традиционно чульо выполняют по кругу на пяти спицах. Так на Руси вяжут носки. Однако, хотя в свое время я и освоила эту технику, но почти сразу от нее отказалась. Спицы с леской гораздо удобнее. Поэтому я вяжу ими и шапки, и носки, и варежки, и даже перчатки и всем настоятельно советую поступать подобным образом. Вначале, когда ряды длинные и на спицах много петель, я при работе вытягиваю леску лишь в одном месте ряда. Затем, когда в результате убавки петель становится меньше, я вытягиваю леску в двух местах на равном расстоянии друг от друга. Этого обычно бывает достаточно, чтобы связать ряд из минимального количества петель. Но в таком случае леска спиц должна быть достаточно тонкой, чтобы легко сгибаться. Чульо «Ламы» в сложенном (и не растянутом) виде имеет ширину прямой части головки примерно 27 см. Следовательно, ее полная ширина составляет около 54 см. Такое чульо предназначено для размеров 58 – 59, поскольку оно должно обтягивать голову. Но, я думаю, что шапка вполне подойдет и для голов поменьше. Чульо состоит из четырех частей: 1) прямой части, 2) донышка, 3) трубы, 4) наушников.
Прямая часть (схема 6) имеет высоту 12 см. Она включает в себя резинку 2×2 и узор «Ламы», обрамленный сверху и снизу узором «Окошки». Раппорт узора «Окошки» по ширине – 4 п., по высоте – 7 рядов. Узор начинается и заканчивается рядом желтого цвета. Исключение составляет его первая полоса (сразу после резинки). Прямоугольнички вывязаны бордовой нитью, а цвета нитей фона меняются. «Окошки» разделяют между собой более крупные узоры. Они являются чем-то вроде рамки для них. При этом на полосе узора «Окошки», находящейся над крупным узором (верхняя часть рамки), цвета фона повторяются в обратном порядке. Ширину прямой части шапки составляют 160 п. Число 160 оказалось очень удобным. Оно делится на 4 и на 10. Ведь раппорты цветной резинки и узора «Окошки» – 4 п., а узора «Волны» – 10 п. Под 160 п. я подогнала придуманный мной узор «Ламы». Его раппорт по горизонтали равен 23 п. 7 лам – это 161 п. Следовательно, при переходе к узору «Ламы» нужно добавить 1 п., а по его завершении (при переходе к узору «Окошки») – сократить. Итак, набираем на спицы бордовой нитью 160 п. (вернее 161 п., чтобы провязать 2 п. вместе для замыкания круга). Замыкаем круг и выполняем 1-й ряд резинки 2×2. Во 2-м ряду присоединяем желтую нить и вяжем ею изнаночные петли, а бордовой нитью – лицевые. Провязав 4 ряда резинкой, переходим к узору «Окошки». Далее – по схеме 6.
[507x452]схема 6
Донышко имеет высоту 10 см. Оносостоит из узора «Волны», двух полос узора «Окошки», между которыми расположен узор «Ромбы» (раппорт 5 п.). Убавки делаем между узорами – после того, как провяжем 1 ряд над узором, другими словами, – во 2-м ряду после узора, а это – ряд желтого цвета. Исключение составляет ряд убавок, который приходится на 1-й бордовый ряд узора «Ромбы». Если делать сокращение петель в 1-м ряду – сразу после узора, контуры узора будут нарушены убавками. Первый раз сокращаем петли в желтом ряду перед узором «Волны». Каждый раз убавляем по 20 п. Порядок узоров и последовательность сокращения петель донышка показаны на схеме 7.
