• Авторизация


Кечуанское чульо от Федосьи Олеговой 09-01-2018 17:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[627x615]

 

тра­ди­ци­онно чульо выпол­няют по кругу на пяти спи­цах. Так на Руси вяжут носки. Однако, хотя в свое время я и осво­ила эту тех­нику, но почти сразу от нее отка­за­лась. Спицы с лес­кой гораздо удоб­нее. Поэтому я вяжу ими и шапки, и носки, и варежки, и даже пер­чатки и всем насто­я­тельно сове­тую посту­пать подоб­ным обра­зом. Вна­чале, когда ряды длин­ные и на спи­цах много петель, я при работе вытя­ги­ваю леску лишь в одном месте ряда. Затем, когда в резуль­тате убавки петель ста­но­вится меньше, я вытя­ги­ваю леску в двух местах на рав­ном рас­сто­я­нии друг от друга. Этого обычно бывает доста­точно, чтобы свя­зать ряд из мини­маль­ного коли­че­ства петель. Но в таком слу­чае леска спиц должна быть доста­точно тон­кой, чтобы легко сгибаться.  Чульо «Ламы» в сло­жен­ном (и не рас­тя­ну­том) виде имеет ширину пря­мой части головки при­мерно 27 см. Сле­до­ва­тельно, ее пол­ная ширина состав­ляет около 54 см. Такое чульо пред­на­зна­чено для раз­ме­ров 58 – 59, поскольку оно должно обтя­ги­вать голову. Но, я думаю, что шапка вполне подой­дет и для голов поменьше.  Чульо состоит из четы­рех частей: 1) пря­мой части, 2) донышка, 3) трубы, 4) наушников.

[205x363]

 

Пря­мая часть (схема 6) имеет высоту 12 см. Она вклю­чает в себя резинку 2×2 и узор «Ламы», обрам­лен­ный сверху и снизу узо­ром «Окошки». Рап­порт узора «Окошки» по ширине – 4 п., по высоте – 7 рядов. Узор начи­на­ется и закан­чи­ва­ется рядом жел­того цвета. Исклю­че­ние состав­ляет его пер­вая полоса (сразу после резинки). Пря­мо­уголь­нички вывя­заны бор­до­вой нитью, а цвета нитей фона меня­ются. «Окошки» раз­де­ляют между собой более круп­ные узоры. Они явля­ются чем-то вроде рамки для них. При этом на полосе узора «Окошки», нахо­дя­щейся над круп­ным узо­ром (верх­няя часть рамки), цвета фона повто­ря­ются в обрат­ном порядке.  Ширину пря­мой части шапки состав­ляют 160 п. Число 160 ока­за­лось очень удоб­ным. Оно делится на 4 и на 10. Ведь рап­порты цвет­ной резинки и узора «Окошки» – 4 п., а узора «Волны» – 10 п. Под 160 п. я подо­гнала при­ду­ман­ный мной узор «Ламы». Его рап­порт по гори­зон­тали равен 23 п. 7 лам – это 161 п. Сле­до­ва­тельно, при пере­ходе к узору «Ламы» нужно доба­вить 1 п., а по его завер­ше­нии (при пере­ходе к узору «Окошки») – сократить.  Итак, наби­раем на спицы бор­до­вой нитью 160 п. (вер­нее 161 п., чтобы про­вя­зать 2 п. вме­сте для замы­ка­ния круга). Замы­каем круг и выпол­няем 1-й ряд резинки 2×2. Во 2-м ряду при­со­еди­няем жел­тую нить и вяжем ею изна­ноч­ные петли, а бор­до­вой нитью – лице­вые. Про­вя­зав 4 ряда резин­кой, пере­хо­дим к узору «Окошки». Далее – по схеме 6.

[507x452]схема 6

Донышко имеет высоту 10 см. Оносостоит из узора «Волны», двух полос узора «Окошки», между кото­рыми рас­по­ло­жен узор «Ромбы» (рап­порт 5 п.).  Убавки делаем между узо­рами – после того, как про­вя­жем 1 ряд над узо­ром, дру­гими сло­вами, – во 2-м ряду после узора, а это – ряд жел­того цвета. Исклю­че­ние состав­ляет ряд уба­вок, кото­рый при­хо­дится на 1-й бор­до­вый ряд узора «Ромбы». Если делать сокра­ще­ние петель в 1-м ряду – сразу после узора, кон­туры узора будут нару­шены убав­ками. Пер­вый раз сокра­щаем петли в жел­том ряду перед узо­ром «Волны». Каж­дый раз убав­ляем по 20 п. Поря­док узо­ров и после­до­ва­тель­ность сокра­ще­ния петель донышка пока­заны на схеме 7.  

