• Авторизация


Цитаты и афоризмы. Торквато Тассо. 11-03-2016 07:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ожидание несчастья — худшее несчастье, чем само несчастье.

 

Торквато Тассо

Итальянский поэт XVI века, автор поэмы «Освобождённый Иерусалим»


Великие скорби безмолвствуют: они слезами не выражаются.

 

Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

 

Дружба — гавань, к которой стремится человек, она доставляет радость и спокойствие духа, она — отдохновение в этой жизни и начало жизни небесной.

 

Как молния сверкает раньше грома,
Так сострадание предшествует любви.

 

Мастер клеветы обвиняет, даже рассыпаясь в похвалах.

 

Ожидание несчастья — худшее несчастье, чем само несчастье.

 

Там, где царит праздность, не сверкают лучи гения, там нет стремления к славе и бессмертию, там не возникает ни представления о добродетели, ни даже видимости его.

 

Итальянский поэт позднего Возрождения.

 

Творчество Торквато Тассо, разностороннее и неравноценное, завершает литературное развитие XVI в., века пышного расцвета итальянской поэзии, прозы и театра. Оно отразило их эволюцию, происходившую в конце важного и сложного периода европейской культуры.

Для позднего итальянского Возрождения характерны разные стили в искусстве и литературе: классицизм,  маньеризм и зарождающийся барокко, которые развиваются более или менее параллельно, но неравномерно.

Теория классицизма возникла в Италии в первой половине XVI в. и на протяжении столетия меняла свою философскую основу.

В начале века эта теория опиралась на неоплатоновскую философию Фичино, обосновывавшую концепцию идеальной красоты, которую может раскрыть только художник.

Тогда появились поэтики (например, поэтика Пьетро Бембо), развивавшие эту концепцию.

Но к середине XVI в. новая эстетика начинает опираться не на Платона, а на Аристотеля.

Появляются издания его поэтики с пространными комментариями —

 Этот переход в области эстетики отчасти был связан с попытками противопоставить томистски-аристотелевскую философию платоновской, что казалось гарантией против всякого рода ересей, порождавшихся платонизмом, отчасти — с общим развитием рационализма.

У части эстетиков платоновское представление о «божественном неистовстве» поэта, представление, разрешавшее не только следовать образцам, но и создавать оригинальные творения, сменилось требованием строгой дисциплины, подчинения нормам, правилам, относящимся не только к форме произведения, но и к его содержанию, в котором впервые в литературе Ренессанса стала звучать тема долга как высшего начала.

Одновременно от творческого подражания образцу идеальной красоты в середине века переходили к принципу обязательного подражания древним.

Такого рода нормативную поэтику, которая ограничивала творческую индивидуальность поэта, не оспаривали иезуиты, стремившиеся подавить свободный, ищущий дух и не представлявшие себе, что рационализм окажется в XVII в. более губительным для религиозного мышления, чем неоплатонизм XVI в.

Не понимали они и того, что новая поэтика при всей ее нормативности выражает не всегда проясненное стремление внести в общественное сознание итальянцев гражданственность.

Наряду с возникшими классицистскими тенденциями искусство и литература Ренессанса видоизменялись и в другом направлении.

Ренессансный стиль периода расцвета постепенно сменяется маньеристским, а в конце века начинает зарождаться барокко.

Эта смена стилей тоже вызвана изменением общественного сознания.

В эпоху Контрреформации, с ее гнетом, кризисом гуманизма, нравственной ломкой, оно требовало беспокойного, драматического, а не созерцательного искусства.

Рационализм во многом не удовлетворял духовные запросы общества, а гармония не соответствовала его умонастроениям. Поэтому в искусство проникают иррационализм и дисгармония, образы деформируются, возникает, с одной стороны, спиритуализация человека, а с другой — подчеркивается демоническое начало и безысходность человеческой жизни.

Изящная простота уступает место усложенности формы.

Вместе с тем усиливается ее динамичность и выразительность.

С появлением барокко ощущается попытка преодолеть кризис, снять дисгармонию, примирить контраст духовного и материального, показав их неразрывность, как света и тени, и создать новое единство.

Маньеризм XVI в. не имел выраженной эстетической программы, однако современники, по-видимому, ощущали его особенности. О художниках-маньеристах писали, упрекая их в формализме и недостаточном внимании к религиозной тематике.

Так же без эстетических теорий утверждается в искусстве стиль барокко, хотя его черты отмечены в одном из трактатов конца века — «Трактат о священных изображениях» (1582) Габриэлле Палеоттиса.