[634x560]схема 7
Напоминаю правила сокращения петель в ряду. Убавки следует делать через равные промежутки. Для этого из числа петель ряда – при первом убавлении 160 п. – вычитаем сумму сокращаемых петель – 20 п. и остаток делим на сумму сокращаемых петель: 160 – 20 = 140 п.; 140 : 20 = 7 п. Таким образом, провязываем вместе каждую 7– и 8-ю п. После узора «Волны» провязываем вместе каждую 6– и 7-ю п., после узора «Окошки» – каждую 5– и 6-ю, после узора «Ромбы» – каждую 4– и 5-ю, после узора «Окошки» – каждую 3– и 4-ю п. Если вы, делая убавки, обсчитались и у вас осталась лишняя петля, не беда. Сократите ее во время провязывания 1-го ряда узора.
Труба(фото 26) имеет высоту 23 и ширину 18 см (60 п.). Вяжем ее без убавок. На трубе расположены узоры «Птицы» (раппорт 20 п., схема 8), «Волны» и «Сури» (раппорт 12 п.), разделенные узором «Окошки». Последовательность расположения узоров трубы и мыска дана на схеме 9. Мысок отделен жирной черной чертой.
[375x177]схема 8
При таком способе убавок мысок у меня получился не треугольный (в плане), как у носка, а скругленный. Он состоит (если смотреть сверху схемы) из 2 рядов бордового цвета, 1 полосы «Маленьких окошек» (у которых изъят 1 средний ряд, из-за чего они из прямоугольников превратились в квадратики) и 2 рядов бордового цвета. Для формирования мыска первый раз убавляем петли (20 п.) во 2-м бордовом ряду после узора «Окошки», который закрывает узор «Сури». Провязываем по 2 п. вместе через 1 п. На спицах остается 40 п. Следующее убавление (20 п.) делаем после узора «Маленькие окошки» – в желтом ряду. Провязываем петли по 2 вместе без пропуска. На спицах остается 20 п. В следующем – бордовом ряду снова сокращаем число петель в два раза. Остается 10 п. Последний – бордовый – ряд вяжем без убавок. Затем петли стягиваем рабочей нитью с помощью крючка.
[466x700]схема 9
Глажение. Жаккардовые узоры шапки требуют обязательного отпаривания. Разницу между отпаренной и неотпаренной шапкой можно увидеть, если сравнить фото готовых чульо на модели с фото 23, где показана неотглаженная шапка, которая впоследствии была переделана. Отпарить чульо следует, по крайней мере, до начала работы над наушниками, потому что после глажения шапка, скорее всего, станет немного больше и может по-другому сесть на голове. А от величины шапки и положения ее на голове зависит место прикрепления и размер наушников. Так, моя экспериментальная шапка из полушерстяной пряжи после отпаривания вытянулась больше, чем я ожидала. В результате чульо теперь складывается не у корня трубы, как было задумано и выполнено, а раньше на пару полос узоров. Впрочем, такое вполне допустимо, поскольку подобные модели чульо существуют. Кстати сказать, и сами наушники удлинились после отпаривания. Кроме того, после глажения шапка сделалась мягче и хуже держит форму. Так что, мой вам совет: используйте только натуральную высококачественную пряжу. Для полной уверенности в результате отглаживайте и примеряйте шапку в процессе работы, чтобы контролировать ее высоту. Первый раз отпарьте ее, связав прямую часть, а во второй – донышко. Не отпаривайте стык между донышком и трубой, если не хотите, чтобы корень трубы растянулся. Без крошечной гладильной доски, которой пользуются швеи-профессионалы, отпарить трубу трудно. А это сделать необходимо и к тому же очень внимательно. Труба – одно из самых заметных мест шапки, и ее неровности не могут быть снивелированы, как у донышка, при одевании на голову. Способ глажения, применяемый для брюк, при котором получаются стрелки, тут не подойдет. Придется разглаживать трубу на краешке стола мыском утюга, не касаясь краев. Но лучше всего для глажения трубы сделать прокладку из сложенного в узкую полоску полотенца, которое нужно поместить внутрь трубы. Отпарить головку шапки гораздо проще. Она оденется на край гладильной доски без проблем. Если у вас нет гладильной доски, используйте те способы, которые я предложила для отпаривания трубы. Пользуетесь вы старой моделью утюга или новой – с отпаривателем, проглаживайте шерстяное полотно через белую ткань из чистого хлопка. В первом случае она должна быть влажной, во втором – сухой. Не забудьте перед глажением спрятать все технические концы ниток