[634x560]схема 7

Напо­ми­наю пра­вила сокра­ще­ния петель в ряду. Убавки сле­дует делать через рав­ные про­ме­жутки. Для этого из числа петель ряда – при пер­вом убав­ле­нии 160 п. – вычи­таем сумму сокра­ща­е­мых петель – 20 п. и оста­ток делим на сумму сокра­ща­е­мых петель: 160 – 20 = 140 п.; 140 : 20 = 7 п. Таким обра­зом, про­вя­зы­ваем вме­сте каж­дую 7– и 8-ю п. После узора «Волны» про­вя­зы­ваем вме­сте каж­дую 6– и 7-ю п., после узора «Окошки» – каж­дую 5– и 6-ю, после узора «Ромбы» – каж­дую 4– и 5-ю, после узора «Окошки» – каж­дую 3– и 4-ю п. Если вы, делая убавки, обсчи­та­лись и у вас оста­лась лиш­няя петля, не беда. Сокра­тите ее во время про­вя­зы­ва­ния 1-го ряда узора.

[335x467]26

Труба(фото 26) имеет высоту 23 и ширину 18 см (60 п.). Вяжем ее без уба­вок. На трубе рас­по­ло­жены узоры «Птицы» (рап­порт 20 п., схема 8), «Волны» и «Сури» (рап­порт 12 п.), раз­де­лен­ные узо­ром «Окошки». После­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния узо­ров трубы и мыска дана на схеме 9. Мысок отде­лен жир­ной чер­ной чертой.

[375x177]схема 8

При таком спо­собе уба­вок мысок у меня полу­чился не тре­уголь­ный (в плане), как у носка, а скруг­лен­ный. Он состоит (если смот­реть сверху схемы) из 2 рядов бор­до­вого цвета, 1 полосы «Малень­ких око­шек» (у кото­рых изъят 1 сред­ний ряд, из-за чего они из пря­мо­уголь­ни­ков пре­вра­ти­лись в квад­ра­тики) и 2 рядов бор­до­вого цвета. Для фор­ми­ро­ва­ния мыска пер­вый раз убав­ляем петли (20 п.) во 2-м бор­до­вом ряду после узора «Окошки», кото­рый закры­вает узор «Сури». Про­вя­зы­ваем по 2 п. вме­сте через 1 п. На спи­цах оста­ется 40 п. Сле­ду­ю­щее убав­ле­ние (20 п.) делаем после узора «Малень­кие окошки» – в жел­том ряду. Про­вя­зы­ваем петли по 2 вме­сте без про­пуска. На спи­цах оста­ется 20 п. В сле­ду­ю­щем – бор­до­вом ряду снова сокра­щаем число петель в два раза. Оста­ется 10 п. Послед­ний – бор­до­вый – ряд вяжем без уба­вок. Затем петли стя­ги­ваем рабо­чей нитью с помо­щью крючка.

[466x700]схема 9

Гла­же­ние. Жак­кар­до­вые узоры шапки тре­буют обя­за­тель­ного отпа­ри­ва­ния. Раз­ницу между отпа­рен­ной и неот­па­рен­ной шап­кой можно уви­деть, если срав­нить фото гото­вых чульо на модели с фото 23, где пока­зана неот­гла­жен­ная шапка, кото­рая впо­след­ствии была переделана. Отпа­рить чульо сле­дует, по край­ней мере, до начала работы над науш­ни­ками, потому что после гла­же­ния шапка, ско­рее всего, ста­нет немного больше и может по-другому сесть на голове. А от вели­чины шапки и поло­же­ния ее на голове зави­сит место при­креп­ле­ния и раз­мер науш­ни­ков. Так, моя экс­пе­ри­мен­таль­ная шапка из полу­шер­стя­ной пряжи после отпа­ри­ва­ния вытя­ну­лась больше, чем я ожи­дала. В резуль­тате чульо теперь скла­ды­ва­ется не у корня трубы, как было заду­мано и выпол­нено, а раньше на пару полос узо­ров. Впро­чем, такое вполне допу­стимо, поскольку подоб­ные модели чульо суще­ствуют. Кстати ска­зать, и сами науш­ники удли­ни­лись после отпа­ри­ва­ния. Кроме того, после гла­же­ния шапка сде­ла­лась мягче и хуже дер­жит форму. Так что, мой вам совет: исполь­зуйте только нату­раль­ную высо­ко­ка­че­ствен­ную пряжу. Для пол­ной уве­рен­но­сти в резуль­тате отгла­жи­вайте и при­ме­ряйте шапку в про­цессе работы, чтобы кон­тро­ли­ро­вать ее высоту. Пер­вый раз отпарьте ее, свя­зав пря­мую часть, а во вто­рой – донышко. Не отпа­ри­вайте стык между доныш­ком и тру­бой, если не хотите, чтобы корень трубы растянулся. Без кро­шеч­ной гла­диль­ной доски, кото­рой поль­зу­ются швеи-профессионалы, отпа­рить трубу трудно. А это сде­лать необ­хо­димо и к тому же очень вни­ма­тельно. Труба – одно из самых замет­ных мест шапки, и ее неров­но­сти не могут быть сни­ве­ли­ро­ваны, как у донышка, при оде­ва­нии на голову. Спо­соб гла­же­ния, при­ме­ня­е­мый для брюк, при кото­ром полу­ча­ются стрелки, тут не подой­дет. При­дется раз­гла­жи­вать трубу на кра­ешке стола мыском утюга, не каса­ясь краев. Но лучше всего для гла­же­ния трубы сде­лать про­кладку из сло­жен­ного в узкую полоску поло­тенца, кото­рое нужно поме­стить внутрь трубы. Отпа­рить головку шапки гораздо проще. Она оде­нется на край гла­диль­ной доски без про­блем. Если у вас нет гла­диль­ной доски, исполь­зуйте те спо­собы, кото­рые я пред­ло­жила для отпа­ри­ва­ния трубы. Поль­зу­е­тесь вы ста­рой моде­лью утюга или новой – с отпа­ри­ва­те­лем, про­гла­жи­вайте шер­стя­ное полотно через белую ткань из чистого хлопка. В пер­вом слу­чае она должна быть влаж­ной, во вто­ром – сухой. Не забудьте перед гла­же­нием спря­тать все тех­ни­че­ские концы ниток

