Цитаты:
ГРЕХ, в общеупотребительном смысле — предосудительный поступок, в религиозном понимании — нарушение религиозно-нравственных предписаний, специфическая религиозная оценка вины человека, не перед обществом или другим человеком, а перед богом. Наряду с личными прегрешениями отдельных людей, которые могут быть искуплены раскаянием, молитвой, добрыми делами, в некоторых религиях, например в христианстве, признаётся так называемый первородный грех — вина, якобы лежащая на всём роде человеческом вследствие согрешения прародителей человечества Адама и Евы. Согласно библейскому преданию, они нарушили запрет бога не вкушать плодов с древа познания и были изгнаны из рая. С точки зрения религиозного учения, отсюда берут начало все беды человечества, существование зла и частные прегрешения людей, совершаемые с тех пор.
Продолжение тут
Средневековое христианство отождествляло сексуальность с грехом. Там, где такая установка реализуется наиболее жёстко, половая жизнь ограничивается браком, но даже в нём половые отношения регламентируются, всякие разговоры на эротические темы, включая сексуальный юмор, запрещаются или осуждаются как греховные. Тяжким грехом практически у всех народов является кровосмесительная связь. Самый древний запрет, налагаемый на сексуальность, состоял в запрещении браков и вообще половых связей между членами одного и того же рода из-за большей вероятности рождения детей с наследственной патологией. В пределах одной и той же культуры существуют разные нормы сексуального поведения для разных категорий людей. Самое распространённое из таких различий — двойной стандарт, то есть разные нормы сексуального поведения для мужчин и женщин.
Добрачные и внебрачные связи женщин у большинства народов и среди различных социальных слоев осуждаются, считаются греховными, в отношении мужчин половая мораль намного снисходительнее. Почти во всех человеческих обществах существует культ мужской сексуальности. Женская сексуальность оценивается иначе. В средневековом христианстве существовали два женских образа: положительный наделён чистотой, понимаемой как равнодушие или даже отвращение к сексуальной жизни, а отрицательный олицетворяет греховность, похоть и соблазн. Во все времена греховными считались гомосексуальные связи, которые осуждались светской и церковной моралью.
В современном обществе понятия греха и греховности применительно к сфере сексуальных отношений продолжают бытовать, особенно среди людей, которые исповедуют те или иные религиозные установки, постоянно обращаются к Богу или анализу канонизированных положений религии. Понятно, что в этом случае грех и греховность трактуются в различных странах хотя и неодинаково, но по сходной схеме, приводящей к корням и постулатам религиозной морали, имеющей распространение в каждом конкретном регионе.
****************************************
Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь смертных грехов (см. ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. Авва Дорофей указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация...
Смертные грехи:
1.Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь
к плоти – из этого следует самолюбие, неверность Богу);
2.Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых
помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные);
3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысел Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой);
4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего);
5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста);
6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние);
7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, безсовестность, переменчивость нрава);
8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал – смерть души).
**********************************
Андрей Вознесенский
ГРЕХ
Я не стремлюсь лидировать,
где тараканьи бега.
Пытаюсь реабилитировать
вокруг понятье греха.
Душевное отупение
отъевшихся кукарек –
это не преступление –
великий грех.
Когда осквернен колодец
или Феофан Грек,
это не уголовный,
а смертный грех.
Когда в твоей женщине пленной
зарезан будущий смех –
это не преступленье,
а смертный грех...
Но было б для Прометея
великим грехом – не красть.
И было б грехом смертельным
для Аннушки Керн – не пасть.
Ах, как она совершила
его на глазах у всех –
Россию завороживший
бессмертный грех!
А гениальный грешник
пред будущим грешен был
не тем, что любил черешни,
был грешен, что – не убил.
1977
*******************************************
О каких неприятностях ты пишешь?! Самая большая неприятность - это твое отношение к жизни. И как же им не быть, неприятностям-то, если смертный грех полонил твою юную жизнь, а ты думаешь, что подумают о тебе люди, но не помышляешь, как Господу смотреть на твои безобразия. Да знай, детка, строя свою жизнь на слезах других, о счастье мечтать не приходится.
А не страшит тебя, если вот сейчас тебя позовут из этой жизни, и ты предстанешь на суд как блудница и разорительница чужой семьи?! Вот о чем подумай.
