• Авторизация


Ракша, Юрий Михайлович (2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) 26-08-2021 10:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения truskovalent Оригинальное сообщение

— известный советский живописец, художник-постановщик кино.



Ракша, Юрий Михайлович

(2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) — известный советский живописец, художник-постановщик кино.

5229398_sd78sNg3eME (598x700, 323Kb)


На Южном Урале родился замечательный советский художник Юрий РАКША. Он писал о своих родных - матери и бабушке, что они вязали знаменитые оренбургские платки. Можно полагать, именно от уральских предков передана в его пейзажах тщательно прорисованная вязь деревьев, веток и листьев. Природа была для него храмом и мастерской. Особенно его впечатлила дальневосточная тайга во время съёмок фильма «Дерсу Узала».

5229398_lRPqQNFGcRw (300x473, 23Kb)
Юрий родился в декабре 1937 г. на окраине Уфы. Хотя по отцу он был Теребилов, а по матери Треньхин; дед — казак Дмитрий Треньхин, но позже он взял, как псевдоним, фамилию жены Ирины Ракша.
  "В 1954 году после окончания восьми классов Юрий уехал с деревянным чемоданчиком с рисунками в Москву, но опоздал. Спас счастливый случай. В Москве жил брат отца, работавший полотёром. Как-то раз, натирая паркет в одной из квартир, он показал её владельцу работы своего племянника. Это был действительный член Академии художеств, дважды лауреат Сталинской премии Дмитрий Налбандян. Он сам отвёз рисунки Юрия директору средней художественной школы при Институте имени В.И. Сурикова. Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс. С серебряной медалью выпускника художественной школы Ракша поступил на факультет художников кино ВГИКа, который с отличием окончил в 1963 г. На протяжении пятнадцати лет он являлся художником-постановщиком киностудии «Мосфильм». Участвовал в создании многих отечественных фильмов, до сих пор нам памятных: «Время, вперёд!», «Дерсу Узала», «Восхождение»…

5229398_OyGf322y_00_1_ (405x699, 70Kb)

Триптих "Кино" Идея, в центре Л. Шепитько

5229398_eCRJNaWmtTE (505x700, 68Kb)

Триптих "кино" Премьера

5229398_KZW1LTUTWe8 (399x699, 73Kb)

Триптих "Кино" Работа

5229398_JneTpYWodFw (700x372, 99Kb)

Первая встреча с Дерсу. Эскиз к кинофильму ''Дерсу Узала''


За работу в советско-японском художественном фильме «Дерсу Узала» (режиссер – Акира Куросава) Юрий Ракша получил "Оскар" в 1976 году. Кроме того, он создал более 200 живописных полотен и проиллюстрировал около двадцати книг."

5229398_0_3cee8_1de133db_orig (300x31, 6Kb)


Воспоминания А.Александрова:

Юрий Михайлович РАКША (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов) пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980-го… Он был хорошим советским художником – прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком, графиком. Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения. Природа всегда оставалась для него храмом и мастерской, в которой он был прихожанином и мастеровым. Он много, плодотворно работал и остался для нас прежде всего в полотнах собственных картин, ныне хранящихся во многих известнейших музеях.
..

...В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание… Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания».

Свою маму Юрий Михайлович молодой не помнил. Она работала на фабрике разнорабочей. Война, послевоенный голод… И к 1950 году, когда отец вернулся домой, то мать, по воспоминаниям сына, была уже совсем старухой. Но той её столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама».

5229398_ZYwHHWgE (700x614, 135Kb)

Часть комнаты девичьего общежития в дощатом бараке-времянке. Одна из железных казённых кроватей покрыта лоскутным, явно деревенским одеялом. Мужчина, расположившийся в терпеливом ожидании, видится за окном. Он ждёт ту, светловолосую и босоногую, которая спиной к нам стоит в центре комнаты. Картина принесла Юрию Ракше огромную популярность.

За несколько дней до своей кончины он успел закончить главное, как сам считал, произведение – полотно, посвящённое 600-летию Куликовской битвы.