[234x700]схема 10

 

 

Науш­ники должны пол­но­стью закры­вать уши и поэтому, как я уста­но­вила опыт­ным путем, их сле­дует немного сме­стить к затылку. А для начала нужно наме­тить сере­дину переда шапки, поскольку у основ­ного узора «Ламы» нет оче­вид­ной сред­ней линии. С этой целью я про­ло­жила круп­ные стежки штоп­кой по косичке петель от сере­дины цен­траль­ной птицы на корне трубы до края головки шапки, оста­вив длин­ные хво­сты нитки у начала и конца шва, чтобы нить не выскольз­нула во время работы, а после работы ее было легко выта­щить. Также нит­ками я отме­тила начало (конец) пер­вого (набор­ного) ряда каж­дого науш­ника. За еди­ницу изме­ре­ния в дан­ном слу­чае я при­няла «окошки» пер­вого узора чульо. Так, рас­сто­я­ние между науш­ни­ками спе­реди равно 14 «окош­кам» – по 7 от сред­ней линии шапки, а сзади – 8 «окош­кам». На каж­дый науш­ник при­хо­дится 9 «око­шек» (35 п.). А всего в узоре, вывя­зан­ном по краю шапки, насчи­ты­ва­ется 40 «око­шек» (160 п.). Высота науш­ника – 9 см, ширина в верх­ней части – 11,5 см.  Схема науш­ника вклю­чает в себя кро­моч­ные петли. Пер­вый ряд здесь – наборный.

[408x375]схема 11

Петли наби­раем по краю резинки, как на чульо пако (фото 1 – 3). Каж­дую послед­нюю (кро­моч­ную) петлю в ряду про­вя­зы­ваем лице­вой. Первую (кро­моч­ную) петлю ряда сни­маем, не про­вя­зы­вая, как при лице­вом вяза­нии (нить за спи­цей). Узел­ко­вый край, полу­ча­ю­щийся при таком спо­собе, меньше скру­чи­ва­ется по срав­не­нию с краем цепоч­кой, кото­рый обра­зу­ется при про­вя­зы­ва­нии каж­дой послед­ней петли ряда изнаночной.

[321x174]

По пра­ви­лам жак­кар­до­вого вяза­ния жел­тую нить в конце каж­дого ряда сле­до­вало бы про­вя­зы­вать вме­сте с бор­до­вой кро­моч­ной пет­лей для закреп­ле­ния. Но в таком слу­чае кро­моч­ный край науш­ника полу­ча­ется утол­щен­ным и раз­но­цвет­ным. Это затруд­няет задачу его отделки. Поэтому нить нужно закреп­лять мето­дом, харак­тер­ным для интар­сии, – путем скре­щи­ва­ния ее с нитью фона в том месте, где начи­на­ется жел­тый цвет узора. Закреп­ляем жел­тую нить при про­вя­зы­ва­нии бор­до­вой петли, нахо­дя­щейся в непо­сред­ствен­ной близи от пер­вой жел­той петли в ряду. Для этого на бор­до­вую нить накла­ды­ваем сверху жел­тую и только потом про­вя­зы­ваем бор­до­вую петлю.

