«На Востоке всё иначе: другие краски, другой воздух, другие жизненные ценности и реальность сказочнее вымысла», - как-то отметил художник Валерий Блохин, много путешествуя по странам Азии, Африки, Ближнего Востока, изучая быт и культуру живущих там народов. А затем выплеснул свои впечатления от увиденного на холсты феерией ярких красок и покорил весь мир. В нашей публикации - рассказ об удивительном краснодарском живописце и галерея его изумительных работ, объединенная в цикл «Шелковый путь»
Валерий Блохин – известный художник-колорист, имя которого широко известно не только в России и Краснодарском крае, но и далеко за рубежом. Персональные выставки Валерия Блохина не раз с огромным успехом проходили в России, во многих европейских странах, а также в Северной и Латинской Америке, на Дальнем Востоке, в Южной Африке и странах Магриба.
Верблюды свадебного каравана. Из цикла «Шелковый путь»
Караван идет
Он обладатель золотой медали Академии искусств Чехии им. Масарика, почетным членом которой является уже немало лет, и серебряной медали Российской академии художеств, где также значится членом-корреспондентом. Его картины - это впечатления, привезенные из многочисленных странствий по миру. Каждое его творение, чётко выстроенное композиционно, максимально точно передает цвето-тональные особенности различных уголков земли, что является большой редкостью в художественном мире. Именно такой неординарный творческий подход к живописи и стал визитной карточкой художника. И хотя специалистам весьма сложно определить направление творчества Валерия Блохина, сам автор относит его к субъективному реализму.
Восток - дело тонкое
Совет мудрецов
Восточные мотивы на полотнах Валерия Блохина появились в связи с выставочной деятельностью за рубежом. Началось все в 1990 году в Германии, а затем была Индия, Вьетнам, Шри-Ланка. Именно Восток внес в его творчество экспрессию цвета, характерного для этих регионов. Каждая последующая поездка привносила много новых впечатлений и потрясений. Новые эмоции были настолько сильны, что стали основной темой в творчестве мастера. Все полученные впечатления от путешествий по странам Востока он запечатлевал на холстах: так появились Тибетская, Арабская, Вьетнамская, Египетская, Японская серии, которые он объединил в единый цикл "Шелковый путь".
Творческая манера, которая завораживает даже далекого от искусства живописи зрителя
Бедуин на верблюде
Как признается сам живописец, сюжеты своих картин он никогда не задумывает заранее – они рождался, как говорится, на ходу. Каждую свою работу автор начинает с абстрактных цветовых пятен, а уже потом ищет в них реальность, какой-то намек на рисунок. Что любопытно, неотъемлемой составляющей творческого процесса для художника является музыка. Только под звуки любимых мелодий он полностью отдается настроению и начинает творить. Каждый творческий человек знает: если без настроения браться за работу — ничего хорошего не выйдет.
Воин-всадник
Незамысловатые сюжеты на своих картинах живописец щедро обыгрывает необузданной цветовой гаммой. Удивительно, как посредством силуэтов и ярких цветов удается ему очень точно передать настроение и суть изображаемого. Сам Валерий Блохин, отвечая на вопросы любопытных созерцателей, говорит, что особых секретов у него нет, но наблюдать за его экспромтом безумно интересно даже людям, далеким от искусства. Каждое его произведение – некий самодостаточный, замкнутый в себе мир, куда он мастерски уводит зрителя по пути визуального восприятия.
Техника и инструменты
Караван в пути
Многие уже наверняка отметили необычную живописную манеру мастера, слегка напоминающую акварель. Тем не менее, Блохин пишет маслом и весьма нестандартно. Он редко использует в своей работе кисти, в основном в ход идут пальцы (по словам художника, так лучше чувствуется фактура материала, толщина слоя краски). Но по большому счету орудует он над своими полотнами мастихином и валиком, нанося мазки один за другим, различные по тональности, насыщенности и плотности.
