• Авторизация


Запад есть запад 15-06-2019 07:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


scale_600[1] (600x450, 84Kb)
 
 
 
Буфер обмена01 (700x438, 51Kb)
 
                                           Запад есть запад, восток
                                           есть восток, не встретиться
                                           им никогда.  Лишь у подножья
                                           Престола Божья в день
                                           страшного суда.
           Эти строки,  принадлежащие великому английскому писателю
      Редьярду  Киплингу,  и по сей день привлекают внимание.  Одни
      соглашаются с Киплингом,  говоря,  что Востоку и Западу дейс-
      твительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,
      указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет
      все больший интерес к традициям востока ( философии,  искусс-
      твам, медицине).
           Под восточной  цивилизацией подразумевается прежде всего
      Индия,  Китай и Япония на протяжении  гигантского  временного
      промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э.
      - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой сме-
      ниться несколько цивилизаций.
           В устойчивости  Восточной  цивилизации  и состоит первая
      особенность Востока.  Запад движется вперед как бы рывками. И
      каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождает-
      ся крушением старой системы ценностей, а также политических и
      экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает
      как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои ци-
      вилизации.  Напротив,  они  органично  вписываются в старое и
      растворяются в нем.
           Восток очень  гибок,  он способен вобрать и переработать
      многие чуждые себе элементы.  Так,  по  замечанию  одного  из
      крупнейших востоковедов,  нашествия "варваров" ( кочевых пле-
      мен,  живших на границах Китая и переживавших период разложе-
      ния  первобытнообщинного  строя ) не только не уничтожили ки-
      тайское государство, но даже не прервали его существования...
      И даже в северной части страны, где образовались "варварские"
      королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "вар-
      варскими",  превратившись в те же китайские. Коренное китайс-
      кое население этой части страны ассимилировало  пришельцев  и
      привило им свою цивилизацию.
           Кроме того,  в отличие от Европы, на Востоке сосущество-
      вало множество религий,  и даже ислам, непримиримый в отноше-
      нии западного христианства, довольно спокойно уживался с тра-
      диционными  восточными верованиями.  Таким образом,  какие бы
      потрясения не происходили,  основы цивилизации оставались не-
      зыблемыми.
           Второй важной особенностью Востока являлось то,  что об-
      щество здесь не утеряло связи с природой.
           Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу заво-
      еваний было утверждение,  что они облагодетельствовали  людей
      Востока тем,  что те были неспособны создать сами ( машинами,
      новейшим оружием и т.д.).  Обычно в этом видят лишь примитив-
      ную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в
      свое время свято в этом убеждены.  Так в чем же  здесь  дело?
      Разгадка  в  принципиальной разнице психологии представителей
      двух цивилизаций.
           Европейцы в  своем  развитии  пошли самым простым путем.
      Свое несовершенство и слабость перед силами природы они нача-
      ли  возмещать созданием громоздких машин.  Они резко выделили
      себя из природы,  перестали чувствовать себя ее частью. Более
      того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее на-
      до было одолеть,  победить,  поставить себе на службу. Убедив
      себя,  что человек есть венец творения и все в этом мире соз-
      дано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать
      природу на свой лад и расхищать ее богатства,  не считаясь ни
      с загрязнением окружающей среды,  ни с другими потерями.  еще
      бы - природа ведь "не храм,  а мастерская", как выражался Ба-
      заров в романе Тургенева "Отцы и дети".
           В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял
      связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на соз-
      дание механизмов,  возмещающих собственное несовершенство,  а
      на то,  чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспри-
      нимался им,  как единое целое, и человек в этом целом не гос-
      подин,  а лишь одна из составных частей.  А раз так,  то цель
      человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии
      и,  познав основные ее законы,  постараться не  противоречить
      им.  Так,  философы Востока считали, что народы и государства
      должны развиваться  естественным  (природным)  образом,  беря
      пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лиш-
      него, случайного.
           Стили различных  боевых искусств Востока сложились в ре-
      зультате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медве-
      дя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, че-
      ловек Востока знал,  как она воздействует  на  его  организм.
      Например,  эффективность ударов ( в боевых искусствах) в раз-
      личные точки тела рассчитывалась  в  зависимости  от  времени
      дня.
           Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек
      может совершенствовать мир, когда путем совершенствования об-
      ретет гармонию и цельность в себе самом.  Ибо  ему  полностью
      чужды зло и стремление разрушать.
           Культура Древнего Китая достигла высокого уровня.  Уже в
      очень  давние времена ученые Китая сделали многие важные отк-
      рытия в области астрономии, математики, медицины и других на-
      ук.  Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иерог-