Науш­ник имеет форму рыцар­ского щита, что дости­га­ется соот­вет­ству­ю­щим рит­мом уба­вок. Вна­чале 10 рядов (вклю­чая набор­ный) вяжем без уба­вок. В 11-м ряду пере­хо­дим к сокра­ще­нию петель через ряд по лице­вой сто­роне (6 сокра­ще­ний). Для уба­вок про­вя­зы­ваем 2 п. лице­вой, отсту­пая от кро­моч­ных по 1 п. Чтобы линии уба­вок выгля­дели кра­сиво, 2 п. с левой сто­роны работы про­вя­зы­ваем лице­вой с накло­ном вправо, а 2 п. с пра­вой сто­роны – с накло­нов влево. Обычно в немец­ких изда­ниях этим дей­ствиям соот­вет­ствуют сле­ду­ю­щие услов­ные обо­зна­че­ния и пояснения:

– 2 п. про­вя­зать вме­сте лицевой;

– 2 п. про­вя­зать вме­сте лице­вой с накло­ном влево: 1 п. снять как при лице­вом вяза­нии, сле­ду­ю­щую петлю про­вя­зать лице­вой и про­тя­нуть через сня­тую петлю.

Я же про­вя­зы­ваю петли как в пер­вом, так и во вто­ром слу­чае одно­вре­менно. Для наклона вправо ввожу спицу со сто­роны 2-й п. Для наклона влево ввожу спицу со сто­роны 1-й п., но при этом 1-ю п. вна­чале сни­маю и пово­ра­чи­ваю ее левой стен­кой к себе. Соот­вет­ственно пра­вая, кото­рая все­гда смот­рит на меня, ухо­дит назад.

Когда мы перей­дем к убав­кам в каж­дом ряду, наклон петель нужно будет выдер­жи­вать и на изнанке. Те петли, кото­рые по лицу мы про­вя­зы­вали с накло­ном вправо  (убавки по левому от нас краю работы), по изнанке (теперь они ока­зы­ва­ются справа от нас) про­вя­зы­ваем, как обычно, изна­ноч­ной. А чтобы сохра­нить наклон влево , петли перед про­вя­зы­ва­нием изна­ноч­ной меняем местами, чтобы пер­вая от нас петля стала вто­рой, дру­гими сло­вами пере­кре­щи­ваем петли. Для этого сни­маем 1-ю п. на пра­вую спицу, затем боль­шим и ука­за­тель­ным паль­цем левой руки сни­маем ее с пра­вой спицы и дер­жим перед рабо­той. Сни­маем 2-ю п. на пра­вую спицу и оде­ваем вслед за ней на пра­вую спицу 1-ю п., кото­рую мы дер­жали паль­цами. После этого обе петли воз­вра­щаем на левую спицу и про­вя­зы­ваем их изнаночной.

Когда на спи­цах оста­нется 7 п., нач­нем про­вя­зы­вать по 3 п. вме­сте в сере­дине ряда так, чтобы петли на лице­вой сто­роне имели наклон влево. Пер­вый раз при­дется сде­лать это в изна­ноч­ном ряду. Про­вя­зы­ваем пер­вые 2 п. изна­ноч­ной пет­лей, сни­маем ее на пра­вую спицу, 3-ю п. пово­ра­чи­ваем лицом от себя и наде­ваем ее на петлю с пра­вой спицы или, дру­гими сло­вами, про­тя­ги­ваем через нее петлю с пра­вой спицы. В сле­ду­ю­щем, лице­вом ряду (на спи­цах 5 п.) про­вя­зы­ваем 3 п. вме­сте на лицо сле­ду­ю­щим обра­зом. 1-ю п. сни­маем на пра­вую спицу, про­вя­зы­ваем 2– и 3-ю п. вме­сте лице­вой и наде­ваем на нее сня­тую петлю, пред­ва­ри­тельно повер­нув ее лицом к себе. На спи­цах оста­лось 3 п. Для послед­него сокра­ще­ния работу не пово­ра­чи­ваем на изнанку и петли не про­вя­зы­ваем, а оде­ваем край­ние на сред­нюю. Вна­чале оде­ваем послед­нюю, пред­ва­ри­тельно сняв пер­вые две на пра­вую спицу, а потом первую, повер­нув ее лицом к себе.

Пред­ло­жен­ный спо­соб вывя­зы­ва­ния науш­ника доста­точно сло­жен. Но поверьте, что только так науш­ник полу­ча­ется акку­рат­ным, с уже оформ­лен­ным краем. Его можно даже не обвя­зы­вать крюч­ком, хотя это при­нято. Напри­мер, взя­тое мною за обра­зец чульо пако (фото 1 – 3), у кото­рого начало тоже свя­зано резин­кой, отде­лано по краю «рачьим шагом».

