"Я думаю, что дети должны обучаться визуальному чтению и образам, потому что изображение считывается незамедлительно, оно проецирует вас в историю и, как мы уже говорили, универсально и трансверсально."
Роберто Инноченти
Среди мастеров детской иллюстрации Роберто Инноченти признан одним из величайших классиков. Гуманист, труженик, серьезный профессионал, вот что он говорит о себе: "Когда я рисую, я не чувствую, что я рисую, я чувствую себя на службе истории, средством для реализации проекта наилучшим образом".
Основная техника Роберто – акварель.
Он иллюстрировал произведения
Гофмана, Диккенса, Уайльда, Андерсена и многих других авторов.
Акварельные картины мастера поражают тонкостью прорисовки,
неожиданными ракурсами, деликатностью и прозрачностью цветовой гаммы и своей реалистичностью.
Невозможно поверить, что Инноченти самоучка, не получивший никакого специального образования.
Первой книгой, принесшей Роберто Инноченти известность, стала "Золушка" Шарля Перро. Эта работа сразу обратила на себя внимание не только высоким мастерством художника, но и оригинальностью трактовки. Инноченти перенес действие сказки в Англию 1920-х годов. Золушка «ревущих 20-х» - такого еще не было. Иллюстрации напоминают кадры немого кино – позы, жесты, ракурсы. Красота! Уже в этой книге проявились характерные черты стиля Инноченти — изысканность и деликатность цветового решения, уверенность линий, внимание к историческим реалиям и тщательная прорисовка деталей.
Родился Роберто 16 февраля 1940 года в Баньо-а-Риполи, недалеко от Флоренции. Война и Сопротивление оставили глубокий неизгладимый след, "пустоту и чувство запустения" в душе мальчика.
Страшное свидетельствование фашизма, ужасы войны, увиденные глазами ребенка, нашли отражение в творчестве художника.
"Белая Роза" – первая иллюстрированная книга, поднявшая тему холокоста и событий Второй мировой войны. В "Историю Эрики" легла реальная судьба девочки, которой чудом удалось спастись из поезда, везущего людей на смерть в концлагерь.
В "Белой Розе"
Инноченти использовал реальную фотографию девочки из Варшавского гетто, слишком уважая трагедию жертв и их истины, чтобы придумывать лица, им не принадлежащие.
Большим потрясением, безвозвратно унесшим детские фотографии, первые рисунки и тетради, стало наводнение во Флоренции, когда "Арно вошла в дом без стука и уничтожила все мое прошлое".
В 11 лет Роберто Инноченти начал работать с красками и понял, что стал "художником всеми фибрами своего существа". В 13 он был вынужден оставить школу и пойти работать, чтобы помогать семье. В 18 лет Роберто уезжает в Рим, там работает в студии анимационных фильмов. Вернувшись в родную Флоренцию, какое-то время работает графиком, создавая афиши и занимаясь дизайном книг. Наблюдая современные плакаты, телевизионную рекламу, Инноченти дает нелестную оценку низкому уровню культуры и огромному количеству ошибок, считая, что раньше "графика была точной наукой, основанной на математике, применимой к функции и эстетике".
В 43 года стал заниматься только иллюстрированием детских книг.
Первой книгой, принесшей Роберто Инноченти известность, стала
"Золушка" Шарля Перро.
Эта работа сразу обратила на себя внимание не только высоким мастерством художника, но и оригинальностью трактовки. Инноченти перенес действие сказки в Англию 1920-х годов. Золушка «ревущих 20-х» - такого еще не было. Иллюстрации напоминают кадры немого кино – позы, жесты, ракурсы. Красота! Уже в этой книге проявились характерные черты стиля Инноченти —
изысканность и деликатность цветового решения, уверенность линий, внимание к историческим реалиям и тщательная прорисовка деталей
.
Неожиданную трактовку "Золушки" предложил иллюстратор, перенеся действие сказки Шарля Перро в Лондон 1920-х годов.
Огромное внимание художник уделил драматургии сцен, исторической достоверности в нарядах и интерьерах, изысканному цветовому решению, задав новый стандарт в иллюстрации.
Бесспорный шедевр – "Приключения Пиноккио".
Роберто Инноченти своими иллюстрациями позволяет прочитать настоящую историю, написанную автором, а не переосмысленную Диснеем.
Карло Коллоди написал сказку, где прототипом главного героя был реальный человек – Пиноккио Санчес с трагичной судьбой. Карлик с деревянными протезами был родом из Флоренции 19 века.
Эпоха и архитектура этого города почти фотографически воспроизведены в иллюстрациях – узкие улицы, каменная кладка домов, оливковые рощи. В зимних сценах чувствуется отголосок Брейгеля, восхищает композиция, динамика ракурса и возможность по-новому представить знакомые сюжеты.
Издатели часто просят Роберто Инноченти делать рисунки для детей в упрощенной манере. Но, к счастью, художник считает, что у детей "есть свободный ум и поэтому они открыты, если вы ставите их перед сложной вещью, им очень легко попытаться понять ее. Поэтому нет необходимости упрощать. Простота – это одно, упрощение – это то, что навязывается всему миру".
Иллюстрации Роберто Инноченти к сказке Эрнста Гофмана
«Щелкунчик и мышиный король»,
напротив, очень теплые и праздничные. Картинки к знаменитой рождественской сказке исполнены в теплых и радостных тонах. Мягкое сияние свечей, много деревянных деталей, красивые неяркие ткани – атмосфера праздника и ожидания чуда передана необыкновенно точно. А еще поражают необычные ракурсы этих изящных акварелей.
"Рождественская песнь" Чарльза Диккенса, "Щелкунчик и Мышиный король" Эрнста Гофмана, сказки Г. Х. Андерсена и Шарля Перро, рассказы Оскара Уайльда и книги других авторов в оформлении Роберта Инноченти – настоящее чудо и волшебство. Пусть жизнь будет мирной, дети – счастливыми, а книги – глубокими и красивыми.
Текст - Анастасия Богатова
Акварельные рисунки Инноченти порой кажутся гиперреалистичными, почти фотографически точными, создавая у читателя-зрителя ощущение достоверности и понятности, а сдержанная цветовая гамма не провоцирует чрезмерную эмоциональность восприятия, а, скорее, настраивает на вдумчивое внимательное чтение и разглядывание.
Наверное, про Роберто Инноченти можно было бы сказать, что он из тех, кто старается "сказку сделать былью". Его иллюстрации не подавляют многоплановостью философского осмысления, фантастической мистикой, сложной метафоричностью, художника скорее привлекает игра, возможность заново представить известные сюжеты. «Нью-Йорк Таймс» назвал Роберто «одним из величайших в мире художников-иллюстраторов детских книг».Книги Роберто Инноченти изданы в разных странах и принесли ему мировую известность и многочисленные престижные награды
https://paleti.livejournal.com/96837.html