Соответствием Ave Maria в Православной Церкви является молитва «Богородице Дево», текст которой лишь незначительно отличается от первой части Ave Maria.
Вместе с тем, к первой части (она была известна уже в 11 в.), представляющей собою хвалу Богородице ввиду Ее особого места в домостроительстве спасения, добавляется вторая, являющаяся прошением о непрестанном молитвенном заступничестве (это добавление вошло в обиход только к 16 в.).
Русская певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (15.09.1959).
Народная артистка РСФСР (1961).
Народная артистка СССР (1966).
Герой Социалистического Труда (29.12.1984).
Заслуженная артистка Удмуртской АССР (1982).
Народная артистка Кыргызской Республики (1993).
Народная артистка Республики Башкортостан (1994).
Окончила Московский архитектурный институт (была автором ряда архитектурных проектов), в 1948–1953 годах обучалась в Московской консерватории в классе вокала Л. Ф. Савранского.
В 1954–1956 годах была солисткой Свердловского театра оперы и балета.
В 1956–1988 годах — солистка Большого театра.
Дебют в Большом и – звездный час молодой Архиповой – «Кармен» с Марио дель Монако в 1959-м. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши – через год она споет с ним свою Кармен в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.
В течение ряда последующих лет была главным вокальным консультантом Большого театра.
В 1955 году началась её гастрольная деятельность за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, США, Япония, Франция, Канада).
Пела на всех главных мировых сценах – Марфу в «Хованщине» и Марину в «Борисе Годунове» в «Ла Скала» (1967 и 1973 годы соответственно), Нурис в опере П. Дюка «Ариана и Синяя Борода» в «Гранд-опера» (1975), Азучену в «Трубадуре» и Ульрику в «Бале-маскараде» в «Ковент-Гардене» (1975 и 1988), и на излете своего творческого пути – няню Филиппьевну из «Евгения Онегина» в «Метрополитен». «Архипова – наконец-то!» восторженно приветствовала певицу «Нью-Йорк-таймс», одновременно порицая руководство театра за столь поздний дебют: шел 1996 год и Архиповой было уже за 70 (между тем, впервые в США Ирина Константиновна выступила аж в 1964 году).
А еще были аргентинский «Колон», Опера Сан-Франциско, болонский театр «Комунале», античный амфитеатр в Оранже, где она делила триумф с Монсеррат Кабалье…
Выступала и как концертная певица (в камерном репертуаре свыше 800 произведений), в 1990-х годах организовала и исполнила цикл концертов «Антология русского романса».
В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского, а с 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. С тех пор входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене.
С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль Оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.
С 1976 года преподавала в Московской консерватории (в 1984 году получила звание профессора). Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах. В поддержку молодых талантов организовала фестивали и конкурсы «Ирина Архипова представляет...».
В 1986 году стала председателем центрального правления Всесоюзного музыкального общества, с 1991 года — президентом созданного на основе общества Международного союза музыкальных деятелей.
С 1993 года - Президент фонда «Ирина Архипова», вице-президент и академик Международной академии творчества (Москва).
Член КПСС с 1963 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966) и народный депутат СССР (1989—1991).
Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005).
19 января 2010 года певица была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина.
Ирина Архипова ушла из жизни от остановки сердца ранним утром 11 февраля 2010 года в Москве. Похоронили певицу 13 февраля на Новодевичьем кладбище.
Имя «Архипова» в 1995 году получила малая планета № 4424.
В 1996 году Архиповой был присужден Всемирный приз искусств (учреждённый корпорацией «Маришен арт менеджмент интернешнл») — «Бриллиантовая лира» и титул «Богиня искусств».
В 2012 году вышла марка почты России, посвященная Архиповой И. К.
Супруг — народный артист СССР Владислав Пьявко.
[700x644]
«Голос Архиповой технически отточен до совершенства.
Он поразительно ровно звучит от крайней низкой до самой верхней ноты.
Идеальная вокальная позиция придает ему несравненный металлический блеск, который помогает даже фразам, спетым пианиссимо, нестись над бушующим оркестром» (финская газета «Кансануутисет», 1967).
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1956 «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
«Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Любаша
«Аида» Дж. Верди — Амнерис
1957 «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
«Мать» Т. H. Хренникова — Ниловна
1958 «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Марина Мнишек
«Чародейка» П. И. Чайковского — Княгиня
«Её падчерица» Л. Яначека — Дьячиха
1959 «Хованщина» М. П. Мусоргского — Марфа
«Джалиль» Н. Жиганова — Хаят
«Пиковая дама» П. И. Чайковского — Полина
«Война и мир» С. С. Прокофьева — Элен
1960 «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева — Клавдия
1962 «Не только любовь» Р. K. Щедрина — Варвара Васильевна
«Фальстаф» Дж. Верди — Мэг Пэдж
1963 «Дон Карлос» Дж. Верди — Эболи
1965 «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Весна
1967 «Мазепа» П. И. Чайковского — Любовь
«Оптимистическая трагедия» А. H. Холминова — Комиссар
1974 «Трубадур» Дж. Верди — Азучена
1976 «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Любава
1977 «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Графиня
1979 «Золото Рейна» Р. Вагнера — Фрикка
1983 «Ифигения в Авлиде» К. Глюка — Клитемнестра