Портрет Джотто. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж
Сегодня мы поговорим о Джотто. Джотто ди Бондоне – ключевая фигура раннего Возрождения. Его считают основателем итальянской школы живописи, потому что он разработал новый подход к изображению пространства. Джотто часто ставят в параллель с Данте, т.к. Данте считают первым поэтом и мыслителем Возрождения. Ну, о параллели Джотто и Данте мы еще поговорим. Начинаем мы с портрета Джотто. Конечно, это не исторический портрет. Это деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», которая написана на рубеже XV-XVI в. Автора называют по-разному, но многие склоняются к тому, что это Паоло Уччелло.
Джотто. 1845
Скульптор – Джованни Дюпре (итал. Giovanni Duprè, 1817–1882). Галерея Уффици, Флоренция
Джотто ценили и современники, и потомки. Его превозносил Вазари, и мы сегодня несколько его таких высказываний упомянем. Леонардо да Винчи писал, что Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий. А Ченнино Ченнини отмечал, что Джотто перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным.
Вот еще один портрет Джотто, на этот раз скульптурный. Опять же, конечно, не исторический. Это уже XIX в., статуя на фасаде Уффици сделана скульптором Джованни Дюпре в тот момент, когда Италия вдруг вспоминает о своих великих деятелях. Сведения о рождении Джотто разнятся. По одним (и Вазари к этому склонялся) – это 1267 год, по другим – 1275-й. Вазари пишет, что он родился неподалеку от городка Веккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно, и что отец его был хлебопашцем, т.е., грубо говоря, крестьянином.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция
На самом деле – к этому склоняются сегодня большинство ученых, исследовавших биографию Джотто – он родился в самой Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Джотто неоднократно упоминается во флорентийских документах как «popolo di Santa Maria Novella», т.е. «принадлежащий к народу, или приходу, живущему около церкви Санта Мария Новелла». В документах 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. Скорее всего, он не принадлежал к крестьянам, а принадлежал, конечно, уже к городскому населению, вполне, наверное, состоятельному.
Вымышленный портрет Джотто (справа). 1363–1365
Фрагмент фрески. Художник – Андреа Бонайути (итал. Andrea Bonaiuti). Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция
Имя Джотто, возможно, сокращено от Анджиолотто или Амброджотто, но возможно, что это и самостоятельное имя художника, потому что эпоха уже знала такие сокращенные имена, менее традиционные, может быть. Он был женат, имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей. Интересно, что в одних документах, когда он работал в Риме, он почему-то назван священником. Вряд ли он был священником. Были, конечно, в эпоху Возрождения такие варианты, когда монах убегал из монастыря, и мы будем еще говорить о Филиппо Липпи, или женился на монахине и т.д., но это был скандал, который был известен. Поэтому, скорее всего, это ошибка. Да, Джотто был женат, у него было восемь детей и даже двое из них стали художниками. Но все же славы Джотто они не наследовали.
Флоренция, Тоскана
Джотто работал во Флоренции – своем родном городе – а также в Ассизи, Падуе, Риме, Авиньоне, Неаполе, Милане, т.е. его слава была такая всеитальянская, его приглашали в разные-разные города. Но, конечно, прежде всего Флоренция – родной город Джотто, город, который принял его славу.
Вымышленный портрет Джотто. 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари
Джорджо Вазари так пишет о Джотто: «Мы должны, как мне думается, быть обязанными Джотто, живописцу флорентийскому, именно тем, чем художники-живописцы обязаны природе, которая постоянно служит примером для тех, кто, извлекая хорошее из лучших и красивейших ее сторон, всегда стремится воспроизвести ее и ей подражать. Ибо с тех пор, как приемы хорошей живописи и всего смежного с ней были столько лет погребены под развалинами войны, он один, хоть и был рожден среди художников неумелых, милостью Божией воскресил ее, сбившуюся с правильного пути, и придал ей такую форму, что ее уже можно было бы назвать хорошей. И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни»
.
