Виолончель: пять доказательств того, что она существует
Виолончель:
пять доказательств того, что она существует
Основатель и организатор виолончельного фестиваля Vivacello музыкант Борис Андрианов рассказал о произведениях, которые помогут полюбить виолончель
Людвиг ван Бетховен.
Сонаты для виолончели и фортепиано
Соната для виолончели и фортепиано № 1 фа мажор
в исполнении Йо-Йо Ма и Эмануэля Акса. 1985 год
Для виолончели Бетховен собирался написать целый концерт и предложил своему другу, композитору Бернхарду Ромбергу, стать его первым исполнителем.
Но Ромберг отказался, сказав, что играет только те виолончельные концерты, которые пишет сам. Поэтому у Бетховена нет ни одного концерта для виолончели, зато есть пять виолончельных сонат
Концерт — это произведение для солирующего инструмента с оркестром, по сути — соревнование одного инструмента с большим оркестром.
Соната — произведение, написанное для соло или двух инструментов. В отличие от концерта сонату исполняют несколько человек — не больше двенадцати.
.
Сонаты эти отражают три больших этапа творчества композитора. В первых двух сонатах можно услышать огромное количество тем: помимо основных, возникают эпизодические — и тут же затухают.
Уже в этих ранних произведениях Бетховен отходит от традиции: первая и вторая сонаты очень необычны по форме. Во второй есть медленная часть, которая одновременно становится вступлением к быстрой части.
В третьей сонате видна работа человека в самом расцвете творческих сил, большого мастера, не утратившего свежести и любви к жизни. К четвертой-пятой сонатам язык Бетховена становится аскетичнее, а музыка — более экспериментальной.
Последняя часть пятой сонаты — это фуга, которая звучит как какофония и совершенно опережает свое время.
Антонин Дворжак.
Концерт си минор для виолончели с оркестром
Концерт си минор для виолончели с оркестром в исполнении
Мстислава Ростроповича и Лондонского филармонического оркестра.
1987 год
Из всего, что написано для солирующей виолончели с оркестром, Концерт для виолончели си минор Дворжака — самый известный. Даже в фильме «Иствикские ведьмы» виолончелистка учила концерт Дворжака.
Концерт состоит из трех частей, и в каждой их них слышны славянские мотивы, интонации. Уже дописав концерт, Дворжак узнал трагическую новость: умерла его возлюбленная.
И к уже законченному произведению композитор пишет еще одну, последнюю, страницу, еще две-три минуты музыки, коды.
Этот постскриптум имеет совершенно другой характер, нежели предшествующая ему героическая музыка: он бравурный, яркий и словно провозглашает победу жизни над смертью.
Эдуард Элгар.
Концерт для виолончели с оркестром
Концерт для виолончели с оркестром
в исполнении Жаклин Дю Пре и Лондонского филармонического оркестра.
1967 год
Этот концерт великого английского композитора, жившего на рубеже XIX–ХХ веков, неразрывно связан с именем великой виолончелистки Жаклин Дю Пре, безвременно ушедшей в сорок с небольшим лет.
Самая выдающаяся запись концерта Элгара существует именно в ее исполнении, а произведение это считается визитной карточкой всех известных молодых виолончелисток.
В концерте четыре части, написанные витиеватым музыкальным языком. Такая композиция скорее традиционна для симфонии, тогда как в концерте обычно всего три части.
Это медленная красивая музыка с одинаковым темпом, поэтому от исполнителя тут требуется много идей, находок. Иначе музыка будет казаться сложной и тягучей: оркестр здесь играет совсем немного, и все держится на солисте.
Джованни Соллима.
«Violoncelles, vibrez!» и «Antidotum Tarantulae XXI»
«Violoncelles, vibrez!» в исполнении Юлиуса Биргера,
Марио Брунелло, Энрико Ринальдо, Джованни Соллимы и др.
2009 год
Джованни Соллима — наш современник, виолончелист и композитор. Соллиму называют Джими Хендриксом от виолончели: в своей музыке он соединяет все жанры, включая классику и рок.
Если слушать современную виолончельную музыку, обязательно нужно начать с его «Violoncelles, vibrez!».
«Antidotum Tarantulae» — произведение для двух виолончелей, состоящее из пяти частей. Это смесь рока, барочной классики, этнической музыки, музыки уличных духовых оркестров.
Вся эта эклектика удивительным образом гармонирует в пьесе.
Йозеф Гайдн.
Концерт до мажор для виолончели с оркестром
Концерт до мажор для виолончели с оркестром (часть 3)
в исполнении Норвежского камерного оркестра.
2013 год
Гайдн написал всего два концерта. Самый популярный и часто исполняемый из них — Концерт до мажор для виолончели с оркестром, рукопись с нотами которого в 1961 или 1962 году обнаружили в недрах Пражской библиотеки. Концерт длится минут двадцать и написан очень ясным, прозрачным языком. Это красивая жизнерадостная музыка.
Третья часть играется в очень быстром темпе. Виолончелисты даже любят соревноваться, кто быстрее: например, считалось, что Ростропович играл очень быстро, но виолончелист Александр Рудин играет на минуту быстрее, чем Ростропович.