[234x700]схема 10
Наушники должны полностью закрывать уши и поэтому, как я установила опытным путем, их следует немного сместить к затылку. А для начала нужно наметить середину переда шапки, поскольку у основного узора «Ламы» нет очевидной средней линии. С этой целью я проложила крупные стежки штопкой по косичке петель от середины центральной птицы на корне трубы до края головки шапки, оставив длинные хвосты нитки у начала и конца шва, чтобы нить не выскользнула во время работы, а после работы ее было легко вытащить. Также нитками я отметила начало (конец) первого (наборного) ряда каждого наушника. За единицу измерения в данном случае я приняла «окошки» первого узора чульо. Так, расстояние между наушниками спереди равно 14 «окошкам» – по 7 от средней линии шапки, а сзади – 8 «окошкам». На каждый наушник приходится 9 «окошек» (35 п.). А всего в узоре, вывязанном по краю шапки, насчитывается 40 «окошек» (160 п.). Высота наушника – 9 см, ширина в верхней части – 11,5 см. Схема наушника включает в себя кромочные петли. Первый ряд здесь – наборный.
[408x375]схема 11
Петли набираем по краю резинки, как на чульо пако (фото 1 – 3). Каждую последнюю (кромочную) петлю в ряду провязываем лицевой. Первую (кромочную) петлю ряда снимаем, не провязывая, как при лицевом вязании (нить за спицей). Узелковый край, получающийся при таком способе, меньше скручивается по сравнению с краем цепочкой, который образуется при провязывании каждой последней петли ряда изнаночной.
По правилам жаккардового вязания желтую нить в конце каждого ряда следовало бы провязывать вместе с бордовой кромочной петлей для закрепления. Но в таком случае кромочный край наушника получается утолщенным и разноцветным. Это затрудняет задачу его отделки. Поэтому нить нужно закреплять методом, характерным для интарсии, – путем скрещивания ее с нитью фона в том месте, где начинается желтый цвет узора. Закрепляем желтую нить при провязывании бордовой петли, находящейся в непосредственной близи от первой желтой петли в ряду. Для этого на бордовую нить накладываем сверху желтую и только потом провязываем бордовую петлю.
Наушник имеет форму рыцарского щита, что достигается соответствующим ритмом убавок. Вначале 10 рядов (включая наборный) вяжем без убавок. В 11-м ряду переходим к сокращению петель через ряд по лицевой стороне (6 сокращений). Для убавок провязываем 2 п. лицевой, отступая от кромочных по 1 п. Чтобы линии убавок выглядели красиво, 2 п. с левой стороны работы провязываем лицевой с наклоном вправо, а 2 п. с правой стороны – с наклонов влево. Обычно в немецких изданиях этим действиям соответствуют следующие условные обозначения и пояснения:
– 2 п. провязать вместе лицевой;
– 2 п. провязать вместе лицевой с наклоном влево: 1 п. снять как при лицевом вязании, следующую петлю провязать лицевой и протянуть через снятую петлю.
Я же провязываю петли как в первом, так и во втором случае одновременно. Для наклона вправо ввожу спицу со стороны 2-й п. Для наклона влево ввожу спицу со стороны 1-й п., но при этом 1-ю п. вначале снимаю и поворачиваю ее левой стенкой к себе. Соответственно правая, которая всегда смотрит на меня, уходит назад.