[321x257]

Петли «рачьего шага» пред­став­ляют собой стол­бики без накида, кото­рые выпол­ня­ются слева направо. Крюч­ком под­хва­тите петлю в направ­ле­нии, ука­зан­ном на рисунке стрел­кой, вытя­ните рабо­чую нить и, сде­лав накид, про­вяжите обе нахо­дя­щи­еся на крючке петли.  Из-за отделки «рачьим шагом» ушки ста­но­вятся немного жест­кими, но она повы­шает ста­тус изде­лия, под­ни­мает его до выс­шего – про­фес­си­о­наль­ного уровня. Обвя­зы­вая науш­ник, вво­дим крю­чок в каж­дую петлю косички, кото­рая полу­чи­лась на месте уба­вок. Обвя­зы­вая резинку, вво­дим крю­чок в петли пер­вого ряда через одну.

Я, правда, не стала исполь­зо­вать «рачий шаг», поскольку жест­кая полоса отделки не соче­та­лась с мяг­ким и тон­ким полот­ном моих чульо. (Эх, не выдер­жали бы аймар­ской про­верки водой мои шапки!) Памя­туя о том, что луч­шее – враг хоро­шего, я отка­за­лась вовсе от обвязки и науш­ни­ков, и, сле­до­ва­тельно, всего края шапки.

[642x648]27

 

 

Мне бы очень хоте­лось назвать вто­рое чульо «Вику­ньи». Ведь узор на пря­мой части шапки, кото­рый я взяла из ста­рого жур­нала, состав­лен из вер­блю­до­вых, очень напо­ми­на­ю­щих моих люби­миц. Но, судя по хво­стику, здесь изоб­ра­жены ламы. Вику­ньи, в отли­чии от лам, носят хво­стик плотно при­жа­тым к телу. В резуль­тате я дала чульо имя «Кон­доры». Из сти­ли­зо­ван­ных фигур этой свя­щен­ной для анд­цев птицы, кото­рые я поза­им­ство­вала у чульо пако (фото 1 – 3), состав­лен узор начала трубы шапки.

[233x416]

Напомню, что чульо «Кон­доры» я начала вязать пер­вым, а затем отло­жила, чтобы впо­след­ствии пере­де­лать, отра­бо­тав спо­соб вяза­ния чульо на вто­рой шапке, кото­рую я назвала «Ламы». Чульо «Ламы» сильно рас­тя­ну­лось при гла­же­нии. Поэтому у чульо «Кон­доры» я поста­ра­лась умень­шить высоту донышка и науш­ни­ков. С этой же целью узор «Окошки» я сокра­тила на 1 ряд. Он имеет в высоту 6 рядов, а не 7. К тому же «Окошки» не все­гда начи­на­ются и закан­чи­ва­ются жел­тым рядом. Но в прин­ципе чульо «Ламы» и «Кон­доры» прак­ти­че­ски иден­тичны. Поэтому чульо «Кон­доры» сле­дует вязать, руко­вод­ству­ясь опи­са­нием работы для чульо «Ламы».

[497x430]схема12

Ширина пря­мой части головки чульо«Кон­доры» (схема 12) так же, как и у чульо«Ламы», равна 160 п. Но ее основ­ной узор «Малень­кие ламы» тре­бует 165 п. 5 п. добав­ляем в пер­вом бор­до­вом ряду узора, делая по одному скре­щен­ному накиду после каж­дой 32-й п. ряда. После того как узор будет выпол­нен, эти 5 п. сокра­щаем в послед­нем бор­до­вом ряду, про­вя­зы­вая вме­сте каж­дую 32– и 33-ю п. Если 32– или 33-й п. ока­зы­ва­ется жел­тая петля, убавку сдви­гаем впе­ред или назад. Иначе постра­дает рису­нок узора. Вслед за узо­ром «Малень­кие ламы» начи­наем сокра­ще­ние петель для донышка шапки. Нам необ­хо­димо уба­вить 100 п. в четыре при­ема. Поровну – по 25 п. – рас­пре­де­лить убавки не полу­ча­ется, поскольку узоры, состав­ля­ю­щие донышко, имеют рап­порт по гори­зон­тали 4 п. («Окошки») и 6 п. («Меандр») и соот­вет­ственно число петель в ряду для их выпол­не­ния должно быть кратно 4 в пер­вом слу­чае и 6 во вто­ром. Поэтому я не при­ду­мала ничего лучше как рас­пре­де­лить убав­ля­е­мые петли сле­ду­ю­щим обра­зом: пер­вое сокра­ще­ние – 40 п., после­ду­ю­щие – по 20 п. каждое. Пер­вый раз убавки делаем в пер­вом зеле­ном ряду узора «Окошки», про­вя­зы­вая вме­сте каж­дую 3– и 4-ю п. Сокра­ще­ние петель, конечно, очень рез­кое. Но после гла­же­ния лег­кая сбор­ча­тость ста­но­вится прак­ти­че­ски неза­мет­ной, а рас­тя­нув­шись на голове, и вовсе исче­зает (фото 28).

