Внимательный, готовый смущаться и задавать вопросы зритель, глядя на полотно «Девочка на шаре», сразу отмечает, что оно с тем же успехом могло называться «Мужик на кубе», ведь мужик этот, пусть и не отличается изяществом, но всё же не последний здесь персонаж. Но, вооружившись доброжелательным сексизмом, его обычно сравнивают чуть ли не с мебелью или вообще баобабом.
У официальной искусствоведческой и антично-ориентированной версии о том, что балансирующей на шаре изображена сама богиня удачи Фортуна, также оказывается совсем немного живых сторонников. Никто не видел Фортуну с шаром. Его, конечно, можно считать 3D-колесом, но, всё же это натяжечка. Отставим же сексизм и советские учебники в качестве аналитических методов, и проведём новый анализ — так, будто раньше в глаза не видели никакую девочку.
Почему вам будет легко понять Пикассо
— «И тут ещё потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, — я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного». Так свою девочку на шаре описывает писатель Драгунский в рассказе из «денискиной» серии. Именно эту одноимённую рассказу картину Пикассо все запоминают не только потому, что она самая внятная, и даже не потому, что она, подобно девочке Драгунского, вся сияет конкретикой, а холст её не набит деформированным пространством и пережеванными фигурами. Она гуманистична ровно настолько, насколько может принадлежать народу, на ней — подумать только! — люди похожи на людей. Какая колоссальная уступка авангарда трудящемуся человечеству! Вот оно и ценит;
— «Девочка на шаре» открывает так называемый розовый период Пикассо. Начиная с этой работы художник проводит санацию в своем образном мире и убирает подальше всех прошлых героев — нежелательных антисоциальных элементов: алкоголиков, проституток, нищих, больных и увечных. Оказывается, вдохновляться можно и кем-нибудь поверхностным: артистами бурлеска, гимнастками или травести, да и трагедии в них ничуть не меньше, а незамутнённой эстетики — больше;
— Перед нами одно из немногих произведений символизма, которое можно и нужно читать практически буквально, и которое допустимо назвать иллюстрацией единства (но не борьбы) противоположностей и при этом не бояться сесть в лужу. То есть «Девочка на шаре» — это такое сосредоточение искусствоведческих штампов и шаблонных трактовок, которые широко распространены, но вообще-то уместны эксклюзивно в её случае;
[показать]
Что есть что на картине Пикассо?
Баланс, Ритм и Равновесие
Эти незримые понятия можно считать полноправными героями картины. Руки девочки, воздетые над головой, ищут их и вступают с ними в контакт. Баланс — это то, что заставляет зрителя неотрывно любоваться эквилибристкой. Ритм — это метод организации, с помощью которого Пикассо разместил фигуры и цветовые пятна на полотне, а Равновесие — это то, как зритель объясняет себе разницу между этими объектами и общее величие картины (если, конечно, продолжает его чувствовать после отказа от традиционных методов восприятия живописного произведения, который был предложен в самом начале материала).
Шар и Куб
Эта парочка могла бы составить неплохое название для крафтового бара. Шар обычно символизирует будущее, прогресс и абсолютное, надхристианское божественное начало. А куб, он перегонный. Но если без шуток, то куб, что бы тот ни значил, Пикассо подложил под своего грузного атлета. И теперь, десятилетия спустя, куб считывается как нечто монументальное и придавливающее девочкину лёгкость. Но эти фигуры противоположности не по сути, а всего лишь по форме. И куб устойчивый не потому, что тяжёлый, но потому, что у него больше площадь соприкосновения с землёй.
Труппа, которой нет, или Целое полотно неравнодушных людей
Считается, что на картине изображены члены труппы бродячих циркачей. Это утверждение бесконечно тиражируется, его можно найти в любой крошечной справке о работе Пикассо. Но видите ли вы труппу? Кого-либо, кроме двух гипотетических артистов, расположившихся на переднем плане? Если нет, то вы и не обязаны. Всегда помните об этом.
Спина мужика на кубе
Это мелодраматичная часть тела повторяет по рельефу горный пейзаж и фактурно очень напоминает работы современных иллюстраторов и художников, рисующих графические романы. Вот он, простор для нестыдного противопоставления, о котором упоминалось в начале статьи: спина мальчика — руки девочки, тяжёлое — лёгкое, статика — динамика, мужское — женское и так пока не закончатся графические элементы.
Лошадь и два человека
Эти фигуры на заднем плане всего лишь выполняют декоративную функцию — совсем как это принято по канону классической пейзажной живописи. «Но ведь белая лошадь обычно означает смерть!» — скажет прилежный зритель современного кинематографа. Тогда, представьте, не означала. А Пикассо с удовольствием показывает эту лошадь в нескольких своих работах как сквозного персонажа, и даже не подозревает пока о трактовке, которой нагрузит её Дэвид Линч.