• Авторизация


Музыкальные формы и жанры:Симфония.. 19-11-2013 14:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Вечная_Музыка Оригинальное сообщение

Музыкальные формы и жанры:Симфония...

[553x300]

Тангейзер:Открываю новую рубрику о музыкальных формах и жанрах.И первая страница,по праву,открывается "СИМФОНИЕЙ"...К тексту я добавлю портреты великих композиторов и другие картинки.Я не стал добавлять все мне известные имена симфонистов.Но продолжать знакомить вас с "новыми" забытыми именами буду.Не стану перегружать пост аудио и видео роликами...Вы их без забот можете найти и сами...И в моём Дневнике в т.ч.До встречи в данной рубрике.

[400x280]

Симфония (от греч. "созвучие") - произведение для оркестра, состоящее из нескольких частей. Симфония - самая музыкальная форма среди концертной оркестровой музыки.

[320x240]

Классическое строение

Благодаря относительной схожести строения с сонатой симфонию можно назвать большой сонатой для оркестра. Соната и симфония, а также концерт, трио, квартет и т. д. относятся к "сонатно-симфоническому циклу" - циклическая музыкальная форма произведения, в которой принято хотя бы одну из частей (обычно первую) излагать в сонатной форме. Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм.

Как и в сонате, в классической симфонии есть четыре части: 
- первая часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме ; 
- вторая часть, в медленном движении, пишется в форме рондо , реже в форме сонаты или вариационной форме; 
- третья часть, скерцо или менуэт в трехчастной форме;
- четвёртая часть, в быстром темпе, в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты. 
Если первая часть написана в умеренном темпе, то за ней, наоборот, может следовать быстрая вторая и медленная третья часть (например, 9-я симфония Бетховена). 

  Учитывая то, что симфония рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем, например, в обычной фортепианной сонате, так как богатство выразительных средств симфонического оркестра предусматривает развернутое изложение музыкальной мысли. 

[400x317]

История симфонии

Термин симфония использовался в Древней Греции, в средние века и в эпоху Возрождения в основном для описания различных инструментов, особенно тех, которые способны производить больше, чем один звук одновременно. Так в Германии симфония до середины 18-го века являлась общим термином для разновидностей клавесина - спинетов и верджинелов, во Франции так называли шарманки, клавесины, двухголовые барабаны и т.п.

Слово симфония для обозначения "звучащих вместе" музыкальных произведений начало появляться в названиях некоторых работ эпохи Барокко 16-го и 17-го века, у таких композиторов как Джованни Габриели (Sacrae symphoniae, 1597, и Symphoniae sacrae 1615), Адриано Банкьери (Eclesiastiche Sinfonie, 1607), Лодовико Гросси да Виадана (Sinfonie musicali, 1610) и Генрих Шютц (Symphoniae sacrae, 1629).

Прототипом симфонии может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Доменико Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из трёх контрастных частей: allegro, andante и allegro, что сливались в одно целое. Именно эта форма часто рассматривается как прямая предтеча оркестровой симфонии. Термины "увертюра" и "симфония" были взаимозаменяемыми на протяжении большей части 18-го века.

Другими важными прародительницами симфонии были оркестровая сюита, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности, и рипиено концерт (ripieno concerto) - форма, напоминающая концерт для струнных и континуо, но без сольных инструментов. В этой форме создавали произведения Джузеппе Торелли и Антонио Вивальди, возможно, самым известным рипиено концертом является "Бранденбургский концерт № 3" Иоганна Себастьяна Баха.

Основателем классической модели симфонии считается Йозеф Гайдн. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковую тональность, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, по которой и определяется тональность всей симфонии. Выдающиеся представители классической симфонии - Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Бетховен резко расширил симфонию. Его Симфония № 3 ("Героическая"), имеет масштаб и эмоциональный диапазон, превосходящие все более ранние работы, его Симфония № 5, возможно, яваляется самой знаменитой симфонией, из когда-либо написанных. Его симфония № 9 становится одной из первых "хоровых симфоний" с включением партий для солистов и хора в последней части. 

Романтическая симфония стала соединением классической формы с романтической экспрессией. Развивается также тенденция программности. Появляются лейтмотивы. Главной отличительной чертой романтизма было разрастание формы, состава оркестра и плотности звучания. К самым выдающимся авторам симфоний этой эпохи относятся Франц Шуберт, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Йоханнес Брамс, П. И. Чайковский, А. Брукнер и Густав Малер. 

[612x408]

Начиная со второй половины 19 века и особенно в 20 веке произошла дальнейшая трансформация симфонии. Стало необязательным четырёхчастное строение: симфонии могут содержать от одной (7-я Симфония Яна Сибелиуса) до одиннадцати (14-я симфония Д. Шостаковича) частей и более. Многие композиторы экспериментировали с размером симфоний, так Густав Малер создал свою 8-ю симфонию названную "Симфония тысячи участников" (из-за сил оркестра и хоров, необходимых для её исполнения). Необязательной становится использование сонатной формы.
После 9-й симфонии Л. Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. Однако постоянной остается масштабность и содержательность музыкального материала. 

Список выдающихся авторов симфоний

[379x408]
Йозеф Гайдн - 108 симфонии

[291x408]
Вольфганг Амадей Моцарт - 41 (56) симфоний 

[418x408]
Людвиг ван Бетховен - 9 симфоний

[400x341]
Франц Шуберт - 9 симфоний

[371x408]
Роберт Шуман - 4 симфонии

[296x400]
Феликс Мендельсон - 5 симфоний

[408x408]
Гектор Берлиоз - несколько программных симфоний

[297x408]
Антонин Дворжак - 9 симфоний

[296x408]
Иоганнес Брамс - 4 симфонии

[302x408]
Петр Чайковский - 6 симфоний (а также симфония "Манфред")

[328x330]
Антон Брукнер - 10 симфоний

[306x408]
Густав Малер - 10 симфоний

[308x408]
Ян Сибелиус- 7 симфоний

[408x408]
Сергей Рахманинов - 3 симфонии

[297x408]
Игорь Стравинский - 5 симфоний

[287x408]
Сергей Прокофьев - 7 симфоний

[315x408]
Дмитрий Шостакович - 15 симфоний (также несколько камерных симфоний)

[403x408]
Альфред Шнитке - 9 симфоний

http://www.olofmp3.ru/index.php/Simfoniya.html

Серия сообщений "Музыкальные формы и жанры":
Часть 1 - Музыкальные формы и жанры:Симфония...
Часть 2 - Музыкальные формы и жанры:Концерт.Часть 1."История"
Часть 3 - Музыкальные формы и жанры:Концерт.Часть 2."18 - 20 в.в."
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музыкальные формы и жанры:Симфония.. | Maestro_do - Дневник Maestro_do | Лента друзей Maestro_do / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»