Автор: Екатерина Шеко
Сегодня мы поговорим о том, как различить "хорошие" и "плохие" глазки иконных ликов. На мой взгляд, это не так просто, как может показаться.
1.
[700x545]
Плохо рисуют не только некоторые "иконописцы" в наши дни. Плохо рисовали очень многие и в XIX в., и в XVIII, и раньше, и даже во времена самого расцвета иконописи. Просто время отфильтровало этот балласт: хранили и берегли лучшее, а убогие неумелые иконы пошли "в утиль".
[604x678] А лики начала ХХ в. - где-то так:
[588x634]
[640x606]Царские жалованные изографы класса Симона Ушакова пробовали смягчить и "очеловечить" такую форму глаз, сделать их более округлыми, но все же острые углы как характерный признак сохранили.
[700x625]
[700x636]
[700x510]
[700x608]
[548x598]
[700x562]Надо сказать, что термин "живоподобие" в наше время совершенно потерял свой изначальный смысл. Тот рисунок глаз и других деталей лица, что считался подобным живой натуре в XVII-XVIII вв., сегодня смотрится в какой-то мере даже глуповато и смешно. На самом деле, в жизни можно найти глаза (вернее, реального живого человека) с таким же рисунком линий контуров глаз, как на лучших иконах древних мастеров.
Обратите внимание: раскрытие век не симметрично, как в случае с глазами "рыбкой", а сдвинуто по диагонали. Максимум раскрытия верхнего века ближе к переносице, и не прямо над зрачком. А максимум раскрытия нижнего века - ближе к наружному углу глаза. Зрачок небольшой и почти касается линии верхнего века. Темные только линия верхнего века, зрачок и контур радужки. Слезник не выглядит таким круглым и выпуклым шариком, как на иконах XVIII в., он бликует, и поэтому практически не виден.
11.
[534x403]
Именно так писали глаза лучшие византийские иконописцы. Они хорошо разбирались в анатомии.
12.
[493x700]
Найденная "формула" линий еще довольно долгое время использовалась византийскими (и поствизантийскими) и древнерусскими иконописцами.
[428x700]
[700x666]
[700x664]
[677x700]
[613x700]
[646x700]
[588x553]