Великие скорби безмолвствуют: они слезами не выражаются.
Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.
Дружба — гавань, к которой стремится человек, она доставляет радость и спокойствие духа, она — отдохновение в этой жизни и начало жизни небесной.
Как молния сверкает раньше грома,
Так сострадание предшествует любви.
Мастер клеветы обвиняет, даже рассыпаясь в похвалах.
Ожидание несчастья — худшее несчастье, чем само несчастье.
Там, где царит праздность, не сверкают лучи гения, там нет стремления к славе и бессмертию, там не возникает ни представления о добродетели, ни даже видимости его.
Итальянский поэт позднего Возрождения.
Творчество Торквато Тассо, разностороннее и неравноценное, завершает литературное развитие XVI в., века пышного расцвета итальянской поэзии, прозы и театра. Оно отразило их эволюцию, происходившую в конце важного и сложного периода европейской культуры.
Для позднего итальянского Возрождения характерны разные стили в искусстве и литературе: классицизм, маньеризм и зарождающийся барокко, которые развиваются более или менее параллельно, но неравномерно.
Теория классицизма возникла в Италии в первой половине XVI в. и на протяжении столетия меняла свою философскую основу.
В начале века эта теория опиралась на неоплатоновскую философию Фичино, обосновывавшую концепцию идеальной красоты, которую может раскрыть только художник.
Тогда появились поэтики (например, поэтика Пьетро Бембо), развивавшие эту концепцию.
Но к середине XVI в. новая эстетика начинает опираться не на Платона, а на Аристотеля.
Появляются издания его поэтики с пространными комментариями —
Этот переход в области эстетики отчасти был связан с попытками противопоставить томистски-аристотелевскую философию платоновской, что казалось гарантией против всякого рода ересей, порождавшихся платонизмом, отчасти — с общим развитием рационализма.
У части эстетиков платоновское представление о «божественном неистовстве» поэта, представление, разрешавшее не только следовать образцам, но и создавать оригинальные творения, сменилось требованием строгой дисциплины, подчинения нормам, правилам, относящимся не только к форме произведения, но и к его содержанию, в котором впервые в литературе Ренессанса стала звучать тема долга как высшего начала.
Одновременно от творческого подражания образцу идеальной красоты в середине века переходили к принципу обязательного подражания древним.
Такого рода нормативную поэтику, которая ограничивала творческую индивидуальность поэта, не оспаривали иезуиты, стремившиеся подавить свободный, ищущий дух и не представлявшие себе, что рационализм окажется в XVII в. более губительным для религиозного мышления, чем неоплатонизм XVI в.
Не понимали они и того, что новая поэтика при всей ее нормативности выражает не всегда проясненное стремление внести в общественное сознание итальянцев гражданственность.
Наряду с возникшими классицистскими тенденциями искусство и литература Ренессанса видоизменялись и в другом направлении.
Ренессансный стиль периода расцвета постепенно сменяется маньеристским, а в конце века начинает зарождаться барокко.
Эта смена стилей тоже вызвана изменением общественного сознания.
В эпоху Контрреформации, с ее гнетом, кризисом гуманизма, нравственной ломкой, оно требовало беспокойного, драматического, а не созерцательного искусства.
Рационализм во многом не удовлетворял духовные запросы общества, а гармония не соответствовала его умонастроениям. Поэтому в искусство проникают иррационализм и дисгармония, образы деформируются, возникает, с одной стороны, спиритуализация человека, а с другой — подчеркивается демоническое начало и безысходность человеческой жизни.
Изящная простота уступает место усложенности формы.
Вместе с тем усиливается ее динамичность и выразительность.
С появлением барокко ощущается попытка преодолеть кризис, снять дисгармонию, примирить контраст духовного и материального, показав их неразрывность, как света и тени, и создать новое единство.
Маньеризм XVI в. не имел выраженной эстетической программы, однако современники, по-видимому, ощущали его особенности. О художниках-маньеристах писали, упрекая их в формализме и недостаточном внимании к религиозной тематике.
Так же без эстетических теорий утверждается в искусстве стиль барокко, хотя его черты отмечены в одном из трактатов конца века — «Трактат о священных изображениях» (1582) Габриэлле Палеоттиса.
Оба стиля, несмотря на отсутствие программы, быстро развивались и переплетались с классицизмом. Их сложное переплетение и воплотилось в творчестве Торквато Тассо.
Краткие биографические данные.
Родился Торквато 11 марта 1544 в Сорренто.
Его отец, филолог и поэт Бернардо Тассо, был секретарем принца Салернского.
Торквато получил блестящее образование и с детства находился при дворе. В Урбино он был компаньоном юного сына герцога, в атмосфере урбинского двора проникся идеалами рыцарской чести и куртуазного поведения.
В Венеции Торквато помогал отцу готовить к публикации рыцарскую поэму Амадиджи (Amadigi, 1560), переделку испанского рыцарского романа об Амадисе Галльском, обдумывал эпические сюжеты, которые мог бы использовать сам.
Однако отец отправил его изучать юриспруденцию в Падую, где юноша попал под влияние Ш.Гонзага, С.Сперони и К.Сигонио и пристрастился к философии и литературной теории.
Там же начал публиковать стихи и написал фантастическую эпическую поэму Ринальдо (Rinaldo), вышедшую в 1562.
В 1565 переехал в Феррару и поступил на службу к кардиналу Луиджи д"Эсте, брату герцога Альфонсо II.
После недолгой поездки в Париж в 1570–1571 Тассо стал придворным поэтом герцога Альфонсо.
Его любовная лирика того времени адресована придворным дамам. За несколько недель он написал пятиактную пасторальную драму Аминта (Aminta), которая в 1573 с большим успехом была представлена при дворе.
Окрыленный автор в 1575 завершил работу над своим шедевром – эпической поэмой Освобожденный Иерусалим (Gerusalemme liberata).
Напряженная работа расстроила душевное здоровье поэта: его мучили мысли о собственной греховности, развилась мания преследования.
После нескольких бурных нервных срывов его заключили в феррарский дом умалишенных – госпиталь св. Анны, где он провел семь лет.
Ходила молва, будто истинная причина заточения – любовь Тассо к сестре герцога Леоноре д"Эсте.
К судьбе Торквато Тассо часто обращались романтики (И.В.Гёте, Дж.Г.Байрон), а сам поэт стал символом непризнанного гения.