Синий мост, самый широкий в Санкт-Петербурге, располагается через реку Мойку и, являясь мостом-площадью, служит составной частью Исаакиевской площади, перед Мариинским дворцом, воспринимаясь как ее продолжение. Именно обладая таким своим свойствам моста-площади, Синий мост может легко ввести вас в визуальный обман.
По сути, едва ли не каждый гость Северной столицы, и тем более любой петербуржец, побывали на этом мосту, однако при том, большинство из них, скорее всего, признаются, что Синего моста они никогда не видели. Это уникальное строение-невидимку действительно можно не заметить, поскольку оно представляет собой одно целое с Исаакиевской площадью, тем самым просто растворяясь в ней.
Современный Синий мост отличается от того строения, каким его знали в прошлом.
В XVIII столетии он был типичным, для Петербурга того времени, узким деревянным подъемным мостом, выкрашенным в ярко-синий цвет. Надо заметить, что на тот момент река Мойка, через которую он был переброшен, была известна своими «цветными» мостами, ведь кроме Синего ее берега соединяли Зеленый, Красный и Желтый мосты.
Эти строения были одними из немногих ярких пятнышек в архитектуре Петербурга, в которой обычно преобладали строгие цвета, причем окраска зданий строго регламентировалась царскими указами. Разноцветная окраска мостов на Мойке была отнюдь не смелым дизайнерским ходом. Просто близко расположенные друг к другу мосты были так похожи, что горожане их часто путали. На сегодняшний день в городе осталось только два «цветных» моста – Красный и Синий, хотя, в сущности, они оба уже поменяли свои яркие цвета на более спокойные оттенки гранита. Зеленый же мост со временем был переименован в Полицейский, а Желтый – в Певческий.
Первый мост через Мойку около современной Исаакиевской площади был сооружён к 1717 году.
В 1737 году на этом месте был построен деревянный разводной мост, типовой проект которого был разработан инженером Германом ван Болесом. Переправы, построенные по этому проекту, имели щель между крыльями разводного пролёта для провода мачтовых судов, закрываемую для проезда по мосту щитами. Переправа была выкрашена в синий цвет, поэтому 20 апреля 1738 года приобрёла существующее по настоящее время название - Синий мост.
Свою знаменитость благодаря своей самой большой ширине, Синий мост, разумеется, получил не сразу. В середине XVIII века , по проекту архитектора В. И. Гесте,вместо одно-пролётного разводного здесь был построен трёх-пролётный деревянный мост на каменных опорах. Эти работы проходили в связи с оборудованием гранитных берегов реки Мойки. В 1807-1818 годах Синий мост был перестроен по новому типовому проекту. Он стал одно-пролётным, арка была выполнена из чугунных коробов. Ширина новой переправы стала равна 41 метру.Немного позже, когда берега Мойки были укреплены, Синий мост расширили.
Спустя еще несколько лет, после возведения в 1842-1844 годах на Исаакиевской площади Мариинского дворца, мосту опять добавили несколько метров. Для этого к нему по проекту инженеров Е. А. Адама, А. Д. Гетмана и И. С. Завалишина добавили новые арки со стороны Красного моста. Таким образом, ширина современного Синего моста составила чуть больше 97 метров, что является в три раза больше его длины. После этого Синий мост приобрёл современные размеры.
Кстати, относительно ширины Синего моста, до сих пор бытует миф, что она равна не 97,3 метра, что является действительностью, а 99,9 метра. Даже в некоторых учебниках по истории Санкт-Петербурга и официальных справочниках фигурирует эта мифическая цифра.
Легенда о 99,9-метровой ширине Синего моста возникла практически сразу же, после реконструкции строения в 1842 году. Было ли причиной тому чья-то невнимательная описка, или же кто-то из жителей Петербурга, увидев в ширине моста символичность, решил ее еще немного увеличить, пустив слух, что до стометровой ширины Синему мосту не хватает всего 10 сантиметров, остается загадкой.
Архитектурное решение Синего моста достаточно простое. На нем установлены чугунные перила, повторяющие узор решетки набережной, благодаря чему строение органично вписывается в ее общий фон. Здесь на правом берегу реки Мойки около моста стоит Водомерный столб-футшток, выполненный из гранита в 1970 – 1971 годах, по проекту инженера П.С.Панфилова и архитектора В.А.Петрова. Водомерный столб (нижняя часть) в виде четырехгранного обелиска, увенчанного трезубцем Нептуна и врезанного в гранитную облицовку набережной уходит в воду, по отметкам на его гранях виден уровень воды в данный момент. Футшток является одним из многих, предназначенных для наблюдения за уровнем воды в городе. Не секрет, что Санкт-Петербург, расположенный на островах часто подвергается наводнениям. На столбе-футштоке Исаакиевской площади отмечены самые крупные наводнения: 1824, 1924, 1903, 1955 и 1967 год.
В конце XIX века гранитные обелиски Синего моста были заменены на чугунные фонари - копии фонарей моста Александра III в Париже.
В 1929-1930 годах конструкции Синего моста были усилены по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и В. В. Чеботарева. Пролётные строения низовой части были заменены на железобетонный свод. При этом его внешний облик остался прежним. В 1938 году проезжая часть Синего моста была заасфальтирована.
В 2002 году проводился капитальный ремонт Синего моста.С тех пор, даже проводившиеся в начале 20 века ремонтные работы, в ходе которых были заменены чугунные детали железобетонными, не изменили его облик, благодаря чему мы имеем счастливую возможность лицезреть Синий мост практически в первоначальном его виде.