Это главное. И сумеешь ли ты принести покаяние, сумеешь ли изменить свою жизнь и взгляд на нее? Ведь ты живешь без Бога и вне закона Божия.
Подумай, пока есть время...
********************************************
Приходи, приходи тоскa
Я готов терпеть эту боль
Тянет в омут чернaя рекa
С судьбой попробуй поспорь
Вот и все, вот и кончен путь
Мне остaлось сделaть лишь шaг
В миг когдa тоскa сжимaет грудь
Дaже смерть пустяк
Семь кругов, семь кругов aдa
Я испил всю чaшу ядa, до дна
Смертный грех жизнь уничтожит
Боже, не твоя винa
(К.Покровский)
*******************************************
...Змей, обещавший человеку, что, вкусив с дерева познания, он сравнится с Богом, знающим разнице между добром и злом, дважды обманул его. Человек с Богом не сравнился, и у Бога нет вообще знания, и, в частности, знания добра и зла, в котором падший человек, человек, завороженный предательскими чарами Ничто, полагает и поныне свое высшее качество.
Страх перед показанным ему искусителем Ничто парализовал его волю. Притом он даже не подозревает, что его воля парализована. Он убежден, что его воля свободна и что направляющий эту волю разум есть лучшее в нем ... он верит, что ... он стал как Бог, и стал как Бог потому, что он "знает"....
...Самый тяжкий, смертный грех есть познание, к которому так жадно стремится наш разум...
...это был страх перед Ничто, глубочайшее прозрение в тайну грехопадения. В распоряжении соблазнителя больше ничего, кроме чистого Ничто, и не было. Из этого Ничто Бог и сотворил вселенную и человека, и оно без Бога не выходило за пределы своего Ничтожества и не могло иметь никакого значения в бытии...
*******************************************
Андрей Шенье взошел на эшафот,
А я живу - и это страшный грех.
Есть времена - железные - для всех.
И не певец, кто в порохе - поет.
И не отец, кто с сына у ворот
Дрожа срывает воинский доспех.
Есть времена, где солнце - смертный грех.
Не человек - кто в наши дни живет.
Марина Цветаева. 11 апреля 1918
*******************************************
Один инок, вышедши из келии, впал в смертный грех. Когда он возвращался в келью, дьявол и стал внушать ему: "зачем идешь в келью? ведь тебе уж прощения не будет, ступай в мир" Поняв, что враг хочет ввести его в грех отчаяния и окончательно погубить, инок сказал: "откуда это вы пришли ко мне, лукавые помыслы, и зачем оскорбляете меня? Неужели я не вижу, что вы хотите, чтобы я совсем отчаялся и погиб? Нет, этого не будет!" И с этими словами вошел в келью и предался безмолвию, как и прежде. Что же случилось? Старцу, соседу его, Бог открыл, что инок пал и вместе победил. Тогда старец пришел к согрешившему и спросил: "как живешь?" "Хорошо, отче", - сказал инок. Старец снова спросил: "не случилось ли чего-нибудь с тобою в эти дни?" "Нет, ничего," - сказал монах. Тогда старец сказал: "а мне Бог открыл, что ты и после падения в грех вышел победителем" После сего инок рассказал о своем падении и о том, как он боролся с помыслами. Старец в заключении воскликнул: "воистину, брат, рассуждение твое сокрушило всю силу вражью".
*******************************************
Аллах сказал: «Среди людей есть те, кто говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Судный День», но они не уверовавшие» (Сура «Аль Бакара», 8).
Не всякий говорящий, что он уверовал, является му’мином! Ростовщики, которые пожирают имущество людей гнусным путём, ввергая их в нищету и несчастья, тоже утверждают, что они уверовавшие. На самом же деле, они являются теми людьми, против которых Аллах и Его Посланник объявили войну!
Сказано в Коране: «О вы, уверовавшие! Бойтесь Аллаха и откажитесь от ростовщичества, если вы уверовали. Если вы так не поступите, то вам объявлена война Аллахом и Его Посланником. А если же вы покаетесь, то вам принадлежит ваш основной капитал. Вы не притесняйте и вас не притеснят» (Сура «Аль-Баккара» 278-279).