Вазари так превозносит Джотто как первого из живописцев, что его жизнеописание у Вазари похоже скорее на житие, чем на биографию. Ну, это понятно. Мы говорили о том, что, ставя Чимабуэ в начале пути и потом связывая Джотто с Чимабуэ, делая его учеником этого мастера, Вазари прочерчивает путь, что называется, к себе, к своему поколению через Высокое Возрождение, показывая, как от этой неумелой якобы манеры greko, или иконописной манеры, как мы бы сейчас сказали, люди переходили к той живописи, которую ценили уже во времена Вазари. Ну, это, так сказать, субъективный взгляд.
Вот еще одна цитата, без которой тоже невозможно представить взгляд Вазари на Джотто. (А потом мы будем формировать, что называется, свой взгляд.) «Этот человек, столь великий, родился в 1276 году во Флорентийской области, в четырнадцати милях от города, в деревне Веспиньяно, от отца по имени Бондоне, хлебопашца и человека простого. Он дал своему сыну, которого он назвал Джотто, приличное воспитание в соответствии со своим положением. Когда же Джотто достиг десятилетнего возраста, обнаруживая во всех своих еще ребяческих действиях быстроту и живость ума необычайные, чем был приятен не только отцу, но и всем, знавшим его и в деревне, и в округе, Бондоне дал ему под присмотр нескольких овец, и когда он пас их на усадьбе, то там, то здесь, будучи побуждаем природной склонностью к искусству рисования, постоянно что-нибудь рисовал на скалах, на земле или на песке, либо с натуры, либо то, что приходило ему в голову».
Конечно, писательский талант у Вазари был, и он сочиняет некую такую преамбулу его жизни. Именно здесь, рисующим на камне овцу, его увидел Чимабуэ, поразился таланту мальчика и повел его с собой во Флоренцию. Ну, это, конечно, житие, это, конечно, не биография. Как это было на самом деле, мы не знаем.
Интерьер церкви Санта Мария Новелла, Флоренция
Тем не менее известно о нескольких ранних работах Джотто, которые он сделал для Флоренции, для церкви Санта Мария Новелла, в приходе которой, собственно говоря, он был.
Расписной крест. 1290–1300
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция
Это большой крест. Джотто не было еще 25 лет, когда он сделал так называемый расписной крест шести метров в высоту. И этот крест быстро стал уже образцом для всех. Он был написан где-то между 1290 и 1300 годом, а уже в 1301 году художник Деодато Орланди скопировал его для церкви Сан-Миньято-аль-Тедеско. Т.е. уже молодого художника копируют, уже он заявил о себе как об интересном мастере.
Два слова вот о таких крестах. Мы уже видели такой же крест у Чимабуэ. Эти кресты появляются в период Предвозрождения, как раз на стыке вот этих новых исканий и отчасти подражаний византийцам. Это такая, что называется, иконизация креста, потому что до этого все-таки у католической Церкви, в том числе и в Италии, преимущественно были резные кресты, каменные, деревянные, а здесь как бы соединение иконной формы и вот такого натуралистического изображения распятого тела. И это тоже интересный момент: момент перехода от средневекового искусства к искусству новому, но опять же через византийское влияние. Эта иконизация креста, может быть, более дает возможность увидеть образ как моленный, не просто как иногда готические распятия поражают своей натуралистичностью и скорее взывают к такому покаянию, чувству страха, ужаса перед тем, что совершило человечество над Спасителем. А здесь, конечно, все мягче, хотя и натуралистические моменты присутствуют. И скорее это уходит в такое молитвенное созерцание.
