Век живи - век (учись ) убеждайся снова и снова, что Бах точно дан людям свыше. Иначе как можно объяснить эффект его музыки, которая так красива, так умна, так возвышенна и так совершенно сделана, что её автора невозможно представить себе толстым многодетным и абсолютно прагматичным саксонским бюргером. А ведь таким он и был, если смотреть со стороны.
Удивительно то, как Бах создаёт космические по глубине вещи посредством элементарных приёмов. Причём повторить эти приёмы с таким же результатом ещё никому не удавалось. Остаётся принять версию, что это магия гения.
Вот три самые известные прелюдии Баха с таким эффектом.
1. Прелюдия до минор, BWV 999
Эти странные буквы и магические девятки - всего-навсего аббревиатура каталога (Verzeichnis) сочинений (Werke) Баха (Bach), в котором эта прелюдия значится под таким порядковым номером.
Бах написал эту прелюдию для лютни или лютневого клавесина. Но это выяснилось не сразу, и первые издания 19 века представляли её как клавирную пьесу. С тех пор пошла традиция исполнять её на фортепиано. Гитаристы и лютнисты-аутентисты подключились позже, но теперь количественное преимущество на их стороне.
Играют эту прелюдию по-разному: быстро и очень быстро, неторопливо и совсем медленно, тихо и громко, отчётливо и плавно. Как правильно - никто не знает, Бах не оставил никаких указаний на этот счёт. Но если не увлекаться скоростью, то эта музыка откроет свою философскую глубину.
Здесь нет мелодии, но с помощью магии повторяющихся ритмов и гармонических смен Бах за две минуты разворачивает перед нами ленту человеческой жизни.
Марион Хофнер, арфа.
2. Прелюдия си минор - транскрипция Александра Зилоти
Бах написал эту прелюдию (в ми миноре) в педагогических целях - для упражнений своего девятилетнего сына Вильгельма Фридемана. Позже он включил её в первый том "Хорошо темперированного клавира" в переработанном и усложнённом виде (BWV 855).
Спустя почти двести лет русский пианист Александр Зилоти (ученик Листа, двоюродный брат Рахманинова и его консерваторский педагог по фортепиано) сделал свободную обработку этой прелюдии (её первого варианта). Он перенёс её в другую тональность (си минор) и поменял местами партии правой и левой руки.
Транскрипция получилась настолько удачной, что её включили в свой репертуар многие пианисты.
Магия этой музыки исходит из бесконечного течения простого повторяющегося мотива.
Совершенно неповторимо играл эту прелюдию Эмиль Гилельс.
3. Прелюдия до мажор из 1 тома "Хорошо темперированного клавира", BWV 846
Эта прелюдия построена на том же принципе: ровный ритмический пульс и блуждающий в пространстве музыкальной фактуры призрак чудесной мелодии. Через много лет, уже в 19 веке Шарль Гуно присочинил к этой прелюдии мелодию скрипки. А спустя какое-то время его зять придумал соединить её со словами. Так получилась популярнейшая вокальная "Аве Мария" Баха-Гуно.
В наше время всеобщей увлечённости аутентичной музыкой играть Баха на фортепиано с педалью считается чуть ли не дурным тоном. Теперь его чаще играют и записывают в оригинальном жёстком клавесином варианте.
Но пока в УК не внесли статью о нарушении исторической идентичности с наказанием в виде лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима, пианисты его нарушали и будут нарушать. И правильно делают. Потому что вот какая красота:
Даниил Трифонов