И те, которые отказываются выплачивать закят с имущества, тоже утверждают, что они уверовавшие. А что же они скажут, если узнают следующее. Когда после смерти Пророка (мир ему и благословение) одно племя отказалось платить закят, обязательный налог в пользу неимущих, говоря при этом: "Мы будем молиться, но не будем отчислять закят", то наместник Пророка (мир ему и благословение), праведный халиф Абу Бакр, объявил их вероотступниками и пошёл на них войной, сказав: "Клянусь Аллахом! Я буду воевать с каждым, кто отделяет закят от молитвы”. Тогда он отправил против них войско под предводительством Халида ибн Валида.
И те, которые потакают своим жёнам и дочерям в распущенности, которую они называют раскованностью, и равнодушны к их обнажённому виду, тоже утверждают, что они уверовавшие. Но они не знают, что те, которые ведут себя таким образом, будут отдалены от Рая так далеко, что даже не почувствуют его запаха.
И те, которые будят спящую смуту, сеют злобу, разрушая любовь между рабами Аллаха, которых успокаивает только кровопролитие и несчастье, тоже утверждают, что они уверовавшие, и что они отправлены Аллахом для свершения Его Воли.
И те, которые ведут распутный образ жизни, вступая во внебрачные половые отношения с любой доступной им женщиной, невзирая даже на то, что это смертный грех, утверждают, что они уверовавшие.
Однако сказано в хадисе: «Не содеет зина совершающий его, когда он верующий». Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет греха более тяжкого пред Аллахом после многобожия, чем прелюбодеяние». В Коране о прелюбодеянии говорится: «Воистину, это мерзость и запретный путь».
И те, которые торгуют спиртными напитками, наркотиками, организуют азартные игры, губят своих детей тем, что кормят их харамом, также утверждают, что они уверовавшие.
А ведь прямо сказано в Коране: «О вы, уверовавшие, воистину, хмельное, азартные игры, гадание - скверные деяния, внушаемые шайтаном. Сторонитесь же этого - быть может, преуспеете вы. Воистину, при помощи вина и азартных игр хочет шайтан посеять вражду между вами и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвы. Устоите ли вы?» (Сура «Маида», 90-91).
И те, кто пропускают молитву, взяточники, вероломствующие, лжецы, обвешивающие на весах, - все они в числе заблудших грешников. Они самые далекие люди от имана, то есть от Веры. Они сторонники сатаны.
В Коране сказано: «Они взяли сатану покровителем, помимо Аллаха, и считают, что они уверовавшие» (Сура Аъраф;30).
Дорогие братья, воистину, вера, иман - это не то, что можно утверждать языком, в то время когда в сердце покоится заблуждение. Воистину, иман – это убеждение, очищающее сердце человека от дурного. Иман - это поступки, помыслы, стремления на пути Аллаха. Это бескорыстное служение Аллаху ради Него. Иман - это полная покорность повелениям своего Создателя и отказ от малейшего противоречия Ему. Вспомните, и слово мусульманин означает «полное предание себя Аллаху, полное подчинение Его велениям».
Для того, чтобы понять сущность имана, давайте осмыслим следующие аяты: "Воистину, верующие только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, и у которых умножается вера, когда произносят аяты Его, которые уповают на Господа своего. Они совершают молитву и расходуют на пути добра из того, что Я дал им. Они истинно верующие, им высокое положение у Господа".
О верующие, бойтесь Аллаха, может быть, вы преуспеете, и обращайтесь к Аллаху с покаянием до наступления неизбежного и до того, как вы предстанете перед Живым и Вечным. Бойтесь Дня, когда не возместит душа за душу ничем и не будет у нее принята плата и не поможет ей оправдание.
Да сделает Аллах меня и Вас из тех, кто покаялся и обратился к Нему. Я прошу у Всевышнего прощения для нас по щедрости и милости Его. И да упасет Аллах нас от строгого отчета.