[488x543]28

Далее убав­ляем три раза по 20 п.: 1) в пер­вом голу­бом ряду узора «Меандр», 2) в пер­вом жел­том ряду сле­ду­ю­щего за узо­ром «Меандр» узора «Окошки» и 3) в послед­нем зеле­ном ряду этого же узора «Окошки». На спи­цах оста­ется 60 п. для трубы (фото 29), кото­рая начи­на­ется с узора «Кон­доры» (рап­порт 20 п.).

[490x700]29

Убав­ле­ния для мыска начи­наем в пер­вом бор­до­вом ряду после черты (см. схему 13), про­вя­зы­вая 2 п. вме­сте через одну. Далее вывя­зы­ваем узор «Малень­кие окошки». Вто­рая убавка при­хо­дится на пер­вый бор­до­вый ряд после этого узора. Здесь петли сокра­щаем вдвое. Сле­ду­ю­щий ряд вяжем без уба­вок. Затем снова петли сокра­щаем вдвое. На спи­цах оста­ется 10 п. Послед­ний ряд вяжем жел­той нитью без убавок. На схеме 13 пока­зана после­до­ва­тель­ность всех узо­ров шапки. Ее состав­ля­ю­щие (пря­мая часть, донышко, труба и мысок) отде­лены друг от друга жир­ной чер­ной чертой.

[408x342]схема14

Науш­ник (схема 14) укра­шен тем же узо­ром, что и у чульо «Ламы». Но при той же началь­ной ширине (11,5 см) он имеет высоту на 1 см меньше (8 см). Для того чтобы начать сокра­ще­ние петель раньше, при­шлось немного уко­ро­тить ноги у птиц. Пер­вое сокра­ще­ние попа­дает на 10-й – изна­ноч­ный ряд. Сле­до­ва­тельно, и дру­гие сокра­ще­ния, кото­рые нужно делать через ряд, при­дутся на изна­ноч­ные ряды. Послед­ний ряд науш­ника – также изна­ноч­ный. Поэтому для того чтобы надеть край­ние петли на сред­нюю, в этом вари­анте науш­ника работу пово­ра­чи­ваем на лицо.  Кисти. Оба чульо я укра­сила жел­тыми кистями. На чульо «Кон­доры» я при­кре­пила их к науш­ни­кам и к вер­шине трубы. У чульо «Ламы» науш­ники полу­чи­лись пре­дельно длин­ными. Удли­нять их еще более кистями мне не хоте­лось. Я попро­бо­вала спле­сти шнуры, но резуль­тат меня не удо­вле­тво­рил. В итоге науш­ники я ничем не допол­нила, а кисть при­вя­зала лишь к мыску трубы.  Для того чтобы сде­лать кисть, я нама­ты­вала пряжу на сло­жен­ную кар­тон­ную коро­бочку из-под лекар­ства шири­ной 6,5 см пока не полу­чался довольно тол­стый валик. При этом я ста­ра­лась насла­и­вать нитки друг на друга по одной линии, чтобы легче было пере­вя­зать их в вер­шине кисти – по сере­дине отрез­ков, поскольку, понятно, «щетинки» кисти должны быть оди­на­ко­вой длины. Пере­вя­зы­вать нитки нужно перед тем, как раз­ре­зать их снизу, и мак­си­мально туго, чтобы они не разъ­е­ха­лись. Раз­ре­зав валик, я обмо­тала его вер­хушку нит­кой, отсту­пив от верх­ней точки столько, чтобы полу­чился шарик, свя­зала концы нити и замас­ки­ро­вала их под «щетинки», обре­зав до нуж­ной длины. В завер­ше­ние я под­ров­няла кисть ножницами.  Навер­ное, чульо «Кон­доры» более пра­виль­ное, но по моим внут­рен­ним ощу­ще­ниям чульо «Ламы» более «чульи­стое». И в цве­то­вом отно­ше­нии оно при­ят­нее моим гла­зам. Кроме того, его узор­ная ком­по­зи­ция гораздо удач­нее. Она почти без­упречна. Тут только один недо­ста­ток – пер­вый узор «Окошки» спо­рит резин­кой. Они схожи и по цве­там, и по гео­мет­рии. Поэтому их эле­мен­там пола­га­ется быть выстро­ен­ными по вер­ти­кали строго один под дру­гим. Но у окошка – 3 п., а у пря­мо­уголь­ника резинки 2 п. В резуль­тате полу­ча­ется, что резинка съез­жает отно­си­тельно «Око­шек». Впро­чем, это почти неза­метно. Однако при жела­нии можно попро­бо­вать вязать резинку одно­цвет­ной – бор­до­вой или двух­цвет­ной, но 3×1. Есть и тре­тий вари­ант – раз­де­лить узоры несколь­кими рядами, свя­зан­ными бор­до­вой нитью. У чульо «Кон­доры» между резин­кой и «Окош­ками» свя­зан узор «Меандр». Поэтому кон­фликта между ними не возникает.

