https://zefirka.net/2017/08/07/interesnejshie-fakty-o-vesax
Простейшие весы, изобретенные человеком в древние времена, были возведены в ранг инструмента Верховного судьи, беспристрастно вершившего суд. Для одних приговором был вечный рай, для других – страдания и муки вечные. С течением времени произошло преобразование инструмента правосудия в инструмент меры.
1.
[500x700]
«Аллегория справедливости».
Художник Пьер Сюблейра.
Баланс от французского balance в буквальном смысле — весы, а от латинского bilanx — имеющий две весовые чаши. Во многих сферах деятельности человека баланс используется для определения соотношения и равновесия между чем-либо.
2.
[500x468]
Простейшим приспособлением для того, чтобы определить вес, с пятого тысячелетия до нашей эры являлись рычажные весы. Конструкция которых состояла с длинной балки, имеющей в центре опору. К концам прикрепляли две чаши, на одну из которых клали взвешиваемый предмет, на другую – грузы соответствующего веса.
3.
[700x431]
Страшный суд в Древнем Египте во главе с царем загробного мира – Осирисом.
Когда египтянин завершал свой жизненный путь, он попадал в чертог Обеих истин: место последних испытаний. Посредине чертога на троне восседал Осирис – царь загробного мира, окруженный 42-я богами. Правился Страшный суд.
Залогом правосудия и справедливости в Древнем Египте считались весы, которые невозможно было обмануть. Эти рисунки свидетельствует о том, как бог правосудия и искусства письма Тот с головой ибиса уравновешивал перышко Правды богини Маат и сердце умершего человека. Рядом сидело в ожидании своей жертвы ужасное чудовище Аметит.
4.
[700x557]
Взвешивание перышка Правды богини Маат и сердца усопшего.
Лишь сердце праведника было легче пера. Об этом свидетельствовала стрелка на весах. И тогда умерший сам произносил оправдательную речь перед лицом богов: «Я не делал зла, не совершал насилия, не крал, не убивал, не лгал… не прелюбодействовал… не гневался до ярости… Я никого не заставлял плакать… не отнимал молока у грудного младенца… не принуждал людей работать сверх сил… Я питал алчущих, поил жаждущих, одевал нагих… Я чист! Я чист! Я чист! Я чист!». На что Осирис предлагал умершему войти в танственную дверь, за которой происходило воскрешение.
Грешники, сердца которых перевешивали перо Правды, отдавались на пожирание чудовищу, которое имело тело гиены и бегемота, львиную гриву и пасть крокодила.
5.
[700x460]
Сцена Страшного суда на фресках храма.
Весы являлись древнейшим символом меры и справедливости, которыми взвешивалось добро и зло, совершенное человеком при жизни. И от того какова чаша перевешивала – такова и была судьба человека после смерти. Это наиболее распространенный сюжет картины Страшного суда не только в христианстве, а и в иудаизме и мусульманстве.
6.
[700x498]
Весы Страшного суда.
Для христианской иконографии эту символику позаимствовали у Древних Египтян. Мозаика на кафедральном Соборе острова Торчелло, датируемая 639 годом нашей эры, – тому подтверждение. На ней изображена процедура взвешивания души, во время которой черти длинными шестами пытаются перевесить чашу весов в свою сторону.
7.
[500x682]
Взвешивание душ архангелом Михаилом. (1490).
Национальный музей искусства Каталонии.
В христианстве главным «весовщиком» посмертных судеб в библейских заветах считался Архангел Михаил – один из самых почитаемых Архангелов как в христианстве, так и в иудаизме, и в исламе.
Религиозные каноны стали приписывать Михаилу не только победу над дьяволом и нечистыми силами, но и роль главного судьи Страшного суда, на который души умерших призывались его трубным гласом.
8.
[500x681]
Архангел Михаил, взвешивающий души на Страшном суде.
Художник Рогира ван Вейден.
Этот сюжет, ставший традиционным мотивом иконографии Страшного суда, очень распространен в церковных росписях. А сам Архангел Михаил приобрел роль покровителя усопших.
9.
[500x700]
«Всадники апокалипсиса». Гравюра.
Художник Альбрехт Дюрер.
Гравюра «Всадники апокалипсиса» отразила ужасную сцену конца света, о котором оповещают скачущие всадники. Весы в древней Иудее — символ голода, недостатка. Потому как, чтобы делить по совести малые запасы необходим был точный вес. Но, как видим, чаши весов в руках несущегося всадника не уравновешены – они несут людям несправедливый суд.
10.
[500x629]
«Святой Элигий». (1449).
Художник Петрус Кристус.
С эпохи Возрождения изображение весов появились не только как религиозный инструмент присущий сценам Страшного суда, но и в качестве мерила в быту.
11.
[700x700]
«Женщина, держащая весы.»
Художник Ян Вермеер.
Женщина в задумчивости держит в руках пустые весы. По-видимому, она мысленно положила на их чаши свои совершенные поступки: хорошие и плохие. На это действие ее натолкнула висящая за ее спиной сюжетная картина «Страшный суд».
12.
[700x658]
«Кредитор с женой». (1514).
Художник Квентин Массейс.
Королевский музей изобразительных искусств Бельгии.
<
br/>
13.
[700x642]
«Расплата» (Мезальянс). (1532).
Художник Лукас Кранах.
Длительное время каждая из Соединенных Провинций Нидерландов имела в обиходе не только свою монету, но и свои меры веса. И лишь взвесив монетку, можно было узнать, сколько же она стоит на самом деле. На картине видим, как юная девица пленяет богатого старика, назначая выверенную себе цену.
14.
[500x663]
«The Grocer’s Shop.» (1647).
Художник Геррит Доу.
В жанровых сценах голландских живописцев весы – как атрибут процветания торговли, без которых уж никак не обойтись.
15.
[500x646]
«Меланхолия». (1514). Гравюра.
Художник Альбрехт Дюрер.
На гравюре видим женский образ, изображенный в глубокой задумчивости. Это мудрая и беспристрастная Логика, тщательно взвешивающая на своих весах истинные и ложные суждения.
16.
[500x673]
«Ведьмины весы».
Гравюра. XIX век.
А вот еще один удивительный исторический факт, связанный с весами: в 17 веке в западной Европе инквизицией была распространена охота на ведьм. Обвиняемые в колдовстве женщины взвешивались на огромных весах. Считалось, что метла ведьмы могла выдерживать вес до 50 килограмм. При взвешивании подозреваемой это служило полным доказательством причастности к нечистой силе или же ее невиновности.
17.
[700x368]
Весы Жиля де Роберваля
Из века в век народы перенимали друг у друга это судьбоносное средство, как в религиозном так и в бытовом пане, которое и стало впоследствии торговым оборудованием.
Жиль де Роберваль – французский математик и физик изобрел несколько астрономических инструментов и так называемые весы Роберваля, которые продемонстрировал в 1669 году в Академии наук в Париже.
18.
[700x417]
Весы системы Жозефа Беранже
1849 году французский изобретатель Жозеф Беранже (Joseph Beranger) улучшил устройство для взвешивания вспомогательными рычагами, что увеличило чувствительность устройства. Но весы новой конструкции запустили в массовое производство только лишь в начале двадцатого века.
19.
[700x465]
Художник Г.М.Коржев-Чувелев.
20.
[700x549]
Весы. Художник В.Грачев.
После ряда усовершенствований весы этой конструкции стали одними из самых распространенных, и вплоть до сегодняшнего дня они достаточно широко используются в торговле, особенно на рынках.