      лифическая письменность.  Несколько позднее  были  изобретены
      компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до
      н.э.  был составлен первый в мире звездный каталог,  насчиты-
      вавший 800 светил.
           Третьей особенностью   Востока  является  приверженность
      традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилиза-
      циях  Востока была возведена в далеком прошлом,  в мифическом
      "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда,
      когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
           Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменя-
      ясь,  но сохраняя обязательно черты сходства.  Человеку евро-
      пейского Средневековья в голову не могло прийти писать в сти-
      ле  Гомера.  А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встре-
      тить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
           Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых нез-
      начительных) воспринималось как сущий  кошмар.  Так,  великий
      китайский  философ  Конфуций  повествует  об одном сановнике,
      устраивавшем "в храме танцы,  в которых танцоры выстраивались
      в  восемь  рядов".  Поскольку в древности такие праздники мог
      давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:"Ес-
      ли это можно вынести,  то что же тогда нельзя выносить?!". Он
      же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огром-
      ное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсег-
      да установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мне-
      нию, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит
      к суете.  Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь.
      Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не
      только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены
      смена времен года,  расцвет и увядание.  Свою теорию Конфуций
      также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений
      прежних веков.  "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой от-
      ношусь к древности".
           Отношение к религии является одним из важнейших  показа-
      телей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма от-
      личается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и
      непохожи на христианство.  Вот, к примеру, конфуцианство. Его
      называют религией, но это скорее набор правил и норм, опреде-
      ляющих жизнь человека в обществе.
           Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и уп-
      равления государством. Основным принципом конфуцианской этики
      является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимо-
      отношений  людей  в обществе и семье.  Жэнь достигается путем
      нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения  ли
      ("этикета") - норм поведения,  базирующихся на почтительности
      и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании роди-
      телей,  преданности государю, вежливости и т.д. Согласно кон-
      фуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые
      цзюнь  цзы  ("благородные мужи"),  т.е.  представители высших
      слоев общества;  простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мел-
      кие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопостав-
      ление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства
      первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его пос-
      ледователей,-  яркое  выражение  социальной   направленности,
      классового характера конфуцианства.
           Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так  на-
      зываемого гуманного управления,  опираясь на идею обожествле-
      ния власти правителя,  существовавшую до конфуцианства, но им
      развитую  и  обоснованную.  Государь  объявлялся "сыном неба"
      (тяньцзы),  правившим по повелению неба и выполнявшим его во-
      лю.  Власть  правителя признавалась конфуцианством священной,
      дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исп-
      равлять",  конфуцианство  придавало  большое  значение учению
      чжэн мин (об "исправлении имен"),  которое призывало  ставить
      всех в обществе на свои места, строго и точно определять обя-
      занности каждого,  что было выражено словами  Конфуция:"Госу-
      дарь должен быть государем, подданный - подданным, отец - от-
      цом,  сын - сыном".  Конфуцианство призывало государей управ-
      лять  народом не на основе законов и наказаний,  а при помощи
      добродетели, примером высоконравственного поведения, на осно-
      ве  обычного  права,  не обременять народ тяжелыми налогами и
      повинностями.
           Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, уста-
      новили эти самые правила в незапамятные времена.  Но этим,  в
      общем-то,  и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я
      почитаю,  но держусь от них подальше"- вот жизненный  принцип
      Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился прибли-
      зительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге  "Беседы  и
      суждения" ("Лунь юй"),  которая представляет собой запись из-
      речений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и  после-
      дователями.
           Боги не властвуют над природой,  а являются ее частью  и
      находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели
      праведный аскетический образ жизни,  так как он угоден Богу и
      обеспечивает  райское  блаженство.  В  индуизме же аскетизм -
      способ сравняться с богами,  а иногда и превзойти их. Отшель-
      ник-аскет  благодаря  ему приобретал от Вселенной такую силу,
      что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всячес-
      кие несчастья.  Зная могучую силу аскетизма, ему нередко сле-
      дуют и сами боги.  Только в индуизме можно встретить такую, с
