“ЗАМОК МОНСЕГЮР
Замок Монсегюр (департамент Арьеж) был построен или отстроен на развалинах древней крепости где-то между 1205 и 1211 годами по настоятельной просьбе катарского духовенства, которое, несомненно, хотело превратить его в свой духовный центр и в безопасное место для секты . И этот замок действительно выполнял непрерывно эту двойную роль с 1209 по 1244 год, до своей капитуляции.Можно было ожидать, что удастся обнаружить хотя бы один зал, стиль и общее расположение которого сохранили бы “дух” катаризма, но ничего подобного нет.Главная башня такая же, как главные башни всех прочих замков.Все здесь рассчитано на оборону. Возможно, места для религиозных обрядов находились снаружи, у края горы, между валом и пропастью, или еще дальше, может быть на месте современной деревни ( которой тогда еще не было).
[показать]
Но, если они и существовали, они были разрушены инквизицией, которая сносила до основания все здания, служившие убежищем для еретиков.
Остается сам план замка.Известна теория Ф.Ниэля, согласно которой Монсегюр был, как и главная башня Керибю, а , может быть, и Кабаре (Латур, департамент 09), своего рода солнечным храмом или скорее зодиакальным календарем.”Неоспоримый факт, – пишет Ф.Ниэль, – если встать в нужной точке и смотреть в определенном направлении, мы увидим, в зависимости от даты, что солнце восходит именно в этом направлении. Разумеется, это нельзя рассматривать как случайность. Ее вероятность ничтожна, значит, это было сделано умышленно”.
[показать]
По моему мнению, эта теория имеет по крайней мере, ту заслугу, что она подчеркивает волнующие совпадения в соотношениях между разными частями замка, хотя их можно частично обьяснить гармонией, неизбежно возникающей на основе любого эстетического “золотого числа”. Как бы то ни было, самое простое и самое очевидное открытие Ф.Ниэля – тот несомненный факт, что ось замка (приблизительная, потому что замок ассиметричен) в точности совпадает с направлением север-юг и что эта ось проходит через две специально выбранные точки: через углы, образованные двумя северными и двумя южными стенами. Но что действительно любопытно, это то, что если угол между двумя южными (на самом деле юго-восточными) стенами действительно представляет собой ярко выраженный угол, то угол, образованный двумя северо-восточными стенами настолько широко открыт, что обычно остается незамеченным. Таким образом архитекторы ХIII века отмечали разрыв, изменение направления : они проделывали небольшие вертикальные желобки, которые в этом месте проходят по всем пластам наружного фасада. Говоря словами Ф. Ниэля, это было сделано умышленно. Если предположить, что архитекторы решили – непонятно по какой причине – увеличить к востоку площадь замка, они могли бы это сделать, просто придав то же направление прямолинейной куртине. Если бы они хотели целиком изогнуть эту куртину, они добились бы того же результата, поместив угол практически в любой другой точке. ( прим. переводчика)
[показать]
Таким образом, можно констатировать :
либо они хотели разделить две северные стены, либо разделить северный фасад надвое, что бы создать заметную точку, либо по какой-либо иной причине они не могли сделать так, что бы одна из стен была точным продолжением другой, и поместили точно на севере угол их расхождения.
[показать]
Эту особенность можно обьяснить практическими (максимальное солнечное освещение?) или эстетическими требованиями (правильная ориентация уравновешивает в данном случае общую структуру), равно как и мистическим стремлением придать особое значение северу…или югу.
Что бы не разочаровывать любителей тайн, дадим другое толкование, с учетом той важной роли, какую в катарской символике играл пятиугольник : замок хотели построить по плану пятиугольника.
[показать]
И в самом деле : в своей основной массе, за вычетом наружной главной башни, к которой он примыкает, он имел бы форму неправильного пятиугольника, если бы его северная стена не состояла в действительности из двух стен.Таким образом, замок мог иметь пять сторон, а их было шесть! Следует ли, исходя из этого, сделать вывод, что архитектор добавил еще одну стену, что бы Монсегюр не был пятиугольником? Или, как я слышал от некоторых посвященных, стену, которую приходилось загнуть по практическим причинам, загнули под максимально открытым углом, что бы особенно изнутри, нельзя было заметить, что стен две, и что бы замок сохранял видимость пятиугольника?
[показать]
(Стелла на том месте, где были сожжены последние защитники замка)
Несть числа настоящим и ложным тайнам Монсегюра.
Я упомянул об этих маленьких архитектурных загадках, что бы любопытствующие могли составить представление о сложности, частично реальной, частично воображаемой, проблем, связанных с Монсегюром и создающих вокруг него воистину чудесный ореол.
[показать]
У этого замка есть один особый аспект:
в нем нет никаких изогнутых линий, кроме двух ворот со сводами, никаких круглых башен, никаких бойниц на фасадах, бойницы есть только на главной башне.Поскольку гребни горы сливались с валом и изнутри казались почвой двора, причем скалы даже не были сглажены, крепость должна была производить в XIII веке впечатление первобытного хаоса, в котором преобладал необработанный камень. Иногда задаешь себе вопрос, не хотели ли архитекторы сохранить скалы?