Интересно, что многие кресты сопровождаются не только изображением предстоящих Богородицы и Иоанна, но и добавлением других сюжетов. В данном случае этого нет, но на других крестах это можно видеть. Добавляют сюжеты Рождества, Воскресения и т.д. Т.е. это соединение опять же в одном произведении нескольких евангельских сюжетов, чтобы через них сделать такое как бы внутреннее ментальное восхождение к высоте подвига и глубине этого образа. Такие кресты появились где-то в XIII в., а в XIV и XV в. они продолжают бытовать.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295–1300
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Церковь Сан Джорджио алла Коста, Флоренция
Еще одно произведение раннего Джотто, где мы еще его почти не узнаем, но уже есть некоторые намеки на то, что будет развито в его высоком искусстве. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» из церкви Сан-Джорджо-алла-Коста тоже во Флоренции. Здесь такая тяжеловатая немножко фигура, сидящая на троне, золотой фон, все почти плоскостно, но некоторый легкий разворот ангелов уже показывает на то, что Джотто интересуется пространством. Но пространственного решения здесь мы не видим, наоборот, как бы даже чуть-чуть выступающая коленка немножко разрывает эту плоскость, которая здесь вполне иконно присутствует.
Мадонна Оньисанти. Ок. 1310
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Галерея Уффици, Флоренция
Чтобы понять, как Джотто двигается, сравним это с самым, наверное, известным произведением Джотто уже зрелого периода. Это 1310 год, средний его период, когда он уже сформировался в своей индивидуальной манере – это «Мадонна Оньиссанти», «Мадонна Всех Святых». Собственно, она и была написана для церкви Всех Святых тоже во Флоренции, и, как правило, все альбомы Джотто начинаются с публикации именно этого произведения.
Здесь мы уже видим завоевание пространства – то, чем Джотто будет заниматься. Это не просто трон, а трон, где боковые створки как бы прорезают эту переднюю плоскость и показывают, что Мадонна находится в некоторой нише. И разворот всех ангелов тоже должен свидетельствовать, что они находятся в разных плоскостях. Конечно, мы немножко говорили, что завоевание пространства в итальянском искусстве сталкивается с непременной проблемой изображения нимбов.
В плоском искусстве, в искусстве фронтальном, когда разворот в иконе идет на зрителя, совершенно естественно, что сияние святости, круг вечности – это вот такой золотой нимб, он постоянен, неизменен и т.д. Но когда фигуры начинают разворачиваться в пространстве, нимб не понятно, куда развернуть. И мы будем видеть: если здесь еще профильное изображение, нимбы загораживают другие лица уже как материальный объект, не как свечение – это бывало, кстати, и в византийских иконах, но там они умели это обходить – но когда Джотто начнет разворачивать фигуры совершенно, не только в три четверти или в профиль, но и фигуры будет изображать со спины, мы будем видеть нелепые вещи с этими нимбами, в которые святые будут утыкаться как в тарелочки. Но это будет впереди.
Итак, действительно между двумя этими Мадоннами виден путь Джотто и к пространству, и к более материальному изображению мира, хотя золотые фоны в станковых произведениях практически всегда сохраняются. Т.е. это еще пространство, не развивающееся вглубь, а скорее идущее на нас.
Полиптих из церкви Бадиа. Ок. 1300
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Галерея Уффици, Флоренция
Еще одно раннее произведение Джотто, полиптих из церкви Бадиа около 1300 года. Здесь, может быть, даже более традиционно, потому что поясные изображения. И таких вот алтарей, полиптихов, алтарных образов он создал очень много.
Церковь Сан Франческо, Ассизи
Но настоящая слава Джотто, конечно, остается за фреской, за монументальным искусством. Собственно, фреска была такой лакмусовой бумажкой для этого времени, потому что станковые произведения все-таки в чем-то не то чтобы проще, но там все больше отработано. А те огромные пространства, которые начинает в это время заполнять живопись, потому что романское искусство, конечно, знало фреску, а готическое, например, фреску совершенно изгоняет из храмов, заменяя ее, скажем, витражом… Ну, с готикой в Италии сложные отношения, мы с вами уже об этом говорили, в основном это, конечно, романские вещи или романские с готическими элементами. Но вот эта тяга к повествовательности, которая всегда была на Западе, а в это время как бы распространяется повсеместно, дала возможность покрывать огромные пространства храмов, которые тоже стремились к расширению пространств.