Когда мы перейдем к убавкам в каждом ряду, наклон петель нужно будет выдерживать и на изнанке. Те петли, которые по лицу мы провязывали с наклоном вправо (убавки по левому от нас краю работы), по изнанке (теперь они оказываются справа от нас) провязываем, как обычно, изнаночной. А чтобы сохранить наклон влево , петли перед провязыванием изнаночной меняем местами, чтобы первая от нас петля стала второй, другими словами перекрещиваем петли. Для этого снимаем 1-ю п. на правую спицу, затем большим и указательным пальцем левой руки снимаем ее с правой спицы и держим перед работой. Снимаем 2-ю п. на правую спицу и одеваем вслед за ней на правую спицу 1-ю п., которую мы держали пальцами. После этого обе петли возвращаем на левую спицу и провязываем их изнаночной.
Когда на спицах останется 7 п., начнем провязывать по 3 п. вместе в середине ряда так, чтобы петли на лицевой стороне имели наклон влево. Первый раз придется сделать это в изнаночном ряду. Провязываем первые 2 п. изнаночной петлей, снимаем ее на правую спицу, 3-ю п. поворачиваем лицом от себя и надеваем ее на петлю с правой спицы или, другими словами, протягиваем через нее петлю с правой спицы. В следующем, лицевом ряду (на спицах 5 п.) провязываем 3 п. вместе на лицо следующим образом. 1-ю п. снимаем на правую спицу, провязываем 2– и 3-ю п. вместе лицевой и надеваем на нее снятую петлю, предварительно повернув ее лицом к себе. На спицах осталось 3 п. Для последнего сокращения работу не поворачиваем на изнанку и петли не провязываем, а одеваем крайние на среднюю. Вначале одеваем последнюю, предварительно сняв первые две на правую спицу, а потом первую, повернув ее лицом к себе.
Предложенный способ вывязывания наушника достаточно сложен. Но поверьте, что только так наушник получается аккуратным, с уже оформленным краем. Его можно даже не обвязывать крючком, хотя это принято. Например, взятое мною за образец чульо пако (фото 1 – 3), у которого начало тоже связано резинкой, отделано по краю «рачьим шагом».
Петли «рачьего шага» представляют собой столбики без накида, которые выполняются слева направо. Крючком подхватите петлю в направлении, указанном на рисунке стрелкой, вытяните рабочую нить и, сделав накид, провяжите обе находящиеся на крючке петли. Из-за отделки «рачьим шагом» ушки становятся немного жесткими, но она повышает статус изделия, поднимает его до высшего – профессионального уровня. Обвязывая наушник, вводим крючок в каждую петлю косички, которая получилась на месте убавок. Обвязывая резинку, вводим крючок в петли первого ряда через одну.
Я, правда, не стала использовать «рачий шаг», поскольку жесткая полоса отделки не сочеталась с мягким и тонким полотном моих чульо. (Эх, не выдержали бы аймарской проверки водой мои шапки!) Памятуя о том, что лучшее – враг хорошего, я отказалась вовсе от обвязки и наушников, и, следовательно, всего края шапки.
Мне бы очень хотелось назвать второе чульо «Викуньи». Ведь узор на прямой части шапки, который я взяла из старого журнала, составлен из верблюдовых, очень напоминающих моих любимиц. Но, судя по хвостику, здесь изображены ламы. Викуньи, в отличии от лам, носят хвостик плотно прижатым к телу. В результате я дала чульо имя «Кондоры». Из стилизованных фигур этой священной для андцев птицы, которые я позаимствовала у чульо пако (фото 1 – 3), составлен узор начала трубы шапки.
Напомню, что чульо «Кондоры» я начала вязать первым, а затем отложила, чтобы впоследствии переделать, отработав способ вязания чульо на второй шапке, которую я назвала «Ламы». Чульо «Ламы» сильно растянулось при глажении. Поэтому у чульо «Кондоры» я постаралась уменьшить высоту донышка и наушников. С этой же целью узор «Окошки» я сократила на 1 ряд. Он имеет в высоту 6 рядов, а не 7. К тому же «Окошки» не всегда начинаются и заканчиваются желтым рядом. Но в принципе чульо «Ламы» и «Кондоры» практически идентичны. Поэтому чульо «Кондоры» следует вязать, руководствуясь описанием работы для чульо «Ламы».
