Джек Хогган (такова настоящая фамилия художника) родился в 17 ноября 1951 года в Шотландии, в семье горнорабочего. К рисованию юноша обратился лишь в 21 год, когда подруга вдруг подарила ему на день рождения набор акварельных красок (такова, во всяком случае, версия самого художника).
Персонажи первых работ Хоггана до некоторой степени повторяли образцы из известного справочного пособия для иллюстраторов, о чем в дальнейшем не преминули ему напомнить недоброжелательные критики.
Сначала рисование для него было не более чем приятным хобби - юноше просто нравилось рисовать, а так же копировать полотна шотландских мастеров XIX-XX веков в музее Кирколди. Потом он открыл для себя импрессионистов, стал подражать им и копировать их шедевры (он очень гордился своей копией с «Маковых полей» Клода Моне).
Это и было его художественной школой, специального же образования он не получил. Долгих 14 лет Джек рисовал в стол и только в 1988 году рискнул предъявить свою живопись на суд зрителей, впервые представив пару своих полотен на ежегодной выставке в Шотландской Королевской Академии. К изумлению устроителей, картины никому не известного художника были выкуплены в первый же день. На Хоггана посыпались весьма лестные предложения от галеристов и состоятельных любителей живописи. Вскоре он переехал в Эдинбург, взяв в качестве псевдонима чуть измененную фамилию своей матери-итальянки Веттриано. В 1991 году работы Веттриано с успехом экспонировались на выставке «Контраст стилей», приуроченной к знаменитому Эдинбургскому фестивалю искусств. Этот успех получил громкое продолжение в 1992 году, когда в Эдинбурге состоялась первая персональная выставка художника под интригующим названием «Сказки о любви и прочие истории». За ней последовали многочисленные выставки в Лондоне («Часы бьют полночь», 1994; «Страсть и боль», 1996), в Гонконге, в Йоханнесбурге и др. городах.
К художнику приходит известность, а его картины стали «обживать» крупнейшие частные художественные коллекции мира.
В 1997 году работы Веттриано, принадлежавшие сэру Теренсу Конрану, известному ресторатору и не менее известному дизайнеру, выставлялись в его клубе «Синяя птица» в лондонском районе Челси. Это были картины из коллекции сэра Конрану и связанные, в основном, с именем легендарного английского автогонщика 1920 - 1930-х годов Малькольма Кэмпбелла. Род Кэмпбеллов был один из самых древних и уважаемых в Шотландии, так что судьба Малькольма, к тому же великого автогонщика, неоднократно побивавшего мировые рекорды скорости на своих болидах «Синяя птица», безусловно, интересовала такого романтика, как художник Джек Веттриано.
[700x700]После продажи коллекции сэра Конрана многие картины Джека Веттриано из серии о Малькольме Кэмпбелле и его «Синей птице» можно увидеть в Portland Gallery (Лондон). Пока это фактически единственное публичное художественное собрание в Великобритании, в котором широко представлены полотна шотландца из Файфа.
В ноябре 1999 года Веттриано впервые представил свои работы в Нью-Йорке на выставке под названием «XX век». В считанные минуты после открытия выставки все 20 полотен гостя из Соединенного Королевства были распроданы. Коллекционеры активно «голосовали кошельками», желая стать обладателями дорогих оригиналов живописи этого необычного мастера.
Спрос был так велик, что богатые и знаменитые представители американской элиты записывались в длинные списки очередников на новые полотна художника-самоучки, творчество которого художественные критики характеризовали не иначе, как вульгарный «кич» - безвкусица, халтура
(термин „Kitsch“ возник, видимо, в Мюнхене еще в XIX веке для обозначения дешёвых, быстро распродающихся картин).
Порой критики называли его работы „narrative art“, то есть искусство, рассказывающее всего лишь какие-то истории. Однако миллионы людей «кичевые» истории Веттриано просто завораживали чувством невыразимого одиночества, оживающей на глазах романтикой, светлой грустью и чем-то еще, что трудно выразить словами.
Они словно кадры фильмов, возникших из синтеза американского крутого детектива и немецкого экспрессионизма, в жанре «фильм нуар» (фр. Noir - чёрный, жанр киноискусства, изображающий гангстерский мир эпохи Великой Депрессии).
И вот, наконец, 2004 год, когда шотландец буквально врывается в мир высокого искусства, – его картина «Поющий дворецкий», традиционно обозначенная критиками и экспертами как безвкусица, была продана на аукционе Sotheby’s в Эдинбурге неназванному покупателю из Британии за $1 млн. 300 тысяч (при начальной цене - $360 тысяч). В целом на этом аукционе были проданы 14 полотен художника-самоучки из Файфа (на общую сумму $3,4 млн.).