Интерьер верхней церкви Сан Франческо, Ассизи
Пространство завоевывалось не только в живописи, но и в архитектуре. Это давало возможность увидеть на что способен художник. Начнем мы обзор таких вот монументальных произведений Джотто с уже известной нам по многим другим художникам церкви Сан-Франческо в Ассизи. Здесь довольно молодой еще Джотто в 1288 году был приглашен главой ордена францисканцев Джованни Муровале. И здесь как раз понятно, что Джотто был учеником не Чимабуэ, а скорее Пьетро Каваллини, который тоже здесь отметился. И может быть, даже сначала Джотто помогал другим мастерам, а потом ему дали самостоятельную работу.
Фрески францисканского цикла. Ок. 1296–1304
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
И в верхней церкви Джотто создает монументальный такой огромный ансамбль, это большое пространство, 28 эпизодов из жизни святого Франциска. Джотто работал здесь два года. Для такого огромного пространства это срок небольшой. Конечно, он работал с целой бригадой, это видно по некоторым деталям, но в целом замысел, конечно, скорее всего принадлежит ему, разработка принадлежит ему, и здесь уже мы видим вот ту манеру, которую, собственно, мы знаем как манеру Джотто.
Фрески францисканского цикла. Ок. 1296–1304
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Давайте посмотрим некоторые вещи. Они идут вот такими фризами, роспись двухъярусная, но основные сцены в первом ряду. Они оформлены как такие картины, между ними архитектурные разгранки.
Св. Франциск отрекается от отца и имущества. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
И даже то, что они оформлены как картины, в рамах, тоже говорит о чем-то новом, потому что в средневековой живописи сцены очень часто перетекали одна в другую, а здесь каждая сцена мыслится как отдельная картина, каждая сцена дает возможность как бы увидеть свое пространство, свой сюжет, свое отдельное повествование.
Франциск отдаёт свой плащ бедняку. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Вот, например, тот момент, когда еще молодой Франциск – это точно до его ухода из дома… Вот его отец, который был торговцем тканями, ему эти ткани показывает. И он наступает на эту ткань, потому что он отказывается быть наследником своего богатого отца, заниматься торговлей, как требовало то время. Потом он уходит из дома. Есть даже одна из сцен, где он снимает с себя всю одежду и уходит как бы голым, как бы заново рождается.
Еще одна сцена, где он отдает бедняку эту шикарную ткань, раздает эти ткани, которые покупает, производит и продает его отец. И тем самым он как бы порывает с этим купеческим сословием, уходит из богатого дома, становится бедняком.
Молитва в Сан Дамиано. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
А вот знаменитая сцена, где Франциск молится перед крестом в разрушенной церкви Сан-Дамиано и слышит голос «Иди восстанавливай Мою церковь».
Такой последовательный рассказ о жизни святого Франциска не случаен. Конечно, скорее всего Джотто разрабатывал эти сцены вместе с заказчиком или заказчиками, может быть, там группа была от монастыря представлена, тем более что францисканцы были сильны в богословии и очень интеллектуальны. Несмотря на то, что это нищенствующий орден, там очень быстро и интеллектуальная часть сформировалась. Во всяком случае, это очень интересно, потому что это такое действительно житие в красках – последовательный рассказ о жизни Франциска.
И каждый раз решение Джотто тоже очень интересно, потому что он, например, показывает Франциска внутри интерьера. Мы видим, конечно, что это еще плоскость, но плоскость уже начинает раздвигаться, как театральные кулисы. Плоскость, которая начинает впускать в себя хотя немножко, но пространства. Есть уже два, иногда три пласта этого пространства.
Папа утверждает устав францисканского ордена. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Вот эта замечательная сцена, когда папа видит во сне некоего человека, который поддерживает Церковь, и тут же слышит голос, откровение, что этому человеку надо помогать.
Иннокентию III является во сне Франциск, поддерживающий церковь. Ок. 1296–1304
Если приглядеться, как Джотто делает лицо, это действительно уже попытка сделать не лик святого, а лицо с такими, может быть, даже индивидуальными чертами. Т.е. Джотто тоже пытается во всем быть новатором, хотя, повторяю, многие вещи он делает вполне традиционно.
