Физика – мой самый любимый предмет в школе. И это целиком заслуга моего учителя – Михаила Арнольдовича, заслуженного учителя республики. Это человек был очень талантливым педагогом. Может мне просто везло, но в школе и потом в институте у меня было много хороших преподавателей, о которых я вспоминаю с благодарность. Но мой школьный учитель физики занимает особое почётное место в моём сердце.
Когда мы шли с ним по улице, каждый 10-20 метров обязательно его кто-то останавливал, здоровался с ним, люди разного возраста – и это всё были его ученики. И он помнил каждого по имени! Если меня кто-то спрашивал «в какой школе ты учишься» и я отвечал «в 17-ой», то любой человек тогда сразу говорил: «А, знаем, у вас Михаил Арнольдович работает там…»
Порой, когда кто-то из школьников начинал вести себя не хорошо, он говорил «скажи папе чтобы завтра пришел ко мне в школу!», а потом тихо добавлял: «Когда-то также я говорил и твоему папе, когда он был школьником и сидел на твоем месте»… Он очень любил детей и свою работу, и я не встретил ни одного человека, которой бы знал его и не любил бы его.
У нас был спецкласс по физике, каждый день по два урока физики. И каждый урок особенный, интересный! Многие из этих уроков я запомнил на всю жизнь. У него была особая методика преподавания: КАЖДЫЙ урок начинался всегда с контрольной работы на 5 МИНУТ! Нельзя было ничем пользоваться, только своей головой. А потом он два урока подряд РИСОВАЛ нам новую тему. Именно рисовал – никаких слов, в конспекты только опорные рисунки, которые очень легко запоминались, и любая сложная тема становилась легко понятной. Он никогда никого не вызывал к доске отвечать урок. Задачи, которые он задавал нам решать, не были из обычного учебника по физике, но каждый задача была особой «каверзой». И его никогда не интересовал цифровой ответ в задачи, можно было просто написать формулы и ничего не считать или даже посчитать неправильно – для него главным было увидеть твой ход мыслей, как ты решаешь физику, а не арифметику… И вместо двойки в дневнике или тетради он писал: «Эх ты, Вася!» если этот ученик мальчик, или «Эх ты, Дуня!» - если девочка.
Иногда он мог все два урока подряд рассказывать нам анекдоты и смешные истории из своей жизни, это было ужасно интересно и смешно и никто не вспоминал о перемене, а потом оказывалось что вот так вот просто он раскрыл в анекдотах и историях новую тему, и мы даже не подозревали об этом…
Он привил мне любовь к познанию этого мира. При этом он научил меня быть очень осторожным с этим миром, не делать торопливых выводов, о том, что кажется что ты уже всё знаешь.
Помню его урок об электричестве. Он сказал нам: «Мы можем мерить ток и напряжение, мы можем говорить об электродах и зарядах, но пусть никто не говорит что он знает настоящую тайну природы это явления, не торопитесь…»
Позже, когда я поступил в институт, я учился на оптика-электронщика (тоже раздел физики). И мне снова повезло. Мой главный учитель по оптике в институте Олег Верхотуров использовал ту же методику обучения! В начале каждой пары – контрольная на пять минут, объяснение темы только на опорных рисунках…
Помню и его слова: «Вы можете рассчитывать любые оптические системы, можете говорить о физических законах света, но никогда не торопитесь сказать, что вы знаете тайну природы света, этого никто не знает…»
Мораль: Я люблю физику, но чем больше я изучаю её, тем больше понимаю, что нет предела её изучения, её глубокая основа всегда будет манящей тайной для пытливого ума.