Народный костюм XIX - начала XX в. |
|
Cергиево-Посадский музей обладает первоклассной коллекцией женского костюма северных и средних областей европейской части России. Все экспонаты объединяет во многом насыщенный цвет, характер декорирования и покроя. Но в то же время каждая область, часто даже район, имели свои особенности. Существенную деталь русской одежды составляла рубаха. К длинной рубахе из белого холста надевалась шерстяная юбка, или понева, как ее называли во многих местах. На рубаху надевался сарафан. Девичья одежда Среднего Повольжья (Симбирская губерния) представлена в музее нарядом, который состоит их рубахи, сарафана и пояса с карманом. Венчальный костюм Новгородской губернии включает в себя белую рубаху, тёмно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетённый пояс. Невеста дополняла наряд бусами. В Архангельской области нарядно отделывали нижние юбки и белые холщовые рубахи. Женщина имела право ходить без сарафана лишь во время жатвы в поле. Рубаха из холста района реки Вычегды имеет легкую отделку вокруг ворота, крупные полосы браного узора на плечах, широкую окантовку подола. Костюм из Малмыжского уезда Вятской области, надевавшийся невестой-старообрядкой на обрученеи, состоит из рубахи, сарафана, пояса и нагрудных украшений. |
[показать]Девичий венчальный костюм. Начало XX в. Новгородская обл. |
[показать]Девичий праздничный костюм. 1910-1920-е гг. Ульяновская обл. |
[показать]Женская рубаха. XIX в. Архангельская обл. Каргополь |
[показать]Женский свадебный костюм. Конец XIX - начало XX в. Кировская обл. |
|
Великоустюжские мастерицы из Вологодской области делали свои костюмы особенно декоративными. Жемчужинами музейного собрания являются два уникальных костюма 1870-х годов, происходящие из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Это желтый костюм с рельефно вышитыми женскими фигурками, напоминающими елочки. Цветовая гамма костюма очень яркая: на желтом фоне — алые, синие, красные, зеленые и голубые пятна фигурок, по подолу фартука идет широкий декоративный фриз, и завершает отделку костюма алая оборка из шерстяной фабричной ткани. Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок по покрою, незначительно отличаясь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета. В узоре нагрудника – изображения женских фигур, имеющих детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве – Мокоше. Зимний праздничный женский костюм включал в себя добротную меховую шубу, обычно из овчины. Для холодного времени года являлся пониток, или сукманник. К примеру, костюм из Никольского уезда Вологодской губернии состоит из понитка, рубахи, сарафана, пояса и шерстяной шали. |
[показать]Костюм новобрачной. 1870-е гг. Вологодская обл. Р-н Великого Устюга |
[показать]Костюм новобрачной. 1870-1880-е гг. Вологодская обл. Р-н Великого Устюга |
[показать]Женская праздничная шуба. Конец XIX - начало XX в. Русский Север |
[показать]Женский праздничный костюм. Начало XX в. Вятская обл. |
|
В Сергиево-Посадском музее хранится одна из лучших в стране коллекций свадебных южнорусских костюмов. Девичий наряд из Тамбовской губернии состоит из рубахи, поневы, короткой нагрудной одежды – шушпана и головного убора. Исследователи древнерусского костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды. Девушка на выданье из Скопинского уезда Рязанской губернии носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного или льняного полотна. |
[показать]Девичий костюм. Начало XX в. Рязанская обл. |
[показать]Женский костюм. XIX в. Рязанская обл. Кадомский р-н |
[показать]Женский костюм. XIX в. Рязанская обл. Кадомский р-н |
[показать]Костюм новобрачной. 1920-е гг. Пензенская обл. |
|
Гармоничны женские одежды воронежской земли. Так в костюме новобрачной по белому холсту рубахи и фартука наложены полосы черной вышивки, исполненные с большим вкусом и мастерством. К костюму полагался широкий красочный тканый пояс и своеобразное ожерелье из плетеного шнура с кругами, называвшееся грибаткой. Голову украшал закрытый головной убор – «сорока». К свадебному женскому костюму в пару вышивалась холщовая рубаха для жениха. В Тверской губернии будничные сарафаны делали из домотканой пестряди или набойки. Калининская холщовая белая одежда с рубахой, которую называли насова, сохранила древние традиции покроя и отделки. Ворот рубахи декорирован красным ситцем. В некоторых местах Юга России сарафан является не только девичьей, но и женской одеждой. В Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора и нагрудных украшений. Мужские свадебные костюмы не отличались разнообразием. Он состоял из плисовых суконных или льняных штанов и яркой шёлковой или сатиновой рубахи. |
[показать]Женский свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская обл. |
[показать]Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская обл. |
[показать]Женский костюм. XIX в. Тверская обл. Нелидовский район |
[показать]Женский свадебный костюм. Начало XX в. Курская обл. |
[показать]Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Кировская обл. |
Существенную часть в русской народной одежде составлял головной убор. Если девушки носили открытую косу, то волосы замужних женщин укладывались вокруг головы и убирались затем под закрытые головные уборы -кокошник, моршень, борушку, кику, сороку. Каждая область России, а часто и район, имели свою определенную форму, свой декор и даже специфическое название головного убора. Среди северных головных уборов интересны девичьи повязки районов рек Мезени, Пинеги и Северной Двины. Женщины из богатых семей носили очень нарядные кокошники, расшитые жемчугом и золотными нитями.
Кокошники часто были сплошь покрыты мелким речным жемчугом. Поверх кокошников надевали белые платки, шитые золотом, или узорные шали. Таков кокошник начала XVIII в собрании музея из Тверской губернии. Узкий и высокий по форме женский головной убор Костромской области украшала жемчужная поднизь, спускающаяся до бровей.
[показать]Кокошник. XVIII – начало XIX в. Тверская обл. |
[показать]Повязка на голову. XIX - начало XX в. Архангельская обл. |
[показать]Кокошник. Начало XX в. Костромская обл. |
|
Вологодская борушка – закрытый женский головной убор, состоящий из очелья на твёрдой основе и донца. Борушка обычно украшена золотой вышивкой, перламутром, стёклами. Несколько похож на борушку кокошник из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Он состоит из двух частей: собственно кокошника и самшуры, которая вкладывалась внутрь кокошника для поддержания формы. Почти во всех областях России для украшения головного убора применялась техника золотного шитья. Такое шитье покрывало маленькие рязанские кики с красными рожками из кумача, изящные сороки Воронежа, кокошники бывшей новгородской земли. Вместе с золотным шитьем использовали и всевозможные металлические блестки. Свадебный головной убор «сорока» состоял из трёх частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. |
[показать]Борушка. XIX в. Вологодская обл. |
[показать]Кокошник. XIX в. Вологодская обл. |
[показать]Сорока. Свадебный головной убор. Начало XX в. Воронежская обл. |
http://www.musobl.divo.ru/colln_kostum.html