Коллекция народной одежды в Государственном Русском музее — одна из крупнейших в России. Она включает более пяти тысяч произведений и представляет женский народный костюм как явление крестьянской жизни.

В народном костюме важную роль играют также местные художественные и ремесленные традиции, которые формируют неповторимый облик одежды каждой местности.
Представленные костюмы принадлежали жительницам Европейской России — от Крайнего Севера до Курска и Воронежа, от Смоленска до Пермского края. В большинстве своём это одежда женская и девичья. Костюмы зажиточных горожанок или купчих — сарафаны, душегреи, шугаи — сшиты из дорогих тканей — парчи, штофа, шёлка, и украшены золотным кружевом и широким позументом, а также филигранными пуговицами.


Название выставки «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» - знакомое всем по эпиграфу к пушкинской повести «Барышня-крестьянка» (строчка из поэмы И. Богдановича «Душенька»), наиболее полно отражает красоту женской праздничной одежды. Понятие «народный костюм» включает большой пласт городской, посадской и крестьянской культуры России.

Крестьянские костюмы ХIХ — начала ХХ в выполнены преимущественно из тканей домашнего изготовления, однако и в этой среде получили распространение фабричные ткани. Именно в крестьянской среде сохранился наиболее древний пласт славянского костюма — распашные поневы, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха и т.д.

Слева: женская праздничная одежда, Рязанская губ., кон 19в – рубаха, понёва, передник-запон
Справа: женская праздничная одежда, Воронежская губ., кон.19-нач.20 в – рубаха,
понёва, фартук, пояс, нагрудное украшение “гайтан”
Отдельного рассмотрения заслуживают платки и шали, выполненные на текстильных мануфактурах России, а также обувь, изготовленная в провинции. Сафьяновые сапожки и туфли, шитые золотом, вязаная на спицах обувь.
Народный праздничный наряд долгое время сохранялся владелицами, передавался другим поколениям и являлся не только эталоном красоты, но даже - своеобразным символом. Так, в семьях хранился как память, широкий шерстяной красный пояс, который в годы Великой Отечественной войны жены давали мужьям на фронт - в качестве оберега. И ещё в восьмидесятые годы XX века он служил обязательным свадебным атрибутом - его повязывали «дружке».

Знание особенностей кроя женской славянской рубахи сегодня может послужить основой для создания современных нарядов, ведь что может быть для славянок более родным из одежды, чем наша народная рубаха? Через родные предметы быта и одежду – просыпается память и знания о наших корнях, а в них великая мудрость и обережная сила рода!
Для северных губерний характерно ношение рубах с сарафанами или юбками, крой самих рубах – без поликов, с прямыми поликами или на кокетке, по длине они могли быть от очень коротких (т.н. рубаха «рукава», «воротушка») до длинных («рукава» со станом).

В южных губерниях рубахи носили, как правило, с поневой – распашной поясной одеждой, что обуславливало длину рубах (не выше линии бёдер). По способу кроя у южных великорусов были известны два вида рубах: с прямыми и косыми поликами (последняя для них особенно характерна).
На схемах три вида рубах северных губерний Руси:
Бесполиковая праздничная (“троицкая”) девичья рубаха
Женская рубаха на кокетке (Пермская губерния)
Рубаха “рукава” со станом (г.Каргополь Каргопольского уезда)
На их основе можно сшить современное платье, блузу, рубаху


Праздничная одежда, север России, 2 пол.18 в – рубаха, сарафан, пояс, шейное украшение
Справа: праздничная одежда, север России, нач. 19 в – рубаха-“рукава”, сарафан,
пояс, нагрудное украшение
Слева: женская праздничная одежда, Тамбовская губ., 2 пол.19 в – рубаха,
юбка, пояс, ожерелье “коляски”
Справа: женская праздничная одежда, Курская губ., 2 пол.19 в – рубаха, сарафан, пояс, бусы

Слева: праздничная одежда, север России, кон.18-нач.19 в – рубаха-“рукава”, сарафан,
нагрудное украшение-“ожерелок”, пояс
Справа: праздничная одежда, Нижегородская губ., пер.пол.19 в – рубаха-“рукава”, сарафан, епанечка

Слева: праздничная одежда, Тверская губ., пер. пол.19 в – рубаха, сарафан, пояс
Справа: девичья праздничная одежда, Олонецкая губ., Каргопольский у., пер. пол.19 в – рубаха, пояс
Слева: праздничная одежда, север России, кон.18-нач.19 в – душегрея, сарафан, ожерелье
Справа: праздничная одежда, Новгородская губ., Поддорский у., д.Переходы, 1860-е гг
рубаха, сарафан-“ферязь”, пояс, нагрудное украшение-цепь


Слева: праздничная одежда-“парочка”, Архангельская губ., г.Каргополь, кон.19-нач.20 в
кофта, юбка, шарф кружевной
Справа: одежда крестьянки, Калужская губ., 1920 гг – рубаха, передник-“завеска”


Слева: праздничная одежда, Смоленская губ., Ярцевский у., кон.19-нач.20 в – рубаха, сарафан, пояс
Справа: праздничная одежда, Вологодская губ., 2 пол.19 в – рубаха, сарафан,
передник, нагрудное украшение

Слева: праздничная одежда, север России, пер.пол.19 в – душегрея-“шугай”, сарафан, ожерелье
Справа: зимняя одежда, север России, пер.пол. 19 в – душегрея, сарафан,
шейное украшение, головной убор-“чебак”
1. Кокошник - Костромская губ., пер.четв.19 в
2. “Повойник с позатыльником” - Пензенская губ., кон.19 в
1. “Сорока” с рогатой “кичкой” - Тамбовская губ., 2 пол.19 в
2. “Сорока с мохрами” - Орловская губ., 2 пол.19 в
2. “Сорока с мохрами” - Орловская губ., 2 пол.19 в
1. Кокошник - Московская губ., 2 пол.18 в 2. “Сборник” - Вологодская губ., 2 пол.19 в
3. “Повязка” - Нижегородская губ., нач.19 в 4. “Повязка”-центр России, 18 в

Девичьи накосники-север России, 18-19 в
Cлева: верхняя одежда крестьянки Воронежская губ., кон.19 в – “корсетка”
Справа: верхняя одежда крестьянки Воронежская губ., нач. 20 в – “кофта”, юбка, платок
Справа: верхняя одежда крестьянки Воронежская губ., нач. 20 в – “кофта”, юбка, платок
