
Сын военно-морского врача, потомок древнего рода,
Уже исполнив первые работы для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения «Мир искусства», он продолжал учебу вольнослушателем в мастерской
Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. Билибин рано выработал свой графический стиль,основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке,расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название «билибинский», сделался популярным и породил немало подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины. Правда,первой его работой в театре были декорации к средневековому мираклю «Действо о Теофиле» (1907). Затем он оформил оперные спектакли «Золотой петушок» (1909) и «Садко»(1914) Н. А. Рим-ского-Корсакова, «Руслан и Людмила»
В разгар революционных событий, осенью 1917 г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии — оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой,делал эскизы росписей для православного храма.
В 1925 г. переехал в Париж, где интенсивно работал — оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и леве Февронии» (1934) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь»
В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману
В первую же блокадную зиму в Ленинграде Билибин умер от голода.
(1876, Тарховка Петербургской губернии — 1942, Ленинград)
Русский советский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, акварелист, педагог.
Окончив по настоянию отца юридический факультет Петербургского университета, в 1895 — 1898 годах учился в Рисовальной школе ОПХ у Я. Ционглинского, затем в Мюнхене у А. Ашбе. Осенью 1898 года начал занятия в студии М. Тенишевой в Петербурге. С 1900 по 1904 год был вольнослушателем Академии художеств у
Во время обучения в Академии по заданию Русского музея собирал в северных губерниях России произведения прикладного искусства, а также фольклор, иллюстрирование которого стало делом его жизни. Билибинский стиль иллюстрации сочетает в себе приёмы,почерпнутые как у русского лубка, так и у современного французского и японского искусства,в поздних работах ощутимо влияние древнерусской живописи. За безукоризненность линии Билибин получил от собратьев по ремеслу прозвище «Иван — твёрдая рука».
С 1900 года художник участвовал в выставках объединения «Мир искусства», в 1916 году был избран его председателем. С 1904 года оформлял театральные постановки, в том числе для С. Дягилева.
В 1917 году исполнил рисунок нового символа России, на основе которого были созданы печать Временного правительства, изображения на денежных знаках и иных официальных бумагах.
После Октябрьского переворота эмигрировал сначала в Крым, затем в Египет. В 20-е — 30-е годы жил в Париже и Праге. В 1936 году вернулся на родину. Преподавал графику
в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, работал
в театре. Скончался в блокаду.