[497x430]схема12
Ширина прямой части головки чульо«Кондоры» (схема 12) так же, как и у чульо«Ламы», равна 160 п. Но ее основной узор «Маленькие ламы» требует 165 п. 5 п. добавляем в первом бордовом ряду узора, делая по одному скрещенному накиду после каждой 32-й п. ряда. После того как узор будет выполнен, эти 5 п. сокращаем в последнем бордовом ряду, провязывая вместе каждую 32– и 33-ю п. Если 32– или 33-й п. оказывается желтая петля, убавку сдвигаем вперед или назад. Иначе пострадает рисунок узора. Вслед за узором «Маленькие ламы» начинаем сокращение петель для донышка шапки. Нам необходимо убавить 100 п. в четыре приема. Поровну – по 25 п. – распределить убавки не получается, поскольку узоры, составляющие донышко, имеют раппорт по горизонтали 4 п. («Окошки») и 6 п. («Меандр») и соответственно число петель в ряду для их выполнения должно быть кратно 4 в первом случае и 6 во втором. Поэтому я не придумала ничего лучше как распределить убавляемые петли следующим образом: первое сокращение – 40 п., последующие – по 20 п. каждое. Первый раз убавки делаем в первом зеленом ряду узора «Окошки», провязывая вместе каждую 3– и 4-ю п. Сокращение петель, конечно, очень резкое. Но после глажения легкая сборчатость становится практически незаметной, а растянувшись на голове, и вовсе исчезает (фото 28).
Далее убавляем три раза по 20 п.: 1) в первом голубом ряду узора «Меандр», 2) в первом желтом ряду следующего за узором «Меандр» узора «Окошки» и 3) в последнем зеленом ряду этого же узора «Окошки». На спицах остается 60 п. для трубы (фото 29), которая начинается с узора «Кондоры» (раппорт 20 п.).
Убавления для мыска начинаем в первом бордовом ряду после черты (см. схему 13), провязывая 2 п. вместе через одну. Далее вывязываем узор «Маленькие окошки». Вторая убавка приходится на первый бордовый ряд после этого узора. Здесь петли сокращаем вдвое. Следующий ряд вяжем без убавок. Затем снова петли сокращаем вдвое. На спицах остается 10 п. Последний ряд вяжем желтой нитью без убавок. На схеме 13 показана последовательность всех узоров шапки. Ее составляющие (прямая часть, донышко, труба и мысок) отделены друг от друга жирной черной чертой.
[408x342]схема14
Наушник (схема 14) украшен тем же узором, что и у чульо «Ламы». Но при той же начальной ширине (11,5 см) он имеет высоту на 1 см меньше (8 см). Для того чтобы начать сокращение петель раньше, пришлось немного укоротить ноги у птиц. Первое сокращение попадает на 10-й – изнаночный ряд. Следовательно, и другие сокращения, которые нужно делать через ряд, придутся на изнаночные ряды. Последний ряд наушника – также изнаночный. Поэтому для того чтобы надеть крайние петли на среднюю, в этом варианте наушника работу поворачиваем на лицо. Кисти. Оба чульо я украсила желтыми кистями. На чульо «Кондоры» я прикрепила их к наушникам и к вершине трубы. У чульо «Ламы» наушники получились предельно длинными. Удлинять их еще более кистями мне не хотелось. Я попробовала сплести шнуры, но результат меня не удовлетворил. В итоге наушники я ничем не дополнила, а кисть привязала лишь к мыску трубы. Для того чтобы сделать кисть, я наматывала пряжу на сложенную картонную коробочку из-под лекарства шириной 6,5 см пока не получался довольно толстый валик. При этом я старалась наслаивать нитки друг на друга по одной линии, чтобы легче было перевязать их в вершине кисти – по середине отрезков, поскольку, понятно, «щетинки» кисти должны быть одинаковой длины. Перевязывать нитки нужно перед тем, как разрезать их снизу, и максимально туго, чтобы они не разъехались. Разрезав валик, я обмотала его верхушку ниткой, отступив от верхней точки столько, чтобы получился шарик, связала концы