[показать]
Может быть, это было традиционно почитаемое древнее святилище иберов и кельтов? [58] Но бесполезно задавать слишком много вопросов на эту тему. Очень тесный, наспех обустроенный замок Монсегюр напоминал в этом отношении все другие пиренейские замки той эпохи. Но он был гораздо более внушителен благодаря своему большому голому фасаду, его красивым, правильным пластам, монументальным воротам, слишком большим для “дикого” замка и плохо защищенным : это ворота для душ! Если он и не был храмом, “крепостью для победителей, храмом для побежденных”, как говорил поэт Жоэ Буске, то он заслуживал того, что бы быть им.
[показать]
На ум приходит мысль об укрепленном монастыре, о магическом замке неизвестно каких “храмовников”.Люди с богатым воображением, которых не заботят ни историческая точность, ни хронология, путают его, впадая в экзальтацию, с легендарным замком Грааля, хотя в нем нет ни одного зала, достаточно большого для того, что бы в не могла проходить знаменитая процессия с чашей, светильниками и копьем, описанная Кретьеном де Труа и Вольфрамом фон Эшенбахом. Добавим в заключение, что поражает скорее северный, чем южный пейзаж окружающих гор.
“Я видел здесь, – писал Отто Ран в “Люциферовой челяди”, – высокие горы, очень похожие на баварские Альпы, ельники, заснеженные горные пастбища.В таком северном облике предстал передо мной юг, таким я научился теперь видеть его”
[показать]
Примечания переводчика А.М. Иванова к работе Нелли.
” Замок Монсегюр составлял часть наследства Эсклармонды, сестры Раймона-Роже де Фуа и принадлежал Раймону де Перелла, вассалу графов Фуа. Монсегюр был не единственной резиденцией семейства де Перелла и до 1204 года лежал в руинах. Замок существовал еще до водворения в этих местах семьи де Перелла, однако архитектура его указывает на то, что он не старше XI века. План замка обнаруживает технические и математические познания, редкие для Западной Европы той эпохи, и архитектура Монсегюра уникальна не только в регионе, но и во всем Лангедоке. В 1204 году совершенные попросили владельца Монсегюра Раймона де Переллу отстроить и укрепить замок, хотя нужды в обороне в то время у катаров не было.
[показать]
(Монсегюр, стена)
Единственным оборонительным преимуществом Монсегюра было его расположение на труднодоступной вершине скалы, защищенной самой природой. Во всем остальном никаких стратегических преимуществ замок не имеет. Жерар де Сед утверждает, что “если в задачу его строителей входило соорудить неприступный замок, то они с ней не справились, совершив слишком много ошибок.” (Ж. де Сед Тайна катаров. М. 1998, с 88) Ни один средневековый замок (не считая крепостных стен в городах) не имеет таких монументальных ворот, как большие входные ворота Монсегюра: их ширина более двух метров. При этом ни башней, ни другими оборонительными конструкциями они не защищены. в противоположной стене имеются вторые ворота, почти такие же большие, как и первые. Неизвестно, были ли эти ворота прорезаны в 1204 г или оставлены такими, какими были до реконструкции – “их наличие в любом случае говорит о том, что замок предназначался не для оборонительны, а для других целей. сама по себе идея пропилить подобный портал уже необычна и противоречит нормам средневековой архитектуры” (З. Ольденбург. Костер Монсегюра, М.2001, с, 303) Кроме того, высота стен составляет всего три с половиной метра; донжон слишком низкий, небольших размеров и далеко выступает над стеной, что делает его уязвимиым для камнеметных машин;
[показать]
(Монсегюр, донжон – главная башня)
оставшееся на вершине скалы пространство не использовано для посройки внешних укреплений. Однако архитектор Монсегюра Арно де Баколлариа был учеником известнейшего во всей окситании военного инженера Эко де Линара. Поэтому мысль о том, что были иные, не военные цели реконструкции замка, напрашивается сама собой и кажется тем более вероятной, что постройка, непригодная для оборонительных целей, выполнена тщательно и искусно.
Иберийская легенда гласит, что гора Монсегюр была сооружена великанами, сыновьями Герона, одногоиз соперников Геракла; великаны сами дробили камни и сносили их сюда. Возможно, некогда на вершине горы находился храм солнечного и лунного божеств, Абелио и Белиссены. Похоже, что “скала Монсегюр является центральной частью очень древнего комплекса культовых сооружений, происхождение которого теряется в глубине ваеков.” (Ж.де Сед.Тайна катаров.М, 1998, с.12) На северо-западе высятся скала Крозет и утес Пейрегад. Скала Крозет представляет собой величественную пирамиду, ее поверхность покрыта выбитыми в камне равносторонними крестами. Пейрегад – жертвенный камень, дорога к которому ведет по длинной аллее из гранитных блоков. На камне, у подножия которого бьет ключ, есть выемка, куда вдавливали откинутую назад голову жертвы перед тем, как перерезатьь ей горло. еподалеку было найдено захоронение, где скелеты были расположены по кругу, словно спицы колеса.; на их шеях были ожерелья из гагата. На северо-востоке расположены скалы Рок де ла Шер, Рок де ла Фугас и крест Моранси. Рок де ла Шер напоминает своей формой фаллический символ, а находящийся неподалеку Рок де ла Фугас – огромный диск с дырой посередине (здесь природе несомненно, помогла рука человека) Крест Моранси более позднего происхождения, он вытесан из цельного гранитного блока, ранее на нем был выбит солнечный диск над двойной петлей – знаком бесконечности.”