Писать «ужастики» в наше время сложно, как минимум потому, что современного читателя очень тяжело заинтересовать, а тем более напугать. Смотрите сами: Брем Стокер рассказал все о вампирах, Кортес о буйно-помешанных фанатиках, вспоминая Гоголевского Вия, многие из нас до сих пор вздрагивают по ночам, ну а Стивен Кинг окончательно добил свою аудиторию, заставив отчаянно бояться, цыганок, клоунов и милых, на первый взгляд, домашних животных.
Но дебютный роман Алексея Маврина «Псоглавцы» (издательская группа Азбука-Аттикус, издательство Азбука) не остался незамеченным и по праву может называться одним из самых успешных проектов минувшей осени. И дело не только в том, что издательство, сделав ставку на писателя провело масштабную рекламную акцию, обеспечило большой стартовый тираж (15 000 экземпляров, для никому неизвестного автора, достаточно рискованный шаг), а официальная аннотация даже обещает первый профессиональный буктрейлер на книгу (посмотреть можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=sDtWbaM173Q). Просто миф о Псоглавцах в исполнении Маврина получился живым, осязаемым, а в некоторых местах действительно пугающим.
Опуская официальную преамбулу, впечатление от романа можно описать всего двумя словами: «будет страшно». Признаться честно, мне было крайне неуютно оставаться на кухне наедине с книгой, особенно когда на улице стемнело, и по оконному стеклу поползли неверные тени и отражения. Автор очень методично, слово за словом, строчка за строчкой вытаскивает наружу, то самое коллективное - бессознательное, что копилось в нас веками. Этот первобытный ужас, от которого не спасают ни бронированные двери, ни электричество, ни интернет, ни прочие блага цивилизации; от себя не убежишь, а от того, что с рождения заложено в подсознании тем более. Что нам голливудские вампиры, оборотни и призраки. В лесу – леший, в реке – водяной, а под кроватью – анчутка, все просто, понятно и очень жутко. И Мавринский Псоглавец очень органично вписывается в этот ряд. Оборотень не оборотень, святой с собачьей головой – жуткий отголосок язычества и еретический символ раскольничества.
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок, и укусит за бочок»
А автор продолжает нагнетать обстановку – место, где происходят события романа, тоже не добавляет романтики. Умирающая, и деградировавшая деревня Калитино, затерянная в Поволжских лесах. Горящие торфяники и заброшенные карьеры. Здесь когда-то была зона, а еще раньше раскольничий скит, и в опустевшем полуразрушенном храме медленно погибает фреска Св. Христофора – святого с головой пса. Именно ради нее приехали сюда из Москвы трое ребят – снять редкую фреску, законсервировать и увезти в Московский музей, что может быть проще? Тут и работы то, на пять дней максимум, но проблемы начинаются сразу же, как только они въезжают в Калитино. Дикая, обнищавшая и опустившаяся деревня, среда совершенно чуждая нашим героям, и она отказывается их принимать. И дело здесь не только в агрессии вечно пьяных жителей деревеньки.
«Кирюша, это не серьезно», - любила говорить московская девушка главного героя, до того как он уехал в экспедицию. Но оказывается здесь все более чем серьезно и в дымке торфяных пожаров проступает история куда более древняя, и пугающая, чем все голливудские блокбастеры вместе взятые.
«Кирилл перепрыгнул через крест, ожидая, что деревянное чудище схватит его за ноги черными лапами…
- Кирюша! – окликнул Кирилла девичий голос за спиной. Кирилла затрясло. Он не оглянулся, а вжал голову в плечи. Это не Лиза нашла его, как тогда на торфяных карьерах. Это не Вероника. Это кричал раскольничий лес»
«Псоглавцы» – книга о могучей силе национального подсознания, которое порой способно на удивительные вещи. Страх – он рождается в нашем сердце, ужаснее любого демона, он живет в закоулках нашей души и стоит ему вырваться наружу, выплеснуться в окружающий мир – мир меняется. И вот уже бежит по твоему следу Псоглавец, припадает на передние лапы. Бежать – но многим ли удавалось отсюда уйти…