[674x700]Это был тот случай, когда художник, а вместе с ним и массовый вкус победили на условно «чужом поле». Это было «поле» Sotheby’s, где богатые покупатели прислушиваются, как правило, именно к критикам и экспертам. Известный лондонский критик Р. Корк, который хоть и не был в восторге от творений Веттриано, признал, что этот «успех художника стал заметным культурным явлением в мире».
Следует пояснить, что «Поющего дворецкого» Джек Хогган (еще не Веттриано) написал в 1991 году и предложил его Шотландскому художественному совету за 2 тыс., однако ему отказали. Буквально тут же картина была куплена за 3 тыс. частным лицом.
В 1998 году картина сменила владельца уже за 33 тыс., а позже - за 90 тыс., но Веттриано ко всем этим перепродажам отношения уже не имел.
Правда, еще до аукциона в Эдинбурге ежегодный доход художника только от продажи прав на репродукции своих картин в Англии составлял более 250 тысяч.
Феномен Джека Веттриано, его путь к успеху, становится предметом постоянного пристального изучения и обсуждения в бесчисленных печатных и интернет-изданиях во всем мире. При этом, учитывая его скромный образ жизни, почти не затрагивается личная жизнь художника, ограничиваясь лишь информацией, что он женат во втором браке, что живет постоянно между Лондоном и Эдинбургом и любит подолгу бывать в Ницце.
На сегодняшний день о Джеке Веттриано вышло восемь книг различных авторов, последняя книга о нем под названием “Tattooed by the Family Business ” выпущена в свет издательством "Pavilion Books" в 2010 году.
После безумного успеха 2004 г. наступил выставочный перерыв, но в 2008 г. регулярные выставки работ Джека Веттриано – возобновляются. Последняя выставка работ состоялась в феврале 2011г. и очередная запланирована на май месяц текущего года.
Интерес к личности художника подогревает еще и тот отрадный факт, что Джек Веттриано, выходец из простой шахтерской семьи, вот уже много лет активно занимается филантропией и меценатством.
После многих лет упорного труда, пройдя через насмешки и непризнание художественной элиты, Веттриано становится достаточно богатым и знаменитым человеком, чтобы сполна ощутить вкус «сладкой жизни» („La Dolce Vita”). Однако он не только стремится обладать для себя и своих близких всевозможными благами, но и считает своим долгом вкладывать значительные средства в решение глобальных гуманитарных и экологических проблем человечества, для помощи бедным и обездоленным.
Еще в 2001 году художник пожертвовал для проводимого Sotheby's благотворительного аукциона картину «Прекрасная мечтательница». Деньги пошли на помощь одному из хосписов. По словам самого Веттриано: «Хоспис - это достойная жизнь до конца. Здесь работают с живыми людьми, которые только умирают раньше нас».
С 2004 года шотландец финансирует в университете своего родного города Сент-Эндрюс несколько стипендий для одаренных студентов из необеспеченных семей. В 2008 году Веттриано предоставил для благотворительного аукциона свою новую картину «Олимпия», изображающую внучку королевы Елизаветы II, знаменитую чемпионку мира по конной выездке Зару Филлипс. Подобных примеров благотворительности в биографии художника немало, и говорят они, прежде всего, о его высоких душевных качествах.
Не зря ему приписывают слова: «Главное, что ты должен знать и помнить, это то, как мало ты сочувствуешь людям».
Среди коллекционеров его картин такие разные личности, как культовые актеры Джек Николсон и Робби Колтрейн; суперзвезда эстрады, певица Мадонна; голливудский режиссер немецкого происхождения Роланд Эммерих (кстати, родом из Штутгарта); знаменитый британский либреттист сэр Тим Райс, соавтор рок-оперы «Иисус Христос Суперстар»; писательница и журналистка Алиссон Кеннеди, дважды попадавшая в число лучших британских авторов; известная диктор английского телевидения и радио Валери Зинглетон; английская писательница и издатель Эвелин Поллард; один из лучших футболистов мира сэр Алекс Фергюсон; многие другие именитые, состоятельные...
[700x614]Картины Веттриано несут в себе некий магнетизм, который притягивает зрителя из будничного мира в параллельный, существующий вне временных и пространственных измерений, мир, где вечная история о жизни и любви соткана из сновидений и воспоминаний, из прочитанных книг и старых фильмов, из мечты и несбывшихся желаний.
Художник остается при этом только постановщиком сцен, а чтобы оживить героев, мы должны сами дописать для себя сценарий, дорисовать что-то в своем воображении, узнать среди увиденного кого-то из близких и друзей, или, возможно, - самих себя. Люди тянутся к работам художника-самоучки, часто находя в них, как уже отмечалось, то, чего они сами не смогли достигнуть в жизни или получить в окружающем их довольно жестоком и рациональном мире.
Дорогого стоит запись из книги отзывов на одной из выставок «народного художника» Джека Веттриано: «У меня никогда не было любимого художника. Теперь, кажется, есть».
Сайт Джека Веттриано: http://jackvettriano.com/