5229398_zJDailrkktA_1_ (700x336, 73Kb)

Триптих, посвящённый 600-летию Куликовской битвы

5229398_JOVER_SALON_MURO (684x700, 185Kb)

Центральная часть

Ныне этот триптих хранится в знаменитой Третьяковской галерее.

5229398_0_3002a_5233c181_S (150x31, 5Kb)

Умер Юрий Ракша в 1980 году от острой формы лейкоза в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище

5229398_Mogila_hydojnika_Uriya_Rakshi (525x700, 300Kb)

Могила Ракши на Ваганьковском кладбище.

Семья: жена Ирина Евгеньевна, писатель, и дочь Анна. Сестра — искусствовед Валентина Мефодьевна Сорокина (Теребилова) (1940 г. р.), главный хранитель Художественного музея им. М. В. Нестерова (Уфа).

Картины Ракши (более 200) хранятся в Третьяковской галерее, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, частных собраниях.

Творчество
Наиболее известные картины: «Воскресение» (1968), «Тыл» (1970), «Зимний полустанок» (1968), «Подснежники» (1967—1969), «Моя мама», «Современники», «Наша буровая», «Разговор о будущем», «Моя Ирина», «Продолжение», «Земляничная поляна» (1977), «Писатель Василий Шукшин» (1973), «Поэт Арсений Тарковский» (1978), «Рожденным — жить»[6]; триптих «Поле Куликово» («Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние») (1980).

Выставки
При жизни Юрий не провёл ни одной своей персональной выставки. Все состоялись после его смерти.

Работы Юрия Ракши экспонировались на девятнадцати выставках, в том числе и персональных, в городах и странах: Москва, Ленинград, Загорск, Иркутск, Париж, Лондон, ГДР, Монголия, Польша, Голландия, Токио.

Интересные факты
В триптихе «Поле Куликово», в центральной его части «Предстояние», среди воинов, окруживших Дмитрия Донского, Ю. Ракша изобразил в образе Бренка писателя Василия Шукшина, а рядом себя. …в 1980-м, на полотне «Куликово поле» Шукшин (с бородой) был написан художником в главной сцене. Перед началом сраженья прощание двух друзей, Бренка (Шукшина) и князя Дмитрия (Юрия Ракши). Это их последний рассвет на берегу Непрядвы и Дона. Рассвет перед боем. Перед смертью и перед бессмертием. Так Шукшин в картине художника сыграл еще одну свою роль — последнюю, «посмертную». — Ирина Ракша

На пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссёр Акира Куросава сказал: «…Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, — самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела…»

Источник:ВИКИПЕДИЯ

5229398_0_3cee8_1de133db_orig_1_ (300x31, 6Kb)

5229398_original_25_ (455x700, 264Kb)

5229398_original_26_ (672x496, 20Kb)

Сотников. Кадр из фильма.


"Сотников перед казнью" Б. Плотников в фильме "Восхождение"

5229398_original_27_ (451x700, 319Kb)


 Плакат к кинофильму «Восхождение», 1977 г.

AKIR7tMyrnc (540x699, 145Kb)

Портрет Ларисы Шепитько - режиссера фильма "Восхождение"



Эвридика.

У человека тело
Одно, как одиночка.
Душе осточертела
Сплошная оболочка
С ушами и глазами
Величиной в пятак
И кожей - шрам на шраме,
Надетой на костяк.

Летит сквозь роговицу
В небесную криницу,
На ледяную спицу,
На птичью колесницу
И слышит сквозь решетку
Живой тюрьмы своей
Лесов и нив трещотку,
Трубу семи морей.

Душе грешно без тела,
Как телу без сорочки, -
Ни помысла, ни дела,
Ни замысла, ни строчки.
Загадка без разгадки:
Кто возвратится вспять,
Сплясав на той площадке,
Где некому плясать?

И снится мне другая
Душа, в другой одежде:
Горит, перебегая
От робости к надежде,
Огнем, как спирт, без тени
Уходит по земле,
На память гроздь сирени
Оставив на столе.

Дитя, беги, не сетуй
Над Эвридикой бедной
И палочкой по свету
Гони свой обруч медный,
Пока хоть в четверть слуха
В ответ на каждый шаг
И весело и сухо
Земля шумит в ушах.

