даже: импровизацию. Поделили, значит, очерёдность, назначили по сколько-то там квадратов на лицо соло, и пошли играть.

[533x356]

И вот когда дошла очередь солировать до господина Дэвиса, он... не стал играть. Очередь дошла, предыдущий оратор замолчал, ритм-секция и прочие играют, а Дэвис с трубой стоит и молчит. И молчит такт за тактом, квадрат за квадратом. И так он промолчал всё своё соло, и только в последнем такте сыграл одну ноту: тонику.

На сцене с Дэвисом играли весьма неглупые люди и не последние музыканты. В зале тоже сидели ценители. Легенда утверждает, что музыканты бросили инструменты и начали аплодировать Дэвису, а зал устроил овацию.

Почему?

Потому что Майлз Дэвис постиг дзен, и сыграл идеальное соло на трубе, без единой лишней ноты. Не играя, он тишиной создал напряжение, которое потом идеально разрешил последней нотой.

До полного катарсиса и нирваны не хватало только хлопка одной ладонью.

Так вот, в симфоническом исполнении композиции Кейджа имеет место быть нечто похожее. Четыре минуты и тридцать три секунды тишины создают колоссальное напряжение в аудитории, которое потом спорадически разрешается аплодисментами и овацией.

Интересно было бы там в зале посидеть и послушать. Потому что это круто. Это невероятно круто.

[300x300]

Тангейзер:В 1955 году Кейдж стал профессором

композиции Новой школы по социальным исследованиям в Нью-Йорке.
[186x207]

Любопытно, что в начале статьи я сравнил Кейджа с Малевичем, и «4'33"» — с «Чёрным квадратом».

Так вот, любопытно, что при ближайшем рассмотрении оба эти произведения оказываются вторичными. Малевич не первым написал чёрный квадрат, а Кейдж, как это ни удивительно, не первым написал произведение из тишины.

Но самое-самое удивительное, невероятное, и, разумеется, любопытное — это то, что и Малевича, и Кейджа обскакал один и тот же парень: уже известный нам Альфонс Алле, эксцентричный француз второй половины XIX века. Он написал картину «Битва негров в пещере глубокой ночью» за двадцать пять лет до «Чёрного квадрата» Малевича. И он же написал «Траурный марш для похорон великого глухого» — музыкальное произведение без единой ноты.

[533x358]

На самом деле, предшественников Кейджа было даже больше. Истории известно минимум четверо:

  • 1897 год, Альфонс Алле. «Траурный марш для похорон великого глухого»
  • 1919 год, Эрвин Шульхофф. «In futurum» — фрагмент произведения «Fünf Pittoresken», для фортепиано соло.
  • 1928 год, некто Гарольд Эктон в своей книге «Cornelium» повествует о музыканте, дирижирующем оркестром, играющим произведение из тишины.
  • 1949 год, Ив Клё. Вторая двадцатиминутная часть произведения «Monotone-Silence Symphony» для оркестра состоит из тишины. (Первая часть, тоже двацатиминутная, состоит из монотонного дрона на одной ноте.)

А гений — один Кейдж. Забавно, да?

[533x331]

Ну и, наконец, любопытно то, что все три (из известных мне лично) произведений из тишины — Кейджа, Алле и Шульхоффа — совершенно разные.

Как такое может быть?

Оказывается, они принципиально по-разному записываются нотами.

(На этой стадии у людей, непонаслышке знакомых с музыкой, должны начинать ехать крыша.)

Но это правда. Все три произведения (не знаю про композицию Клё) — разные, и записываются по-разному.

Композиция «4'33"» Кейджа состоит из трёх частей, для каждой из которых строго указано время исполнения. В нотах каждой части указано: tacet, что в переводе с музыкального означает «молчание».

Композиция «In futurum» господина Шульхоффа достаточно сложна, и включает сложный ритмический рисунок, многочисленные смены музыкального размера и темпа. Правда, всё записано паузами разной длительности.

И, наконец, «Траурный марш для похорон великого глухого» неподражаемого Алле был девственно чистым листом бумаги, одолженным у его коллеги, такого же отморозка, Эрика Сати.

[526x394]

Кейдж, правда, утверждал, что не был знаком ни с одним из этих произведений. В качестве источника вдохновения он упоминал о том, что слышал о изданной в XIX веке книге с чистыми страницами.

 

Всё равно Кейдж — гений.

 http://www.zavgorodny.com.ua/

[432x400]

[375x254]

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Лучше бы Кейдж и Каннингем шли рука об руку и в жизни, и в искусстве,чем загружать обывателя ерундой,малевичи блин,чтобы ни делать,лишь бы санки не возить.С 1952 года мудрит со своим "4'33''.Живи просто-коли дрова,топи печь и пей чай с лимоном.Кейдж умер в Нью-Йорке 12 августа 1992.За год до смерти в одном из интервью Джон Кейдж повторил фразу из автобиографии: "Я сочиняю только ту музыку, которую сам никогда не слышал"-это уже его проблемы.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Джон Кейдж и "4'33" | Вечная_Музыка - Дневник Классическая_Музыка | Лента друзей Вечная_Музыка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»