Несо­мненно, мои чульо нельзя назвать насто­я­щими в пол­ной мере. Но они свя­заны, как я смею наде­яться, с соблю­де­нием кечу­ан­ских тра­ди­ций. В то же время их вполне можно носить и у нас. Правда, для того чтобы выйти в таком чульо в город, а не в аль­пий­скую дере­вушку, нужно, конечно, иметь кураж. Дабы меньше выде­ляться из толпы, нужно сде­лать чульо менее этни­че­ским. С этой целью доста­точно, на мой взгляд, лишь при­глу­шить краски, выбрать более сдер­жан­ное цве­то­вое реше­ние для дан­ной ком­по­зи­ции узо­ров. Но при жела­нии стоит пойти и по пути сокра­ще­ния коли­че­ства узо­ров, заме­нив их на трубе и науш­ни­ках одно­тон­ным полем, как это сде­лали дизай­неры чульо музы­канта (фото 18) и тех шапок, кото­рые про­дают на рынке для тури­стов в Перу. На фото 30 они нахо­дятся внизу справа. Эти чульо явно свя­заны на машине и, конечно, я бы нико­гда их не купила. Правда, ком­по­зи­ци­он­ное и цве­то­вое реше­ния голу­бой шапки (обве­дена рам­кой) мне нра­вятся. Но нужно ска­зать, что подо­брать в мага­зине пряжу оди­на­ко­вой тол­щины и фак­туры (а в иде­але одного тор­го­вого наиме­но­ва­ния) белого и трех оттен­ков синего цвета, как это замыс­лил дизай­нер голу­бой шапки, – нере­ально. Проще даже соста­вить мно­го­цвет­ную ком­по­зи­цию из кон­траст­ных цве­тов. Если вы вяжете давно, то, навер­няка, у вас ско­пи­лось много остат­ков пряжи. На них и сле­дует напра­вить ваше вни­ма­ние. Так посту­пила я, подо­брав для своих чульо нитки из сун­дука. Тем более что для чульо пряжи нужно мало и, если купить четыре мотка по 100 г, то много оста­нется. Хотя из неис­поль­зо­ван­ных ниток хорошо будет свя­зать боль­шой шарф. Как же я про него забыла!? А все потому, что андцы не носят шарфов.Если вам пока­жется, что мини­ми­зи­ро­ва­ния цвет­но­сти и коли­че­ства узо­ров для сни­же­ния гра­дуса этнич­но­сти мало, то при­дется менять уже форму чульо с тем, чтобы она стала при­выч­ней. Мне при­хо­дят в голову сле­ду­ю­щие вари­анты (см. фото 8): 1) свя­зать рас­труб короче или 2) не вязать его вообще, 3) выпол­нить чульо в виде невы­со­кого конуса. Сде­лать шапку более скром­ной также поз­во­лит умень­ше­ние коли­че­ства и/или раз­мера кистей.

[608x700]18

Обычно донышко шапки (высо­той при­бли­зи­тельно 8 см) я делаю округ­лым. Для этого, свя­зав без уба­вок первую часть шапки – около 12 см, я делю число петель ряда на 6 – 7 частей и про­вя­зы­ваю в конце каж­дой части по две петли вме­сте вна­чале через ряд (2 – 3 раза или больше в зави­си­мо­сти от тол­щины ниток), а потом в каж­дом ряду до тех пор, пока на спи­цах не оста­нется 6 – 7 петель. Через них крюч­ком про­тас­ки­ваю рабо­чую нить. Затем стя­ги­ваю петли этой же нитью и обре­заю ее. В резуль­тате на донышке шапки, если смот­реть сверху, линии уба­вок состав­ляют нечто, похо­жее на звезду, лучи у кото­рой не пря­мые, а слегка выгну­тые в одну сто­рону (фото 22).

[582x700]22

Соот­вет­ственно обра­зо­ван­ные ими сек­торы также полу­ча­ются выгну­тыми. Сде­лан­ное на сфо­то­гра­фи­ро­ван­ной мной шапке из мелан­же­вой пряжи убав­ле­ние в форме звезды укла­ды­вает цвета меланжа в очень инте­рес­ный узор. Но оста­ется с сожа­ле­нием кон­ста­ти­ро­вать, что спо­соб звезды для чульо не годится, поскольку выгну­тые сек­торы раз­ру­бят узор и иска­зят его. Кроме того, он, похоже, не имеет при­ме­не­ния у перу­ан­цев, так как я не обна­ру­жила шапок с подоб­ным завер­ше­нием (вклю­чая шапки помимо чульо) ни на одном фото. А ведь я хочу свя­зать насто­я­щее чульо.