нити и замаскировала их под «щетинки», обрезав до нужной длины. В завершение я подровняла кисть ножницами. Наверное, чульо «Кондоры» более правильное, но по моим внутренним ощущениям чульо «Ламы» более «чульистое». И в цветовом отношении оно приятнее моим глазам. Кроме того, его узорная композиция гораздо удачнее. Она почти безупречна. Тут только один недостаток – первый узор «Окошки» спорит резинкой. Они схожи и по цветам, и по геометрии. Поэтому их элементам полагается быть выстроенными по вертикали строго один под другим. Но у окошка – 3 п., а у прямоугольника резинки 2 п. В результате получается, что резинка съезжает относительно «Окошек». Впрочем, это почти незаметно. Однако при желании можно попробовать вязать резинку одноцветной – бордовой или двухцветной, но 3×1. Есть и третий вариант – разделить узоры несколькими рядами, связанными бордовой нитью. У чульо «Кондоры» между резинкой и «Окошками» связан узор «Меандр». Поэтому конфликта между ними не возникает.
Несомненно, мои чульо нельзя назвать настоящими в полной мере. Но они связаны, как я смею надеяться, с соблюдением кечуанских традиций. В то же время их вполне можно носить и у нас. Правда, для того чтобы выйти в таком чульо в город, а не в альпийскую деревушку, нужно, конечно, иметь кураж. Дабы меньше выделяться из толпы, нужно сделать чульо менее этническим. С этой целью достаточно, на мой взгляд, лишь приглушить краски, выбрать более сдержанное цветовое решение для данной композиции узоров. Но при желании стоит пойти и по пути сокращения количества узоров, заменив их на трубе и наушниках однотонным полем, как это сделали дизайнеры чульо музыканта (фото 18) и тех шапок, которые продают на рынке для туристов в Перу. На фото 30 они находятся внизу справа. Эти чульо явно связаны на машине и, конечно, я бы никогда их не купила. Правда, композиционное и цветовое решения голубой шапки (обведена рамкой) мне нравятся. Но нужно сказать, что подобрать в магазине пряжу одинаковой толщины и фактуры (а в идеале одного торгового наименования) белого и трех оттенков синего цвета, как это замыслил дизайнер голубой шапки, – нереально. Проще даже составить многоцветную композицию из контрастных цветов. Если вы вяжете давно, то, наверняка, у вас скопилось много остатков пряжи. На них и следует направить ваше внимание. Так поступила я, подобрав для своих чульо нитки из сундука. Тем более что для чульо пряжи нужно мало и, если купить четыре мотка по 100 г, то много останется. Хотя из неиспользованных ниток хорошо будет связать большой шарф. Как же я про него забыла!? А все потому, что андцы не носят шарфов.Если вам покажется, что минимизирования цветности и количества узоров для снижения градуса этничности мало, то придется менять уже форму чульо с тем, чтобы она стала привычней. Мне приходят в голову следующие варианты (см. фото 8): 1) связать раструб короче или 2) не вязать его вообще, 3) выполнить чульо в виде невысокого конуса. Сделать шапку более скромной также позволит уменьшение количества и/или размера кистей.
Обычно донышко шапки (высотой приблизительно 8 см) я делаю округлым. Для этого, связав без убавок первую часть шапки – около 12 см, я делю число петель ряда на 6 – 7 частей и провязываю в конце каждой части по две петли вместе вначале через ряд (2 – 3 раза или больше в зависимости от толщины ниток), а потом в каждом ряду до тех пор, пока на спицах не останется 6 – 7 петель. Через них крючком протаскиваю рабочую нить. Затем стягиваю петли этой же нитью и обрезаю ее. В результате на донышке шапки, если смотреть сверху, линии убавок составляют нечто, похожее на звезду, лучи у которой не прямые, а слегка выгнутые в одну сторону (фото 22).