      точки зрения европейца,  комичную картину:  могущественнейший
      бог Шива,  способный одним дыханием стереть всю  Вселенную  в
      порошок,  ведет жизнь аскета и побирается по дорогам.  На это
      подаяние и существует его  семья.  Периодически  такая  жизнь
      становится  ему в тягость,  и он горько жалуется на свою нес-
      частную долю (остальные,  мол,  боги живут в довольстве, а он
      нищенствует).  Однако  понимая,  что в аскетизме источник его
      сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довер-
      шение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, пото-
      му что подаяний он приносит мало и т.д.
           Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впос-
      ледствии мировой,  является буддизм. Его основатель Будда од-
      новременно  является  и неким космическим разумом,  с которым
      стремятся слиться его последователи путем освобождения от су-
      етных желаний и страстей,  привязывающих людей к земле,  зас-
      тавляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким об-
      разом, достигнув нирванны (просветления), человек переходил в
      новое качество - неземное.
           И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как тако-
      вой вообще отсутствует.  Вместо него имеется дао (путь) - не-
      кая  первооснова  всех вещей,  познав законы которой и следуя
      им, человек становится совершенным.
           Религии Востока  -  это прежде всего пути самосовершенс-
      твования, а через них и совершенствования окружающего мира.
           Существеннейшую часть  мировоззрения  людей Востока сос-
      тавляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого
      человека в разных обликах,  причем будущий человеческий облик
      надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае мож-
      но  было  возродиться  кем  угодно.  Подобная теория породила
      представление о вечном движении всего живого в замкнутом цик-
      ле ( все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).
           Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в
      невозможность  и ненужность изменения предназначенной судьбы.
      Вот как рассуждает Конфуций,  заехавший  в  разбойничьи  зем-
      ли:"Если небу угодно погубить мудрость,  заключенную во мне -
      так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбой-
      ники?".
           Полностью отсутствует  на Востоке столь ценимое западной
      цивилизацией понятие свободы.  Так же,  как и демографический
      образ  правления.  Восточный  человек не свободен,  а обязан.
      Причем обязанностью этой не тяготится,  а признает ее  вполне
      естественной.  Обязан  соблюдать традиции,  ритуалы,  системы
      подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижес-
      тоящий).  Долгом этим связаны все, от государя до самого пос-
      леднего из его подданных.  Человек обязан жить строго опреде-
      ленным образом,  в противном случае лучше ему умереть. В этом
      плане показателен пример японских самураев - военного  сосло-
      вия.  При  любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан
      был покончить жизнь самоубийством,  сделав себе харакири. Та-
      ким  образом,  человек  тут был не волен ни жить,  ни умереть
      иначе, чем по установленному обычаю.
           Социальные структуры Востока причудливы и пестры.  Здесь
      и замкнутые касты (в Индии).  И возможность перехода из одной
      социальной  группы в другую путем сдачи государственных экза-
      менов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на
      самую  верхушку  общества.  Перед нами здесь редкий в истории
      случай, когда повышение образования означало одновременно по-
      вышение социального статуса.
           Не менее причудливыми были и политико-экономические фор-
      мы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством.
      Однако со своих земель китайская знать не получала ни  гроша.
      Все доходы поступали в казну, а уж оттуда ( в виде жалования)
      - к феодалам,  занимавшим различные посты  в  государственном
      аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чи-
      новников.
           Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей
      восточной цивилизации моменты,  между странами,  входящими  в
      нее,  были и существенные отличия в традициях,  образе мышле-
      ния,  путях развития.  Даже общий для всех стран Востока буд-
      дизм  и  даосизм (Китай,  Япония) в каждой из стран принимали
      свои особые,  неповторимые формы.  Что общего между  японским
      самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствую-
      щими рыцарями Китая,  считавшими своим долгом  вступаться  за
      обиженных и отстаивать справедливость?
           Наконец, если Индия и  Китай  развивались  исключительно
      самобытно,  то  Япония  во  многом шла путями заимствования и
      преобразования на свой лад их философии,  военного искусства,
      традиций, наук и т.д.
           Подведем итоги:  цивилизация Востока была жизнеспособна,
      пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами.  Она
      защищалась от них пассивно,  поглощая и переустраивая на свой
      лад.  Однако,  встретившись  с цивилизацией Европы,технически
      более развитой,  несущей совершенно иную программу и  стремя-
      щейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.





 
                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
           1. Большая Советская Энциклопедия, том 13.
           2. Всеобщая История Искусств, том 1.
           3. Основы   современной    цивилизации,
              под редакцией проф.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой.
_

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Запад есть запад | Пётр_Первый - Дневник Пётр_Первый | Лента друзей Пётр_Первый / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»