
Посмотрела недавно фильм "Филателия". Редкий случай, когда современное российское кино меня тронуло. Может быть, искренность интонации в нем связана с тем, что это была последняя работа режиссера, сценариста и актрисы Натальи Назаровой. Я расскажу немного о ней. Ее девичья фамилия Сотникова. С актером Геннадием Назаровым они познакомились в театральном ВУЗе. И это оказалась любовь на всю жизнь. В наше время такая редкость. Геннадий много снимался в 90-е и 2000-е. Из известных работ "Иван Чонкин", "Такая чудная игра", "Внук космонавта", сериал "Каменская". Там он играл очень трогательный персонаж по прозвищу Бокр. И если названия фильмов с его участием вспомнят не все, то его лицо, удивительно доброе, я думаю вспомнят многие. Ролей было много, а потом пришла беда. Болезнь почек. И Геннадий Назаров не мог больше сниматься в больших проектах. Оставались эпизоды. И еще он преподавал. И студенты его любили.

Тяжелая болезнь - испытание для любых отношений. Но Наталья и Геннадий его выдержали. Будучи сама сначала востребованной актрисой, которая успела поработать и в России, и за рубежом (фильм "Почтовый рай"), а потом сценаристом и режиссером, она неустанно заботилась и поддерживала супруга. Они черпали силы друг в друге.
Но беда никогда не приходит одна. В 2024 году Наталье диагностировали онкологию. В апреле 2025-го ее не стало. Геннадий пережил любимую всего на полгода. Я думаю, что со своей болезнью он мог бы еще справляться какое-то время. А бороться в одиночку уже не смог.

Такая вот тихая история любви двух хороших людей. Которые не искали дешевой популярности. Публичности. Они жили как два светлячка. Согревая внутренним светом друг друга и тех, кто их знал. Фильм "Филателия" вырос из короткометражки "Светлячок". Мне кажется это неслучайно. И теперь собственно о фильме Натальи Назаровой.
Мне доводилось видеть три ее работы: "Дура", "Русалка" и вот "Филателия". Все их объединяет женский образ. Девушка не от мира сего. Своего рода юродивая. Но если "Русалка" прошла мимо меня. Должно быть, не люблю Шалаеву. То на "Дуре" я сидела с носовым платком. И не могла успокоиться. Такое со мной было еще только один раз. "Человек-слон" Линча. Фильмы из тех, которые врезаются в память, но не пересматриваются. Героиня "Дуры" очень похожа на Яну из "Филателии".

В российском кино истории о людях с ограниченными возможностями почти не снимают. Было что-то у Охлобыстина. У него все дикими способами решается. После такого кино только злость испытаешь. Та же "Дура". Очень грустная. Вот, пожалуй, и все, что могу вспомнить. У нас не умеют подачу делать, как в иностранном кино. Что больные люди тоже члены общества. Что они умеют чувствовать, мыслить, переживать. Что они также хотят дружить, учиться и испытывать простые радости. Там все это потрясающе показывают.

У нас нет. У нас или беспросвет полный. Или вообще ничего. А здесь на удивление получился хотя и грустный, но наполненный светом фильм. Заслуга актрисы, Алины Ходжевановой. Я ее совсем не знаю. И от этого веришь в персонаж больше. Некоторые сцены просто пронзительны. Я имею в виду, интервью Яны для местного ТВ, когда она рассказывает о своем увлечении филателией. Рассказывает неловко, смущенно, с трудом подбирая слова. А они какие-то глупые. Не могут передать того важного, что связано с этими марками. Это же такая редкость, что в роскино нам показывают обычного человека. Не столичную красотку, уверенную в себе. И выглядящую ослепительно в любой обстановке. Не супермена, крутого и богатого. А человека трогательного, сомневающегося, запинающегося на камеру. Потрясающе. У меня слезы навернулись. А потом, почти детское недоумение, как же так, ей обещали показать по тв. И не показали. Она такая трогательная. С долей наивности. Но и со своей гордостью. Могла бы получать пособие. Но, Яна работает. Получает зарплату. Не просит милостыню.

Фильм снимали во Владивостоке, кажется. Город на краю земли, на берегу океана. Совсем в стороне от столичных понтов и скоростей. Здесь все просто, обыденно, скучно. Однако можно видеть корабли, уходящие в дальние страны. Можно наблюдать за меняющимся ликом океана. Ходить на работу по зарослям чудесных фиолетовых цветов. А еще видеть чудесных светлячков в них. Сказка в обыденном. Для тех, кто умеет видеть. Яна из тех, кто умеет.

Сам сюжет довольно стандартный. Все повороты предсказуемы. Есть налет мелодраматичности. Прелесть этого фильма не в содержании. А в неспешности повествования, в чудесных пейзажах, в интонации, в чистоте и трогательности Яны.

Я не рекомендую никогда фильмы. Слишком вкусы у всех разные. Но этот могла бы посоветовать. Для тех, кому не достает в кино искренности, кто скучает по добрым героям. Пускай и со своими тараканами. А также для тех, кто умеет радоваться, увидев светлячка в траве.