Мастихи́н (от итал. mestichino, «шпатель») — специальный инструмент, использующийся в масляной живописи для смешивания или удаления незасохших остатков красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст.
Мастихин также называют художественным шпателем. Изначально мастихин использовали для работы с красками только на палитре. Со временем мастихин стал употребляться вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Такой способ нанесения красок на холст придавал картине особый стиль.
Мастихины, как правило, изготавливаются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер (ножа, лопатки и других инструментов). Примерами письма мастихином могут быть некоторые работы Поля Сезанна, Валентина Серова, Константина Коровина, преимущественно мастихином работает петербургский художник Дмитрий Кустанович.
Мастихин для нанесения краски на холст отличается от мастихина для палитры изогнутой формой ручки. Изгиб между лопаткой и ручкой упрощает написание картины тем, что рука не касается полотна.
Африка
Мастерски орудуя этими инструментами, художник будто волшебник постепенно на полотне вырисовывает узнаваемые образы, к примеру бедуинов с верблюдами или мчащегося куда-то вдаль воина-всадника, кочевников или же загадочных восточных женщин.
Цветовое пятно - как главный атрибут сюжета
Воин-всадник на лошади
Весь секрет в техническом подходе, к которому художник пришел не сразу. Лишь методом проб и ошибок, а также благодаря своему упорству и трудолюбию, он нашел свой уникальный авторский почерк и обрел мировую славу. Ключевую роль в становлении мастера сыграло знакомство с художником Алексеем Паршковым, который и порекомендовал не жалеть краски и больше экспериментировать с цветом.
Яркая живопись на грани абстракции
Нагая восточная женщина
Будучи превосходным мастером рисунка, нюансы которого освоил еще в художественном училище, Валерий стал буквально выливать разведенную краску на холст, лежащий на горизонтальной поверхности, а когда та растекалась в разном направлении, перемешиваясь, создавая вычурные разводы и необычные сочетания, он начинал мыслить абстрактно и буквально силой своего воображения "вытягивать" из этих пятен сюжет.
Музыкант
А так как работа шла не от формы, а от цветового пятна, то и вскоре пришло профессиональное чувство цвета. Таким способом и сложилась его особая техника: сначала - абстрактные пятна, и только потом дописывается реальность.
Портрет восточной женщины
И если ранее он в своей работе опирался на предварительный карандашный набросок, то сейчас – вначале на эмоции, и только затем на детали… Присмотритесь, экспрессивность в его работах просто зашкаливает. Но еще больше поражает умение мастера вовремя остановиться, чтобы не сделать работу слишком завершенной. А ведь иногда так сложно уловить эту грань, после которой любое вмешательство в картину будет ей только во вред…
Портрет восточной женщины
Из цикла «Шелковый путь»
Девушка на лошади
Несколько слов из биографии мастера-колориста
Художник Валерий Блохин за работой
Художник Валерий Маратович Блохин родился в 1964 году в Новороссийске. Мальчишкой увлекался дзюдо и художеством. А когда пришло время выбирать, выбрал второе. Потому как на оба увлечения катастрофически не хватало времени. Бросив дзюдо, закончил местную художественную школу и поехал поступать в Краснодарское художественное училище. В 1984 году Блохин был уже дипломированным специалистом. Не пройдет и трех лет, как Валерий постепенно станет участником городских, краевых, республиканских, всесоюзных и международных выставок. В 1990 году он стал членом Союза художников России, а с 2007 года - членом Творческого союза художников России.
Цветочный натюрморт
Нужно отметить, что семья у Валерия Маратовича творческая: "Моя супруга тоже художник, но ее больше притягивает Италия, Испания. Живем мы дружно, вот и мир поделили пополам: мне достался Восток, а Ларисе — Запад"- говорит колорист.
У каждого живописца свое видение мира и его восприятие. И мы иногда не замечаем, что смотрим на окружающую действительность глазами того или иного мастера, поскольку в этом есть их предназначение.
kulturologia.ru