"Солнечная душа" в музыке русского композитора Василия Калинникова
[показать] «...Калинников мог писать лирично, без банальности и сентиментальности, потому что, как ни у кого из композиторов его поколения... сердечность и непосредственность были ему действительно присущи.
Это Кольцов русской музыки...», — писал академик Б.Асафьев.
"Солнечная душа" - так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет.
Оркестровая сюита (1892 г.) — первое крупное сочинение Калинникова для симфонического оркестра. Талантливое произведение понравилось П.И.Чайковскому и было тепло принято критикой. По характеру музыки — простой и доходчивой, типично русской — сюита построена на темах, интонационно близких народным песням. В оркестровке сюиты также чувствуется русский стиль — подражание звучанию рожков, волынок, бряцанию балалаек, домр.
Увертюра «Былина» — единственное оркестровое произведение Калинникова, о времени сочинения и публичного исполнения которого нет никаких сведений. Время ее сочинения предположительно относится к периоду, предшествовавшему созданию Первой симфонии, то есть к 1892—1893 годам. Партитура «Былины», восстановленная по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры (Москва), была издана Музгизом к 50-летию со дня смерти композитора — в 1951 году. Впервые исполненная по радио 26 июля 1950 года (под управлением С. Горчакова), «Былина» по характеру музыки вполне соответствует своему названию: и ее медленном величавом вступлении напевно-былинного склада и в основных темах скорой части ярко выражен русский народный стиль. В состав оркестра композитор включил арфу с фортепиано, имитирующие звучание старинных русских гуслей.
«Кедр и пальма» (1897-1898 гг.) — симфоническая картинка на стихотворение Г. Гейне в переводе А. Майкова:
Инеем снежным, как ризой, покрыт. Кедр одинокий в пустыне стоит. Дремлет могучий под песнями вьюги, Дремлет и видит — на пламенном юге Стройная пальма растет и с тоской Смотрит на север его ледяной. Композитор считал ее (хотя и не слышал в оркестровом звучании) лучшим из всего им написанного, «самым искренним и свежим своим вдохновением» (письмо от 8 апреля 1900 г.). Впервые «Кедр и пальма» были исполнены 1 июля 1899 года в Москве под управлением Р. Буллериана. Основное содержание пьесы — противопоставление двух образов и порождаемых ими настроений — холодного, сурового севера, олицетворяемого кедром, и ласкового, солнечного юга, олицетворяемого пальмой. Отображая в музыке контуры стихотворения, композитор вместе с тем поэтично запечатлел в ней мечту о счастье, порыв к светлому идеалу.
Серенада для струнного оркестра (1891 г.) — студенческая работа, единственный раз исполненная под управлением автора на ученическом концерте и затем на долгие десятилетия забытая. Это небольшая одночастная пьеса в характере неторопливого элегического вальса.
текст по книге М. Нюрнберга «Василий Калинников» Москва, 1964 г.