Соответственно образованные ими секторы также получаются выгнутыми. Сделанное на сфотографированной мной шапке из меланжевой пряжи убавление в форме звезды укладывает цвета меланжа в очень интересный узор. Но остается с сожалением констатировать, что способ звезды для чульо не годится, поскольку выгнутые секторы разрубят узор и исказят его. Кроме того, он, похоже, не имеет применения у перуанцев, так как я не обнаружила шапок с подобным завершением (включая шапки помимо чульо) ни на одном фото. А ведь я хочу связать настоящее чульо.
Тогда я решил попробовать способ, описанный в текстовой инструкции, которую я нашла в интернете. Подобным способом мы вывязываем мысок носка. Число петель ряда (168) инструкция предлагает поделить на 4 равные части, и в конце и начале каждой части провязывать по 2 петли вместе (8 убавок в ряду) вначале через ряд (14 раз), а затем в каждом ряду, пока на спицах не останется 4 петли. При таком ритме убавок донышко получается не в форме полусферы, а в форме невысокого конуса (схема 4). Вначале я сделала чертеж для четверти донышка. Его основание составляют 40 петель (160 : 4 = 40). Убавлять их я решила в том ритме, который предлагает инструкция. Затем на чертеже конуса расположила основную фигуру – кондора – так, чтобы она не срезалась убавками (схема 5). К кондору, которого, кстати, я скопировала по фото с чульо пако, добавила мелкие геометрические фигурки для заполнения пустого пространства. Ниже кондора я поместила узор из пяти «снежинок», который придумала сам. Этот узор начинается до зоны сокращения петель и, чтобы крайние фигуры не обрезались убавками, пятерки «снежинок» в его первом ряду разделены между собой 8 петлями. Над кондором нашлось место лишь для трех «снежинок»
Составив композицию конуса, я принялась вязать. Результат меня разочаровал. Полосы убавок были слишком заметны и портили шапку (фото 23). В результате я пришла к выводу, что все убавки на всех чульо все же сделаны не по вертикальным линиям, а по горизонтальным, т.е. между полосами узоров.Чульо конической формы слишком требовательно в работе, поэтому-то, думается, больше распространены чульо второго типа – полусферической формы с трубой (фото 10). Такая форма допускает использование в зоне убавок узорных полос разной высоты и сокращение за один раз большого количества петель. Складывается впечатление, что на чульо, представленном на фото 10, убавки выполнены всего в двух, от силы – в трех рядах. Но я заметила места убавок лишь только потому, что шапка лежит на плоскости. Если ее одеть на голову, этих огрехов видно, скорее всего, не будет. Ведь петли сокращаются лишь на той части чульо, которая растягивается на голове. При этом неровности нивелируются. Хвост шапки вяжется практически без убавок. Они делаются лишь при вывязывании мыска. Но хотя вторая форма чульо и кажется мне облегченным вариантом первой, она больше отвечает моим вкусам и представлениям. Кроме того, она почти не ограничивает разнообразие композиций, дает больший простор для творчества. Поэтому вторую шапку я стала вязать в форме полусферы с трубой. Вначале я прикинула на связанной мной шапке, какого примерно диаметра должна быть труба чульо. Мне показалось, что половина диаметра прямой части головки будет в самый раз. Следовательно, мне необходимо сократить вдвое количество петель, т.е. убавить 80 петель. (Забегая вперед, скажу, что я сократила количество петель до 60.) Менее семи рядов в высоту стоящих узоров я не нашла. Поэтому решила попробовать убавлять по 20 петель по возможности в каждом седьмом ряду. И вот что из этого вышло.
Взято в ЖЖ