Иннокентию III является во сне Франциск, поддерживающий церковь. Фрагмент. Ок. 1296–1304
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Изгнание демонов из Ареццо. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Вот, например, Джотто делает такую замечательную сцену, когда Франциск изгоняет бесов из города. С той стороны, где изображен город, мы видим такое чуть-чуть как бы раздвинутое иконное пространство, потому что такие домики бывали на иконах, но они уже показаны чуть-чуть более в пространстве раздвинутыми. А сзади Франциска – ну просто ренессансное здание, которое написано почти с натуры. Вот то, что и приписывает Джотто Вазари, хотя, конечно, с натуры вряд ли он писал, может быть, делал зарисовки. Писание с натуры появляется в истории искусства гораздо позже.
Св. Франциск проповедует птицам. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Здесь мы видим уже развитие монументального искусства Джотто, потому что здесь появляются элементы пейзажа, элементы наблюдения за природой. Например, «Проповедь птицам», где и птицы написаны уже не так условно, а приближены к реальности, и дереву придана такая более округлая форма… Но, конечно, фигуры, хотя есть попытка и их сделать трехмерными, скорее приклеены, как бы вставлены в фон.
тигматизация св. Франциска. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Или вот «Стигматизация святого Франциска». Это известная сцена из жития, когда Франциск уходит на гору Альверно и так горячо молится Христу, что видит его в виде распятого херувима, и в момент этого видения у него появляются стигматы, т.е. раны на тех местах, где были раны у Спасителя. Здесь тоже попытка показать пейзаж, показать горы, на которых растут деревья. Это еще отголоски иконных горок, но уже как бы немножечко раздвинутые в пространстве. Показать два строения, в которых есть глубина и даже что-то там внутри нарисовано, и т.д. Т.е. мы видим постепенное, очень постепенное, но последовательное завоевание пространственных планов у Джотто.
Чудесное явление св. Франциска братии. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Повторяю, оно идет еще не совсем вглубь, хотя уже это чаще не золотой фон, а попытка сделать фон небесный или нейтральный сине-зеленый. Но все равно это еще не то пространство, не та перспектива… Т.е. перспективы тут еще нет, это скорее такая перспектива, близкая к античной перспективе. Очень часто именно такую перспективу делали в античности.
Или вот, например, восхождение по смерти на небеса. Мы вспоминаем сюжет восхождения Ильи на небеса. Но это, конечно, эпизод скорее такого прославления святого Франциска, не то чтобы тело его взято на небо, потому что именно в этой церкви Сан-Франческо в Ассизи он и похоронен.
Св. Франциск и св. Клара. Ок. 1290–1300
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Кстати, когда Джотто изображает отдельно святого Франциска и Клару, спутницу святого Франциска и основательницу второго, женского ордена внутри францисканцев, Джотто более иконописен, я бы так сказала. Надо сказать, что несмотря на то, что Вазари его превозносит как изящного и виртуозного живописца, если мы сравним с изображениями тех же персонажей Симоне Мартини, конечно, мы увидим, что Симоне Мартини более изящен, более изощрен как живописец, чем Джотто. Джотто скорее занят формальными вещами, а чисто живописные вещи, конечно, более высоки у Симоне Мартини. Тем не менее последующие поколения Джотто ценили гораздо выше.
Интерьер нижней церкви Сан Франческо, Ассизи
Через несколько лет францисканцы снова приглашают Джотто в свою церковь Сан-Франческо в Ассизи. Джотто к этому времени стал уже очень знаменитым мастером. 1320 год – второй этап работы в Ассизи, уже в нижней церкви.
Интересно, что в нижней церкви – это тоже такой интересный переходный этап от Средневековья к Ренессансу – есть несколько аллегорических композиций, которые довольно редко, скажем так – нечасто, особенно в русских изданиях, попадают во внимание, когда говорится о Джотто. Все заняты в основном его изысканиями пространственными, живописными и т.д. Но переходный период, да и собственно Ренессанс очень был занят вот такими аллегорическими какими-то вещами, символическими. Была в моде астрология, магия, гадания.
