[показать]
На Руси издревле существовал обычай изготовления ритуальных кукол-оберегов.
И даже после прихода и укоренения христианства, Берегини еще долго жили в крестьянских домах.
Эта кукла – символ достатка и благополучия семьи. Выделяется он из прочих своей предисторией:
«Была у князя дочь по имени Крупеничка – умная, красивая, работящая. Но напали татары и угнали девушку в плен.
Не согласилась красавица стать женой хана, разгневался он и отправил Крупеничку на непосильную работу.
Увидела измученную девушку богомолка и сжалилась – превратила девицу в гречишное зернышко, принесла к родному дому и спрятала от хана в землю.
Вырос из зернышка — Крупенички гречишный кустик. Так появилась на Руси гречиха».
Изготавливали куклу Крупеничку из мешочка с отборной крупой. Наряжали ее и бережно хранили до будущего урожая в красном углу избы, рядом с иконами. При посеве первые горсти зерна брали из куклы. Это по поверьям гарантировало богатый год. После уборки нового урожая, мешочек опять наполняли отборным зерном. В голодное время крупу из куколки использовали в пищу.
Позже появились у Крупенички сестры – Зернушка и Горошинка. Они наполнялись пшеном, пшеницей и горохом.
Пеленашка – оберег для новорожденного.
Женщина на последнем месяце беременности с добрыми мыслями о будущем ребенке делала куклу. Готовую игрушку она клала в колыбельку, чтобы кукла согрела и обжила ее.
Изготавливали Пеленашку из куска ношеной домотканой одежды. Ткань несла в себе тепло взрослого родного человека и обеспечивала родовую защиту.
Пеленашка была не большая, чтобы поместиться в ручке ребенка.
Мастерили ее без иголки и ножниц, чтобы не уколоть и не поранить куклу. Считалось, что в ней сохраняется материнская любовь и забота, надежно защищающая младенца.
По поверьям новорожденного до крещения нужно было защищать от злых духов. Кукла должна была принять на себя все беды, угрожавшие не защищенному крестом младенцу. Пеленашку клали в колыбель рядом с ребенком и приговаривали: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, играй с этой куколкой».
Когда приходили друзья и родственники посмотреть новорожденного, Пеленашку вставляли в складочки платка ребенка.
Гости, чтобы не сглазить ребенка, говорили, обращаясь к куколке: «Ой, до чего кукленок-то хорош!». После крещения Пеленашку убирали из колыбели и хранили в доме вместе с крестильной рубахой ребенка.
В Орловской и Костромской губерниях существовал древний обряд «Кувады».
С помощью его наши предки стремились оградить беззащитную роженицу и младенца от злобных сил.
Чтобы не привадить нечистую силу в избу, женщина рожала в бане.
Муж, отец ребенка, присутствовал при родах и даже участвовал в них.
В предбанник ставили лукошко с куриными яйцами, мужчина садился на них, делая вид, что высиживает. Подражая роженице, мужчина кричал что было сил, заманивая злых духов в предбанник, где развешивались куклы Кувадки.
Эти куклы должны были обмануть злых духов и не пустить их к роженице и младенцу.
А чтобы окончательно обвести вокруг пальца духов, младенца прятали, а в предбанник выносили спеленатую куклу.
Считалось, что все зло, караулившее младенца, вселялось в подмену. Затем Кувадку сжигали.
Эта куколка родом из Костромы.
Толстушку называли «женской сутью». Ее задачей было вернуть плодородие женщине и уберечь от одиночества.
В семье, где очень хотели иметь ребенка, обязательно жила Костромушка.
Если молодая в течение года после свадьбы не беременела, одна из родственниц делала такую куклу. Она должна была быть нарядно одета и демонстрировать сытое, богатое житье.
Ножки у Костромушки были очень тонкими, обязательно в обуви, а тело толстенькое, щеки круглые.
Набитый очесами льна, оберег ставили в спальню на видное место.
Как только появлялся ребенок, кукле говорили: «Детки появились – пошла играть!». Толстушку относили на женскую половину дома и прятали.
Этот древний целительный оберег набивали душистыми лечебными травами: мятой, душицей, чабрецом, тысячелистником, хмелем.
Через каждые два года наполнитель меняли.
Кубышка очищала воздух в доме, защищала его от злых духов и болезней.
Кубышку подвешивали в доме над колыбелью ребенка, давали играть детям.
Если кто-нибудь в семье заболевал, куклу ставили у постели больного, разминали ее, встряхивали и травяной дух изгонял болезни.
А еще Травница была оберегом на женскую красоту и здоровье.
Эту куколку дарили девушкам, которые готовили себе приданное или молодой хозяйке, чтобы все дела ладились.
Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах.
Десять рук этой куклы позволяли все успеть!
Делали ее из травы, соломы, льна и наряжали.
Для украшения использовали нитки красного цвета.
Чаще всего мастерили помощниц на Покров, когда кончались полевые работы и девушки садились за рукоделие.
Многорукую куклу помещали на видное место в доме, там, где женщина работает.
Неразлучники – свадебный подарок, символ крепкой семьи.
Парочку считали мощной силой против зла и подвешивали впереди повозки молодоженов.
Оберег состоял из двух кукол соединенных между собой.
У женской и мужской фигуры была общая рука, символизирующая брачный союз.
Куколка делалась из одного неделимого куска ткани, а рука из палочки.
Неразлучник был символом совместной жизни молодых – после свадьбы они все делят поровну, все заботы и радости становятся общими.
С появлением детей парочка раздвигалась в стороны и на общее плечо «усаживались детки», привязывалась отдельная петелька или кисточка.
Такие талисманы считались символом благополучия семьи и всю жизнь бережно хранились супругами в красном углу.