5229398_original_20_ (444x700, 210Kb)

Арсений Тарковский. 1978

5229398_original_19_ (527x700, 238Kb)

Писатель Савва Дангулов. 1978

5229398_original_21_ (505x700, 237Kb)

Писатель Василий Шукшин. 1973

5229398_original_28_ (485x700, 244Kb)

Писатель Ирина Ракша. 1978-1980

 

ЮРИЙ РАКША «МОЯ ИРИНА» (1969)

Судьба у этого советского художника была будто из советского же кино: мать рабочая, отец 10 лет ходил по красным войнам, а сам Юрий после восьмого класса отправился из Уфы один-одинёшенек учиться в Москву, где для прокорму пришлось пролетарничать грузчиком. Но и поднявшись на ноги (Ракша стал художником на Мосфильме), Юрий не забывал черпать коммунистически духовного, путешествуя по тайге и тусуясь со всякими геологами-нефтяниками. Хоть и определяют творчество Ракши как соцреализм, его картины такие тёпло-ламповые, что невольно веришь в неангажированную любовь автора к своим моделям. Кроме отважных покорителей севера и дружественной богемы, Ракша обожал писать свою жену: в одежде и без, разными техниками, весёлую и печальную, молодую супругу и мать – короче, любовь длиною в жизнь.

5229398_original_5_ (433x700, 236Kb)
Моя Ирина. 1969


Swbka1kAqOs (467x699, 215Kb)

s9VQN0iQRFo (497x700, 328Kb)

Добрый зверь и добрый человек

 

Вы - Легкая, но легкость эта
Не мотылька, что жить спешит,
То легкость внутреннего света
Большой и ласковой души.

То легкость мысли, пониманье,
Не легкомыслие, нет!
Уменье чувствовать, вниманье,
На нежность - нежностью ответ.

Не словом даже, только взглядом,
Но уводящим далеко…
Вот почему мне с вами рядом
Светло, и просто, и легко!

Александр Перфильев (Ли)


0SwaldUT3D0 (446x700, 233Kb)

DonmRN2H65o (560x700, 342Kb)
Васильки.Лето.

5229398_original_1_ (700x486, 53Kb)

Настроение. 1968

5229398_original_2_ (431x700, 222Kb)

Ожидание. 1965

5229398_original_3_ (700x540, 339Kb)

Двое. 1967

5229398_original_4_ (420x700, 316Kb)

Подснежники. 1969

5229398_original_6_ (700x487, 119Kb)

Обнаженная на меху. 1968-1978

5229398_original_23_ (700x423, 142Kb)

Сон. 1969

5229398_original_24_ (700x482, 166Kb)

Август. 1969

5229398_original_7_ (545x700, 320Kb)

Современники. 1970

5229398_original_8_ (409x700, 250Kb)

Женский портрет. 1973

5229398_original_22_ (438x700, 298Kb)

Анюте 13 лет. 1978

5229398_original_17_ (584x700, 376Kb)

Продолжение. 1979

5229398_original_18_ (552x700, 304Kb)

Жужа и Янош из Будапешта. 1979

5229398_original_9_ (536x700, 245Kb)

И поет мне в землянке гармонь... 1973

NMCndiS6Kek (699x526, 438Kb)
Земляничное поле
6QqphcR9gDw (541x699, 273Kb)

5229398_original_16_ (442x700, 264Kb)

Маленькие купальщики. 1979

5229398_original (505x700, 288Kb)

Тыл. 1970

5229398_original_10_ (700x419, 128Kb)

Уральские горы. 1972

5229398_original_11_ (700x546, 399Kb)

Донбасс. 1974

5229398_original_12_ (509x700, 323Kb)

По белу снегу. 1975

5229398_original_13_ (510x700, 285Kb)

Весна в Приморье. 1975

5229398_original_14_ (700x511, 383Kb)

Весна в Приморье. 1975

5229398_original_15_ (700x511, 383Kb)

У ручья. 1975

 

5229398_0_c2d51_390c4ad2_orig (596x25, 5Kb)

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ракша, Юрий Михайлович (2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) | ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ - ТАМа - Идущая к СВЕТУ | Лента друзей ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»