В былые времена политучеба была неотъемлемой частью театральной жизни.
Обкомы, горкомы, райкомы твердо полагали, что без знаний ленинских работ ни Гамлета не сыграть, ни Джульетту.
Так что весь год – раз в неделю занятия, в финале строгий экзамен.
Народных артистов СССР экзаменовали отдельно от прочих.
Вот идет экзамен в театре им. Моссовета.
Отвечает главный режиссер Юрий Завадский: седой, величественный, с неизменным острозаточенным карандашом в руках.
«Юрий Александрович, расскажите о работе Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”».
Завадский задумчиво вертит в руках карандаш и величественно кивает головой:
«Знаю. Дальше!»
Райкомовские «марксоведы» в растеренности:
«А о работе Энгельса “Анти-Дюринг”?
Завадский вновь «снисходит кивнуть»:
«Знаю. Дальше!..»
Следующей впархивает Вера Марецкая.
Ей достается вопрос: антиреволюционная сущность троцкизма.
Марецкая начинает:
«Троцкизм… это…»
И в ужасе заламывает руки:
«Ах, это кошмар какой-то, это ужас какой-то – этот троцкизм!
Это так страшно!
Не заставляйте меня об этом говорить, я не хочу, не хочу!!»
Не дожидаясь истерики, ее отпускают с миром.
До следующего года.