Что такое современная цивилизация? Нет, давай-ка я лучше уточню. Что такое современная западная цивилизация? Так будет точнее. Ибо существуют ценности, не менее древние и не менее современные, ибо именно сейчас согласно им живут миллиарды людей. Конечно, сегодня происходит взаимопроникновение культур, цивилизаций. Однако граница между Востоком и Западом пока еще существует.
Современная западная цивилизация – мышление великой троицы древности, троицы великих греков. Возрождение возвратило его Европе и западной цивилизации. Оно сделалось стандартным «программным обеспечением» западного мышления и остается таковым и по сей день. Великая троица — это Сократ, Платон и Аристотель.
Платон знал Сократа с юных лет, хотя и не был формально его учеником. Сократ никогда ничего не записывал. Это сделал за него Платон в своих работах. Аристотель же был учеником Платона и впоследствии стал наставником Александра Великого. После краха Римской империи, во времена Средневековья, греческое и римское мышление в Европе были основательно забыты.
Говорят, что Шарлемань, один из величайших вождей Европы, не умел ни читать, ни писать. Эллинская культура же была воспринята жителями Северной Африки ( Александрии). Арабы, придя в Испанию, принесли туда эллинскую культуру, и вернули греческое мышление в Европу во времена Возрождения именно арабские философы из Испании. Христианская (католическая) церковь, находившаяся под управлением таких людей, как Фома Аквинский из Неаполя, горячо это мышление приветствовала. Ей нужен был подобный тип мышления, который помогал бы доказывать неправоту еретиков. Мышление же великой троицы как раз эту возможность и обеспечивало.
Поскольку под контролем церкви находились школы, университеты и интеллектуальная культура, этот метод мышления быстро сделался основой западного мышления вообще и до сих пор таковой и оставался. Что неудивительно, ибо на самом деле это мощный метод мышления. И другого попросту не было.
Сократ был весьма пристрастен к диалектике, или дискуссии. Прославился он своим методом задавания вопросов. Вопросы были не «исследовательские», а «испытывающие». Например, Сократ мог бы спросить: «Выбрали ли бы вы лучшего атлета наугад?»
Очевидный ответ — «нет».
«Выбрали ли бы вы капитана для своего корабля наугад?»
Очевидный ответ — «нет».
«В таком случае имеет ли смысл выбирать наугад политиков?»