Мы все время думаем, что Ренессанс – это такое торжество разума. Ничего подобного! Первые как раз процессы над ведьмами, между прочим, зафиксированы в XV в. Хотя инквизиция рождается гораздо раньше, но вот такие процессы сжигания ведьм как раз приходятся на эпоху Ренессанса. Поэтому эта эпоха не прощается со Средневековьем, наоборот, она часто из него берет не лучшее.
Апокалиптический Христос. Ок. 1315–1320
Фрагмент фрески. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Посмотрим несколько композиций. Они очень интересны. Например, такой апокалиптический Христос. Эта композиция находится в перекрестье одного из сводов. Здесь богато украшенные своды в стиле косматеско, когда, как драгоценность, набирается мрамор. Изображается Христос, Христос апокалиптический. Он держит в руках Писание, в устах его меч – слово Божье, как и сказано в книге «Откровения Иоанна Богослова». В руке он держит что-то вроде лопаты, которой он веет пшеницу. Или иногда толкуют, что это ключ от бездны, которую он открывает и запирает. Над ним агнец и Ковчег Завета.
Вот такая очень интересная символика. Она и связана со Средневековьем, и в то же время мы знаем, что такие композиции, скажем, и в русском позднем Средневековье, уже в XVII в., очень любили. Т.е. это всегда такие вещи, которые приходятся не на пик Средневековья, где больше интересуются догматическими вещами, а скорее на конец Средневековья, на эту осень Средневековья, когда вдруг на какие-то такие таинственные вещи обращают внимание.
Аллегория Целомудрия (Чистоты). Ок. 1315–1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Или, например, «Аллегория целомудрия». В укрепленном замке правит Целомудрие. Изображен замок, ангелы его охраняют. Туда не все могут войти. Туда идет долгий путь, люди к нему идут… Здесь мы видим представителей трех ветвей францисканского ордена. Это монах, Клара как основательница женской ветви, и брат-мирянин, потому что у францисканцев впервые появляется так называемый третий орден, т.е. ветвь мирян, людей, посвященных жизни, которые, не оставляя своих семей и своего дела в миру, принимают обеты, живут по уставу и называются францисканцами-терциариями, т.е. людьми третьего ордена.
И вот они все поднимаются на холм, где находится этот замок. Тут всякие соблазны – с одной стороны, их принимают, а с другой стороны, их влекут в бездну. Здесь кто только ни нарисован: всякие демоны, Непристойность с головой кабана, Страсть с пылающей головой, Любовь с когтистыми ступнями и связкой сердец на шее (та земная любовь, которая уловляет). И круг замыкает Смерть с паучьими ногами. Т.е. это, конечно, фантазия, которая приходит в голову… Вообще сразу вспоминается какой-нибудь скорее Босх, чем итальянское искусство, которое мы привыкли считать таким светлым, просвещенным, наполненным светом разума.
Аллегория Послушания. Ок. 1315–1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Или вот «Аллегория Послушания». В центре мы видим Послушание: стоит такая вот фигура в серых одеждах между двумя наблюдателями – двуликим Благоразумием с зеркалом в руке и тихим Смирением. Послушание призывает к тишине, надевает ярмо на коленопреклоненного монаха, давая ему послушание в виде ярма. Здесь изображен Франциск между двумя коленопреклоненными ангелами. Он стоит на крыше и так же несет ярмо, т.е. добровольно взятое на себя послушание. Здесь изображено Высокомерие в образе кентавра – ему отказывается войти, потому что он высокомерен.
Двое, мирянин-терциарий и монах, следуют по стопам святого, т.е. показан путь и монашеский, и мирянский, они уравнены, кстати. Это тоже очень интересно для понимания этого времени. Потому что Средневековье, конечно, превозносит монашескую жизнь, делая ее выше мирской. А здесь уравнены. Францисканцы дают этот толчок какой-то такой, я бы сказала, церковной демократии. Благоразумие с двумя ликами смотрит и в прошлое, и в будущее, протягивает коленопреклоненному монаху зеркало как символ знаний и т.д. Эти вещи можно разбирать, разбирать и разбирать.
