[598x95]
Papertole, арте-франчез или 3d декупаж, также известный как объёмный декупаж, — это искусство ручной резки и создания трёхмерных изображений из плоской печати.
[450x600]
Существует много версий о происхождении техники papertole, в таком виде как она известна нам сегодня. Но корни её явно следует искать в Японии. На протяжении многих веков японцы практиковали создание изысканных вещиц из бумаги, складывая и украшая её таким образом, чтобы из двухмерного листа получить трёхмерное, объёмное изображение.
[264x600]
[256x600]
Образцы восточных лакированных изделий, привезённые в 17 веке в Европу, легли в основу разработки нового для европейцев искусства декупажа. Вот декупаж по своей сути как раз и является коллажом. Своё начальное применение это нашло в мебельном деле, когда композицией из вырезанных рисованных (а позже — печатных) изображений украшались предметы мебели и деревянные предметы интерьера, которые позже покрывались многочисленными слоями лака, порой до 15-20 слоёв.
[600x464]
Французы и венецианцы доработали технику декупажа практически до той формы, которая мало отличается от нынешней. С течением лет техника претерпевала изменения по большей части в названии и называется теперь papertole, папье толе и 3-D (трёхмерный) декупаж.
[600x450]
Наибольший всплеск интереса к papertole наблюдался в 30-х годах прошлого века в США. В сложные годы экономической депрессии декораторы вынуждены были использовать только доступный материал, который всегда был под рукою. Как ни странно, этим материалом оказались поздравительные открытки, которые можно было пачками насобирать в каждом доме. Отправление и получение многочисленных рождественских открыток было обычным делом в каждой семье. А после праздничных каникул открытки превращались в неиспользуемый хлам и пылились в кладовках. Но только до тех пор, пока кому-то не пришло в голову вырезать повторяющиеся изображения и наклеивать их одно на другое для получения объёма.
[600x450]
Следующая волна интереса к объёмному декупажу прокатилась по миру в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века.
[600x450]
Papertole — очень интересный и увлекательный вид искусства, позволяющий передать и линии, и глубину изображения. Для обработки используется пять или шесть печатных копий (а в некоторых случаях и больше, в зависимости от сложности выбранного изображения). Для создания картинки с дубликатов изображения вырезаются части, которым Вы задумали придать объём, а затем детали формируются и склеиваются послойно с картинкой-основой. В качестве клея используется Ph-нейтральный силикон, позволяющий добиться трёхмерного эффекта. На отдельных (открытых) участках изображения для усиления зрительного эффекта можно использовать лак или глазурь.
[600x450]
Главное при формировании объёма — придёрживаться особенностей естественной перспективы, как воспринимает её человеческий глаз.
Прежде чем склеить слои изображения, нужно сформировать правдоподобно воспринимаемый взглядом фрагмент. Великолепные работы, выполненные в технике Papertole, отличаются от хороших именно квалификацией, с которой создана скульптурная форма изображения.
Мало чётко вырезать слои и слепить их между собой. Важно сформировать мини-скульптуру. Именно это привносит реализм в изображение. С той же целью в отдельные части картинки можно внедрить фрагменты засушенных растений (например, добавляя реальные листья папоротника на печать из тропических лесов).
[600x450]
После того как картинка была собрана, художник избирательно покрывает некоторые участки лаком на водной основе. Это делается для того, чтобы «обмануть» глаз. Лакированные участки отражают свет, а зрачок реагирует на интенсивность освещения как линза фотокамеры. Если фокус камеры попадает на объект, отражающий свет, диаметр отверстия в диафрагме постоянно меняется, отвечая на изменения освещённости объекта. Глаза действуют таким же образом. Поэтому человеческий глаз можно «обмануть», тщательно и избирательно лакируя участки изображения, акцентирующие 3D-эффект.
Если Вы хотите подчеркнуть старинный характер изображения, то, напротив, не стоит использовать лак и глазурь. Пусть изображёние привлекает взгляд только за счёт превосходной резки и качественного формирования скульптурности элементов. Это не менее ценно при выдерживании стиля.
[503x600]
[600x450]
[549x600]
[477x600]
[600x450]
[600x450]
[600x465]
[480x600]
[600x470]
Baroma