****************************************
Относительно тела мы можем сказать, что черт может обитать в нем двояко, сообразно с тем, живет ли человек в грехе или в благодати. Что касается первого, то следует заметить, что человек вследствие всякого смертного греха попадает в рабство к черту и находится в его власти так же, как корабль, несущийся по волнам без кормчего. Черт может также войти и обитать полностью в человеке, как это мы видим на примере бесноватых. Одержимость эта касается более наказания, чем вины, как это мы увидим впоследствии. Телесные наказания не всегда являются следствием вины. Наказания насылаются то на виновного, то на невинного. И демоны могут обитать по неисповедимому промыслу бога как в людях, которые находятся в божьей благодати, так и в таких, которые стоят вне ее. Этот вид обладания не относится к разбираемому нами предмету. Но он приводится нами для того, чтобы показать возможность для демона обитать полностью в человеке, с божьего попущения и по наущению ведьм.
*****************************************
30-31 марта НИЦ "Регион" совместно с кафедрой рекламы и связи с общественностью УлГУ проводили социологический опрос среди жителей г. Ульяновска на тему "7 смертных грехов". Исследовательский интерес был направлен прежде всего на то, что значит "грех", "греховность" для ульяновцев в современной ситуации переосмысления прежних ценностей и поиска новых идеалов. Эта тема особенно актуальна в период Великого поста, основной смысл которого состоит в нравственном совершенствовании человека.
В исследовании приняло участие 300 человек. Выборка была репрезентативна для городского уличного опроса.
Жителям г. Ульяновска было предложено ответить на вопрос, что из семи библейских грехов для них перестало быть грехом.
Лишь 2% опрошенных считают, что в современном обществе нет никаких грехов. В то же время лишь для четверти ульяновцев все семь канонических грехов остаются тяжелыми грехами. Большая часть жителей делала для себя уступки, вычеркивая из списка тот или иной грех. Прежде всего уныние. Респонденты рассматривали его не как леность и праздность души, а как грусть и тоску, не относящиеся к чему-то греховному. При этом мнение женщин (33%) совпадало с мнением мужчин (35%).
Приблизительно пятая часть жителей нашего города не считает грехом гнев. В основном это респонденты в возрасте от 14 лет до 31 года (25%). Интересно, что на втором месте у молодежи стоит гордыня, а у респондентов более старшего возраста - это чревоугодие.
Мужчины оказались более толерантны к нарушению христианских заповедей. Они были менее резки в своих суждениях, чем женщины. Например, в оценках такого греха как похоть.
Новые времена пополнили список грехов. Помимо семи канонических грехов христианства участники опроса называли наркоманию (6% от общего числа опрошенных), коррупцию (5% от общего числа опрошенных), алкоголизм (4% от общего числа опрошенных) и воровство (4% от общего числа опрошенных). Были названы также равнодушие, предательство, проституция и эгоизм.
К самым распространённым грехам в современном российском обществе третья часть всех респондентов отнесла алчность и зависть.
Лидерство алчности и зависти в ответах ульяновцев говорит о том, что мы живем сегодня в ситуации жесткой конкуренции и низкого уровня терпимости по отношению к друг другу.
******************************************
В бесконечных попытках упорядочить иерархию демонов и показать, какое отношение имеют наиболее гнусные из них к самым распространенным грехам, школяры и служащие духовенства часто составляли небольшой вы- борочный список. Например, каждый из перечисленных ниже демонов, считалось, преуспевал в соблазне человека на какой-нибудь особенный «смертный грех», с которым его отождествляли. (Если эти семь «смертных» грехов совершались в полном сознании, то они подвергали опасности жизнь души. Многие другие, менее значимые грехи известны как «простительные».)
Один такой интересный список принадлежал Петеру Бинсфельду, немецкому авторитету в области колдовства, автору «Трактата об исповеди вершителей зла и ведьм» («Tractatus de Confessionibus Maleficorum et Sagarum»), который был написан в 1589 г. В изложении Бинсфельда Дьявол, заметьте, разделяется на двух демонов — Люцифера и Сатану.
Люцифер — гордость;
Маммон — скупость;
Асмодей — распутство;
Сатана — гнев;
Вельзевул — чревоугодие;
Левиафан — зависть;
Бельфегор — лень.
Однако представленный список вовсе не говорит о том, что эти демоны не могли пойти по пути меньшего сопротивления и подбить людей на какое-нибудь другое зло. Если данный грех не срабатывал — человек оказывался слишком порядочным, то демоны вполне могли попытаться склонить его к другому, меньшему греху.