В КАКОМ ВОЗРАСТЕ СЛЕДУЕТ КРЕСТИТЬСЯ?
Один из моих друзей в дневниках задала мне вопрос – в каком возрасте следует креститься? Многих христиан волнует этот вопрос. В современном христианстве нет единого мнения по этому вопросу. Часть церквей настаивает на крещении младенцев, часть считает крещение возможным только в сознательном возрасте.
Мой ответ может вам не понравиться, но я для меня важно изложить суть вопроса, а решение за каждый из вас.
Для начала я хотел бы предложить читателю небольшой экскурс в церковную историю, чтобы рассказать об истоках этой проблемы.
Какова история этого вопроса?
В первые века существования христианской церкви крещение принимали только взрослые, следуя примеру Иисуса Христа, Который Сам принял крещение в возрасте 30 лет. Новорожденных же детей не крестили, а только совершали над ними молитву. Далее перед крещением человек проходил процедуру «оглашения» – обучения христианскому учению и наставления в вере. Судя по дошедшим до нас «огласительным беседам», обучение оглашаемых было очень серьезным, и, пожалуй, даже более обширным, чем можно получить в церкви наших дней. Оглашаемые не допускались до причастия, и до сих пор в литургии православной церкви сохранился возглас: «Оглашенные, изыдите!», хотя практика самого оглашения давно уже исчезла. Что же побудило церковь отойти от первоначального подхода ко крещению?
Мы знаем, что после крещения человек начинает новую жизнь, и вода крещения смывает все грехи, совершенные ранее. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17). «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деяния 22:16). Таким образом, человек выходит из воды без грехов – прежние грехи прощены и забыты, а новых он еще не успел совершить. Когда, исходя из житейской логики, лучше всего оказаться в таком состоянии? Лучше всего перед смертью.
Поэтому в древние времена в церкви сложился обычай откладывать крещение до самых последних дней жизни. Известно, что императора Константина Великого крестил на смертном одре арианский епископ Евсевий Никомидийский. Перед самой смертью крестились и его потомки. Предсмертное крещение казалось вполне нормальным даже многим служителям церкви. Августин Блаженный в своей «Исповеди» вспоминает, как тяжело заболел в детстве, и его мать, думая, что сын умирает, решила крестить его. Но когда ребенку стало лучше, крещение отложили: «Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину» (Исповедь. I, 11).
Такой подход к крещению искажал его истинную суть. Вместо радостного возрождения к новой жизни, акта веры (а значит, и доверия) Богу, оно воспринималось лишь как некая «чистка кармы», которую стремятся отложить на более поздний момент, чтобы очистить ею как можно больше грехов. Поступая так, человек демонстрировал сомнения в способности Бога возродить грешного человека к праведной жизни.
Видя такие изменения в мыслях своей паствы, многие деятели церкви убеждали своих подопечных не бояться крещения. Одним из самых известных сочинений, посвященных этой теме, является проповедь Василия Великого «Беседа побудительная к принятию святого крещения». В ней Василий Великий указывает на преимущества, даруемые крещением: «Если бы золото раздавал я в церкви, не сказал бы ты мне: завтра приду, завтра дашь; но, прося поспешить с раздачей, потребовал бы теперь же, и негодовал бы на замедление. Но когда Великодаровитый предлагает тебе не доброцветность вещества, но душевную чистоту, придумываешь предлоги и вычисляешь причины, между тем как надлежало спешить к дару».
И как часто бывает, чтобы избавиться от одной крайности, церковь ушла в другую. Своеобразным ответом на крещение перед смертью стало крещение детей. Ведь тот, кто получил крещение в младенчестве, уже не сможет отложить его на неопределенный срок, так как оно уже состоялось независимо от его воли. Обычай крестить новорожденных, принятый ранее в Северной Африке, распространился повсеместно и был утвержден на VI Вселенском соборе в 681 г. после Р. Х. Сегодня о предсмертном крещении уже забыли, но традиция крещения младенцев осталась. Отходить от этой практики христиане начали лишь в XVI веке, с началом движения анабаптистов.
В чём смысл обряда крещения? Принимая крещение, человек вступает в завет с Богом, или, говоря более понятным языком, заключает договор. Крестя младенца считается, что этот договор Бога с ребенком заключается от его имени по желанию его родителей. Правильно ли, если договор за тебя заключают другие (родители), а обязательства по этому договору должен нести именно ты?
Я думаю, все видят, что благодаря тому, что детей крестят в младенчестве, значение крещения для многих обесценилось. Многие, особенно из старшего поколения, даже не могут вспомнить, крещены они или нет. Родители, крестя детей, часто лишь соблюдают некую традицию, вроде запуска кошки в новый дом при новоселье. При этом, сами родители могут не верить в Бога и не настаивать на том, чтобы ребенок был верующим. Крестные выступают чем-то вроде свидетелей на свадьбе, хотя по правилам крестные должны брать на себя ответственность за воспитание ребенка в христианском духе и далее на протяжении жизни следить за его духовным развитием.
Попытки найти в Библии доказательства того, что изначально крещение принимали и дети, необоснованны.
Стоит ли сегодня крестить детей?
Я думаю все согласятся с тем, что крещение младенца не останется в его памяти, и никак не изменит его образ жизни, желания и систему ценностей, так как у младенца все это еще совсем не развито. Такое крещение не принесет ему пользы. Вреда от того, что ребенок не получит крещения, не может быть в принципе. Со стороны сторонников крещения детей иногда можно услышать утверждения, что некрещеных детей ожидает худшая участь, чем детей крещеных, если с ребенком что-то случится. Ничего, кроме собственного «Я так думаю…» в поддержку такого утверждения, они сказать не могут.
Ко крещению младенцев его родителей кроме необоснованных ссылок на традиции, подталкивает и страх того, что если ребенок умрет во младенчестве, то он не получит спасения. На основании того, что говорится в Библии, мы можем с уверенностью сказать, что умершие младенцы получают спасение.
Спасение человека в принципе не зависит от того, крещен он или нет, так как крещение есть лишь внешнее выражение желания человека быть спасенным. Тот, кто понимает необходимость крещения, и, имея возможность креститься, не совершает его, допускает большой грех, но какой грех может ложиться на ребенка, который не может даже самостоятельно заботиться о себе?
Библия однозначно говорит о крещении как о сознательном решении, требующем веры самого человека, покаяния и знакомства с основными положениями христианского учения. Апостол Петр, призывая народ обратиться к Иисусу Христу, говорил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деяния 2:38). Понятно, что для осознанного покаяния не обходимо быть достаточно взрослым человеком (не потому, что детям ещё не в чем каяться, а потому что к покаянию необходимо здраво и осознанно подойти как к важному вопросу в твоей жизни).
Поэтому я посоветовал бы креститься в сознательном возрасте, выбрав христианство как свой собственный путь к Богу.