Аллегория Бедности (Св. Франциск обручается с Бедностью). Ок. 1315–1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо
Но самым интересным, наверное, сюжетом здесь является сюжет «Святой Франциск обручается с Бедностью». Христос подводит к святому Франциску такую деву весьма некрасивого, кстати, вида, которая не соблазнительной красотой его привлекает, а целомудрием и бедностью. И он с ней обручается. Невеста его – Бедность.
Аллегория Бедности (Св. Франциск обручается с Бедностью). Фрагмент. Ок. 1315–1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Этот интересный сюжет вот так разрабатывается Джотто. Это как бы перевернутый сюжет о прекрасной даме, который был и в Средневековье, но в интернациональной готике он превозносится особо, потому что это придворная культура. Но здесь он решается абсолютно зеркально, потому что, повторяю, дама, или дева эта, Бедность – весьма непривлекательного вида. Но именно ей обручается Франциск, потому что он прельщается не прекрасными формами, а той внутренней чистотой и целомудренностью, которая этой деве принадлежит. Вот такой здесь Джотто.
«Не прикасайся ко мне». Ок. 1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Марии Магдалины. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи
Здесь Джотто расписана еще одна капелла, она называется капеллой Марии Магдалины, и здесь несколько сюжетов посвящено Марии Магдалине. И вот известный сюжет Noli me tangere, «Не прикасайся». Т.е. когда воскресшего Христа встречает Мария Магдалина, он как бы от нее отстраняется, она тянет к нему руки, он ей говорит: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу». Это очень таинственное место в Евангелии, как-то его избегали раньше, а вот начиная с Проторенессанса, и в Ренессансе мы это увидим у того же Фра Беато Анджелико и у других, очень часто любили этот сюжет опять же за его таинственность. Не просто Воскресение, а что-то новое появляется во Христе. Хотя потом он Фоме будет предлагать как раз прикоснуться, а вот Марии Магдалине он не дает прикоснуться.
Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы. Ок. 1320
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Марии Магдалины. Нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи
И очень интересный сюжет – Мария Магдалина, когда она уже уходит в пустыню, получает одежду из рук старца Зосимы. Здесь мы видим соединение на самом деле двух сюжетов, которые, скажем, в восточной Церкви разделены, потому что Мария Магдалина отдельный персонаж евангельской истории, а есть еще Мария Египетская, т.е. блудница, которая ушла потом в пустыню, покаялась, жила там и приняла последнее причастие из рук Зосимы, прожив сорок лет в пустыне. А здесь, в западной традиции, эти сюжеты соединяются: в пустыню уходит не Мария Египетская, где там Египет, как далеко он от Западной Европы! А происходит наложение.
На самом деле и в Евангелии есть несколько Марий, которые как-то соединяются: Мария, которая отерла волосами своими ноги Христа, Мария – сестра Марфы, Мария, из которой Христос изгоняет бесов… Библеисты говорят, что на самом деле, часто такие есть толкования, речь идет вообще о нескольких женщинах, но они как-то соединяются все в одну. А здесь еще и соединяется Мария Магдалина с Марией Египетской. Это очень интересные сюжеты, которые по-разному толкуются на Востоке и на Западе. И здесь мы тоже видим завоевание пространства, скорее опять же не вглубь, а на зрителя – попытка сделать вот эти горки, из иконных превратить их в нечто похожее на натуральные горки, но они скорее похожи на театральные декорации.
продолжение следует...
Материалы
Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939.
Беллози Л. Джотто. М., 1996.
Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности. СПБ, 1915.
Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни Италии XII-XIII вв. Пг. 1912.
Карсавин Л. П. Монашество в средние века. СПб, 1912.
Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1959.
Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., Искусство, 1972.
Пономарева Т. Джотто. М., 2009.
Рассел Дж. Джотто ди Бондоне. М., 2012.
Серия сообщений "Религиозная живопись":