Название: Выставка
Марина Абрамович (Югославия–Нидерланды)
Инсталляции, новые медиа, перформансы
Выставочный зал Центр современной культуры «Гараж», сб 8 октября — вс 4 декабря
Адрес, телефон: (495) 645 05 20, Образцова, 19а
м. Новослободская, Менделеевская, Достоевская
Режим работы: пн-чт 11.00–20.00, пт-вс 11.00–22.00
Вход 200–400 р.
Сайт: www.garageccc.com
Описание: Марина Абрамович едет в Москву
40 волонтеров выбрала Марина Абрамович, чтобы на глазах у всех за несколько дней до открытия выставки обучить их делать то, что, казалось бы, может только она. Терпеть, когда уже невмоготу, стоять, когда хочется сесть, сидеть, когда хочется встать, молчать, когда хочется говорить. Публично совершать акты, преисполненные мужества и требующие концентрации воли, — именно это восхищает в Абрамович и делает ее славу такой безусловной. Она делает жесты, которые выглядят эссенцией чистого беспричинного героизма. Ее преподавательское ноу-хау — учить людей делать вещи через силу в мире, где никто не хочет напрягаться.
Конечно, в каком-то смысле это будет вполне музейная ретроспектива. Не на пленке, не в записи, а в реальном времени, на живых людях можно будет увидеть знаменитые исторические перформансы Абрамович, принесшие ей славу в 70-х, — тот, в котором она лежала на полу голой под настоящим скелетом, или тот, где, опять же, нагишом стояла со своим соавтором и другом Улаем в дверном проеме, вынуждая публику проходить между ними. Плюс, разумеется, документация и артефакты. Вместе с тем, однако, складывается впечатление, что в «Гараж» едет не художник со своими произведениями, а какой-то всемирно известный целитель или маг (она правда обладает подозрительной способностью гипнотизировать своих интервьюеров). Абрамович любит поговорить о трансформирующей силе долгосрочных перформансов, о потоках энергии, восточных практиках, о загадочных переменах в сознании. Ей очень хочется доказать, что у вас в голове и правда что-то происходит, для этого она даже устроит «научный эксперимент», в котором могут поучаствовать все желающие. Сидеть напротив другого человека и играть в гляделки, пока хватит сил, с электронными датчиками на голове, фиксирующими ваши мозговые волны, — похоже на фокус с последующим разоблачением. Великая перформансистка зачем-то разоблачает самое себя: искусство, которому требуются псевдонаучные доказательства, — странная затея для женщины, которая может сделать произведение из одного своего присутствия.