• Авторизация


Лики старого Златоуста — Нижний пруд 14-11-2011 09:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Пишет ЖЖ блогер [info]kot_felisket

Городской пруд все златоустовцы знают. А когда-то ведь существовал и ещё один пруд — Нижний, оставшийся теперь только на старых фотографиях. В 1770-х годах второй владелец Златоустовского завода Ларион Лугинин в одной версте ниже по течению Ая построил ещё одну плотину, которая стала называться Нижнезаводской. Естественно, получился и второй пруд — Нижний. Вот он на этом снимке конца XIX века.
[700x401]

Необычный вид, не правда ли? Сделан он с Татарки, где сегодня наш Северо-Запад. Нижний пруд в центре снимка. Хорошо видно, что после плотины Ай разделяется на два рукава, меж которыми довольно большой остров с заводскими постройками. Левый рукав в начале XX века засыпали, чтобы получить место для новых заводских построек, среди которых была и фабрика искусственных точил (современный абразивный завод).
Цифрами на снимке помечены храмы — своеобразные реперные точки, по которым нам будет легче ориентироваться. Единичкой отмечена Свято-Троицкая (народное название — Тагильская) единоверческая церковь, которая стоит на берегу Нижнего пруда. Гора выше её это Косотур. Правее двоечкой помечена Трёхсвятительская (Никольская) православная церковь, а тройкой — Свято-Троицкий собор (по нему можно определить и место нашей городской площади). Под четвёркой — Петропавловская церковь (сегодня на этом месте ДК «Металлург»). А теперь глянем на Нижний пруд с Косотура.
[показать]
Здесь Нижний пруд во всей красе. Церкви, надеюсь, вы уже узнали. В левой части снимка (в верхней трети) хорошо видна Нижняя Никольская улица (часть современной улицы Карла Маркса). А правее Тагильской церкви (1) — два моста через Ай. По одному из них — «Косому» — проходила внутризаводская железная дорога. В «дотрамвайную» эпоху, в двадцатых—начале тридцатых годов XX века, по этой дороге курсировал внутригородской пассажирский поезд. Он выезжал с железнодорожного вокзала, добирался до «Заводской платформы», затем по отдельной ветке шёл через Закаменку и разъезд «Пост 2 км», выезжал на «Косой мост» и следовал до конечной остановки — Алексеевской базы, которая находилась в конце Алексеевской улицы (ныне это улица Ковшова). У поезда было даже собственное имя «Ученик», поскольку им часто пользовались школьники.
[показать]
Вот на этом снимке «Косой» мост очень хорошо виден. Как, впрочем, и Тагильская церковь.
[показать]
А вот и Нижнезаводская плотина. На заднем плане виден Косотур, переходящий в свой отрог — Малый Косотур. И непременная реперная точка — Тагильская церковь (1). Здесь как раз уместно сказать, что плотина просуществовала до 1922 года, когда Нижний пруд спустили, и, естественно, плотину за ненадобностью демонтировали. Нужны были площади под производство. По течению Ая ведь сплошь одни заводы были — завод им. Ленина, металлоконструкций, абразивный, металлургический…
[показать]
На этом снимке Петропавловская церковь, за которой ещё хорошо видны два рукава Ая и остров. Церковь простояла до 1940 года, потом на этом месте долгое время был городской рынок, я его хорошо помню. А потом уже появился ДК «Металлург».
[показать]
Этот снимок старейший фоторепортёр «Златоустовского рабочего» Александр Заев сделал в конце 1980-х годов, примерно с той же точки, что и первый снимок нашего видеоряда (точнее — с этой же горы, но оптика другая и точка съёмки, конечно, смещена относительно первой). Он зимний, но это даже лучше — чуть выше и правее мальчишек хорошо видно поле стадиона «Металлург», по нему и ориентируйтесь.

В самом конце предлагаю всем дамам посетить Салоны красоты в Рязани . Узнать более подробную информацию вы сможете по адресу www.ryazan.strana-krasoty.ru

http://photos-and-drawings.ru/post192800653/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лики старого Златоуста — Нижний пруд | max_payne007 - Информационный журнал | Лента друзей max_payne007 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»