Оба стиля, несмотря на отсутствие программы, быстро развивались и переплетались с классицизмом. Их сложное переплетение и воплотилось в творчестве Торквато Тассо.


Краткие биографические данные.

Родился Торквато 11 марта 1544 в Сорренто.

Его отец, филолог и поэт Бернардо Тассо, был секретарем принца Салернского.

Торквато получил блестящее образование и с детства находился при дворе. В Урбино он был компаньоном юного сына герцога, в атмосфере урбинского двора проникся идеалами рыцарской чести и куртуазного поведения.


В Венеции Торквато помогал отцу готовить к публикации рыцарскую поэму Амадиджи (Amadigi, 1560), переделку испанского рыцарского романа об Амадисе Галльском, обдумывал эпические сюжеты, которые мог бы использовать сам.

Однако отец отправил его изучать юриспруденцию в Падую, где юноша попал под влияние Ш.Гонзага, С.Сперони и К.Сигонио и пристрастился к философии и литературной теории.

Там же начал публиковать стихи и написал фантастическую эпическую поэму Ринальдо (Rinaldo), вышедшую в 1562.

В 1565 переехал в Феррару и поступил на службу к кардиналу Луиджи д"Эсте, брату герцога Альфонсо II.

После недолгой поездки в Париж в 1570–1571 Тассо стал придворным поэтом герцога Альфонсо.

Его любовная  лирика того времени адресована придворным дамам. За несколько недель он написал пятиактную пасторальную драму Аминта (Aminta), которая в 1573 с большим успехом была представлена при дворе.

Окрыленный  автор в 1575 завершил работу над своим шедевром – эпической поэмой Освобожденный Иерусалим (Gerusalemme liberata).

Напряженная работа расстроила душевное здоровье поэта: его мучили мысли о собственной греховности, развилась мания преследования.

После нескольких бурных нервных срывов его заключили в феррарский дом умалишенных – госпиталь св. Анны, где он провел семь лет.

Ходила молва, будто истинная причина заточения – любовь Тассо к сестре герцога Леоноре д"Эсте.

К судьбе Торквато Тассо часто обращались романтики (И.В.Гёте, Дж.Г.Байрон), а сам поэт стал символом непризнанного гения.


В периоды просветления Тассо продолжал писать лирические стихи и трактаты-диалоги о литературе и философии.


В 1586 Тассо освободили из госпиталя-тюрьмы.
 

В последующие годы он жил у различных покровителей, включая своего первого биографа Дж.Б.Мансо и кардиналов Пьетро и Чинтио Альдобрандини, которым посвятил Завоеванный Иерусалим – исправленную переработку Освобожденного Иерусалима.

 
Умер 25 Тассо в Риме, в монастыре Сант Онофрио 25 апреля 1595.

 
Его литературное наследие, помимо упомянутых работ, включает большое число сонетов и других стихотворений, многочисленные письма, трагедию Король Торрисмондо (Torrismondo, 1587), религиозную поэму Семь дней сотворения мира (Le Sette giornate, 1594) и трактат Рассуждения о поэтическом искусстве (Discorsi dell'arte poetica, 1566).
 

В пасторальной драме Аминта отразилась тоска неприкаянного поколения по счастливой пастушеской жизни золотого века. Атмосфера идиллии полна смутной юношеской чувственности.


Мир Аркадии, где происходит действие, далек от правдоподобия, но красота поэмы – в изображении человеческих чувств.
 

Освобожденный Иерусалим в 20 песнях повествует о штурме и освобождении Иерусалима христианами во время 1-го крестового похода (1099).

 
Повествование о превратностях военной кампании перемежается эпизодами романтической любви.

 
Тассо пытается объединить два литературных жанра: рыцарский роман и классическую эпическую поэму.

 
Элементы сверхъестественного имеют целиком христианскую природу, а разнообразные эпизоды неразрывно связаны с основной сюжетной линией.
 
В памяти потомков поэт остался прежде всего так творец «Освобожденного Иерусалима», произведения трудной, трагической эпохи, отразившего ее нравственные и эстетические проблемы.

Творчество Тассо завершает сложный путь развития литературы и культуры  Glossary Link Чинквеченто.
 
В XVII и XVIII вв. у Тассо нашлось много подражателей, но это было уже другое время. Это время несло с собой новые идеи, новую культуру и по-своему разрешало вопросы, которые поэт поставил перед своими современниками.


 
 
http://www.krugosvet.ru/node/3970
http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-torkvato-tasso
http://shakespeare.kspu.edu/index.php?option=com_content&view=article&id=166
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Цитаты и афоризмы. Торквато Тассо. | Курами - Дневник Курами | Лента друзей Курами / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»