[642x392]4  

Тогда я решил попро­бо­вать спо­соб, опи­сан­ный в тек­сто­вой инструк­ции, кото­рую я нашла в интер­нете. Подоб­ным спо­со­бом мы вывя­зы­ваем мысок носка. Число петель ряда (168) инструк­ция пред­ла­гает поде­лить на 4 рав­ные части, и в конце и начале каж­дой части про­вя­зы­вать по 2 петли вме­сте (8 уба­вок в ряду) вна­чале через ряд (14 раз), а затем в каж­дом ряду, пока на спи­цах не оста­нется 4 петли. При таком ритме уба­вок донышко полу­ча­ется не в форме полу­сферы, а в форме невы­со­кого конуса (схема 4).  Вна­чале я сде­лала чер­теж для чет­верти донышка. Его осно­ва­ние состав­ляют 40 петель (160 : 4 = 40). Убав­лять их я решила в том ритме, кото­рый пред­ла­гает инструк­ция. Затем на чер­теже конуса рас­по­ло­жила основ­ную фигуру – кон­дора – так, чтобы она не сре­за­лась убав­ками (схема 5). К кон­дору, кото­рого, кстати, я ско­пи­ро­вала по фото с чульо пако, доба­вила мел­кие гео­мет­ри­че­ские фигурки для запол­не­ния пустого про­стран­ства. Ниже кон­дора я поме­стила узор из пяти «сне­жи­нок», кото­рый при­ду­мала сам. Этот узор начи­на­ется до зоны сокра­ще­ния петель и, чтобы край­ние фигуры не обре­за­лись убав­ками, пятерки «сне­жи­нок» в его пер­вом ряду раз­де­лены между собой 8 пет­лями. Над кон­до­ром нашлось место лишь для трех «снежинок»

[485x408]

Соста­вив ком­по­зи­цию конуса, я при­ня­лась вязать. Резуль­тат меня разо­ча­ро­вал. Полосы уба­вок были слиш­ком заметны и пор­тили шапку (фото 23). В резуль­тате я при­шла к выводу, что все убавки на всех чульо все же сде­ланы не по вер­ти­каль­ным линиям, а по гори­зон­таль­ным, т.е. между поло­сами узоров.Чульо кони­че­ской формы слиш­ком тре­бо­ва­тельно в работе, поэтому-то, дума­ется, больше рас­про­стра­нены чульо вто­рого типа – полу­сфе­ри­че­ской формы с тру­бой (фото 10). Такая форма допус­кает исполь­зо­ва­ние в зоне уба­вок узор­ных полос раз­ной высоты и сокра­ще­ние за один раз боль­шого коли­че­ства петель. Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что на чульо, пред­став­лен­ном на фото 10, убавки выпол­нены всего в двух, от силы – в трех рядах. Но я заме­тила места уба­вок лишь только потому, что шапка лежит на плос­ко­сти. Если ее одеть на голову, этих огре­хов видно, ско­рее всего, не будет. Ведь петли сокра­ща­ются лишь на той части чульо, кото­рая рас­тя­ги­ва­ется на голове. При этом неров­но­сти ниве­ли­ру­ются. Хвост шапки вяжется прак­ти­че­ски без уба­вок. Они дела­ются лишь при вывя­зы­ва­нии мыска. Но хотя вто­рая форма чульо и кажется мне облег­чен­ным вари­ан­том пер­вой, она больше отве­чает моим вку­сам и пред­став­ле­ниям. Кроме того, она почти не огра­ни­чи­вает раз­но­об­ра­зие ком­по­зи­ций, дает боль­ший про­стор для твор­че­ства. Поэтому вто­рую шапку я стала вязать в форме полу­сферы с трубой. Вна­чале я при­ки­нула на свя­зан­ной мной шапке, какого при­мерно диа­метра должна быть труба чульо. Мне пока­за­лось, что поло­вина диа­метра пря­мой части головки будет в самый раз. Сле­до­ва­тельно, мне необ­хо­димо сокра­тить вдвое коли­че­ство петель, т.е. уба­вить 80 петель. (Забе­гая впе­ред, скажу, что я сокра­тила коли­че­ство петель до 60.) Менее семи рядов в высоту сто­я­щих узо­ров я не нашла. Поэтому решила попро­бо­вать убав­лять по 20 петель по воз­мож­но­сти в каж­дом седь­мом ряду. И вот что из этого вышло.

[589x377]


[453x551]

[319x550]

[450x300]

Взято в ЖЖ

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кечуанское чульо от Федосьи Олеговой | кумушка-плюшка - Дневник кумушка-плюшка | Лента друзей кумушка-плюшка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»