Сибирское купечество в 1868 г. писали Александру III: “Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды.Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных oт Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве”. Толчок к началу сооружения грандиозной магистрали дал император Российской империи Александр III и в 1886 г. на отчете иркутского генерал-губернатора государем была наложена резолюция: "Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора".
[337x480]
Имелись и принципиальные противники строительства железной дороги в Сибири. Они пугали гнилыми болотами и дремучей тайгой, страшными холодами и невозможностью развивать сельское хозяйство. Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно - климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты. Исключительные трудности для строителей представлял участок вокруг Байкала (ст. Байкал - ст. Мысовая). Здесь приходилось взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в озеро Байкал. Движение по Забайкальской магистрали было открыто в 1900 году. А в 1907 году на станции Мозгон было построено первое в мире здание на вечной мерзлоте, которое стоит и сейчас. Новый метод строительства зданий на вечной мерзлоте переняли в Канаде, в Гренландии и на Аляске. По быстроте сооружения (в течение 12 лет), по протяженности (7,5 тыс. км), трудностям строительства и объемам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знала себе равных во всем мире.
[600x417]
На Транссибе расположено 87 городов с населением от 300 тысяч до 15 миллионов человек. В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% угля производимого в России, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% месторождений основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии. Забайкальская железная дорога — это часть Великой Сибирской магистрали. Кругобайкальский участкок начали возводить в самую последнюю очередь в 1900 году. Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию на год раньше срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке). Создание Транссиба является величайшим достижением русского народа. Они прокладывали её на своих костях, крови и унижении, но всё-таки справились с этим неимоверно тяжёлым трудом. Эта дорога позволила России перевозить огромное количество пассажиров и грузов. Каждый год по дороге Транссиба провозятся до 100 млн. тонн груза в год. Благодаря сооружению магистрали, были заселены безлюдные территории Сибири. Если бы не Транссиб, то Россия наверняка бы утратила большинство своих северных территорий. [600x381]
В 1950 году открылось движение поездов на линии Тайшет - Братск - Усть-Кут.Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало - Амурской железнодорожной магистрали» были выделены средства для строительства железной дороги Усть-Кут (Лена) - Комсомольск - на - Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет - Усть-Кут (Лена) - 680 км, линий Бам - Тында и Тында - Беркакит - 397 км. На призыв строительства БАМа откликнулись самые мужественные патриоты своей страны. А мне впервые посчастливилось проехать по Байкало - Амурской магистрали. Мое путешествие к Байкалу началось с города Братска на поезде по рельсам, проложенных молодыми романтиками с разных городов нашей большой страны. 13 часов пути. [600x394] [596x407]
БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек таких, как Лена, Верхняя Ангара, Витим, Зея, Бурея, Амур, семь горных хребтов: Байкальский, Северо - Муйский, Степовой, Туранский, Кодарский, Дуссе - Алиньский и Тукурингрский; более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. [600x401]
БАМ справедливо называют трассой дружбы и братства. Ее строили представители 70 национальностей СССР. Многие посёлки и станции БАМа строились одной республикой, областью или городом. Так, азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан; армяне - Кюхельбекерскую и Звездную; белорусы - Муякан; грузины - Икабью и Нию; казахи - Новую Чару; латыши - Таксимо; литовцы - Новый Уоян; молдаване - Алонку; туркмены - станцию Ларба; таджики - Солони; узбеки - Куанду и Леприндо; украинцы - Новый Ургал; эстонцы - Кичеру. Множество разъездов и станций построено жителями РСФСР: Тамбовской области - Хурумули; Новосибирской - Тунгала и Постышево; Пензенской - Амгунь; Волгоградской - Джамку; Саратовской - Герби; Куйбышевской - Этыркен; Ульяновской - Ижак; Свердловской - Кувыкта и Хорогочи; Пермской - Дюгабуль; Челябинской - Юктали; Ростовской - Киренга; Тульской - Маревая; Московской -Тутаул и Дипкун; Алтайского края - Эворон; Красноярского - Февральск; Хабаровского - Сулук; Ставропольского и Краснодарского - Лену; Башкирии - Верхнезейск. Жители Чечено-Ингушской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР работали на строительстве Кунермы. Москвичи строили Тынду, ленинградцы - Северобайкальск. [628x305] [550x443] [465x600] [486x600] [506x600]
Добровольцы из Москвы.
[600x365]
Самый сложный участок - Северо-Муйский тоннель был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. Общая длина горных выработок тоннеля - 45 км; вдоль всей длины тоннеля проходит выработка меньшего диаметра, используемая для откачки воды, размещения инженерных систем и доставки технического персонала. Вентиляция обеспечивается тремя вертикальными шахтными стволами. Безопасность прохождения поездов через тоннель обеспечивают, помимо прочего, системы сейсмического, радиационного контроля. Для поддержания микроклимата в тоннеле на обоих его порталах установлены специальные ворота, открываемые только для прохождения поезда. Инженерные системы тоннеля управляются специальной автоматизированной системой, разработанной в Конструкторско - технологическом институте вычислительной техники Сибирского отделения Российской академии наук. Работы по строительству Северо - Муйского тоннеля не были свернуты даже в самые тяжелые для экономики России времена. [600x428]
15 октября 1905 г. было открыто постоянное движение. На фото: Тоннель № 8 пробитый сквозь скалу мыса Толстый.
[600x412]
Вот и все. Сомкнулось полотно.
И последний выложен портал.
"Золотое" светится звено -
Ты об этом десять лет мечтал.
И когда оркестр громом брызнет,
Ты поймешь, что в ливнях и пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою вовремя нашли.
Нам бывало трудно много раз,
Но теперь спокойно оглянись:
Стройка обошлась бы и без нас,
Нам же без нее не обойтись!..
Первый поезд ждали 10 лет. Куанда. 1.10.1984 год.
[450x301] [529x313]
Владимир Высоцкий "Вот твой билет, вот твой вагон."1973 г.
[600x396] [600x413] [200x241]
В обеспечении стройки всем необходимым участвовали 60 отраслей народного хозяйства, сотни предприятий - поставщиков, проектных и научных организаций. Магистраль прошла по территории области в северных, богатых природными ресурсами районах. Вблизи ее разведано и передано под освоение Свободненское месторождение бурых углей. В Зейском и Тындинском районах богатые золотоносные россыпи, на базе которых работают десятки мощных драг. На миллионах гектаров раскинулись леса, общие эксплуатационные запасы которых превышают один миллиард кубометров. [600x388]
Меня покорила красота Сибири, величавые ели, сосны,
кедры, огромные горы и сопки, большие и маленькие
речушки с каскадом спускающихся водопадов.
[470x700]
Такая масштабная стройка была под силу только великой державе, с ее колоссальной экономической мощью и ресурсами. Освоению всех природных ресурсов и служит Байкало-Амурская магистраль. Согласно «Стратегии-2030» объем инвестиций в БАМ составит около 400 миллиардов рублей. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров. История Байкало - Амурской магистрали продолжается…
Благодарю за внимание, буду рада увидеть Ваши фотографии
строителей БАМа в комментариях.