• Авторизация


Загадка портрета Хьюго Баскервиля из фильмов о Холмсе. И при чем здесь кошки 22-05-2025 19:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Снимок1 (700x454, 20Kb)



— Он никого вам не напоминает?
— В нижней части лица есть что-то общее с сэром Генри.
— Да, пожалуй, чуть-чуть есть. Но подождите минутку!
Он встал на стул и, держа свечку в левой руке, прикрыл согнутой правой широкополую шляпу и длинные локоны.
— Силы небесные! — воскликнул я вне себя от изумления.
С полотна на меня смотрело лицо Стэплтона...

Артур Конан Дойл "Собака Баскервилей"



Думаю, многие сейчас вспомнили эпизод из фильма "Собака Баскервилей", когда Холмс изучает фамильные портреты. В книге, правда, пришлось прикрыть рукой парик, который немного затруднял процесс идентификации личности. В фильме мы сразу узнаем Олега Янковского в образе кавалера, жившего примерно в 15 веке.

Снимок2 (700x556, 27Kb)



Однако не все знают, что у этого портрета есть свой прототип. Советский реквизитор почти полностью повторил образец, изменив лишь черты лица и сделав живопись более реалистичной, объемной. Любопытно, что художником фильма был Исаак Каплан (автор «Портрета Клетчатого«), а также его жена Белла Маневич и сын Марк Каплан. Именно Белла, по словам режиссера ленты Игоря Масленникова, и написала портрет.

Снимок6 (700x523, 49Kb)
Портрет "Клетчатого" из фильма "Приключения Принца Флоризеля".
Художник Исаак Каплан




Однако не менее вероятна другая версия, известная по воспоминаниям студента факультета журналистики, который подрабатывал на «Ленфильме» младшим ассистентом. Он видел портрет своими глазами, когда с Исааком Капланом что-то подбирали в бутафорском цехе для «Пиковой Дамы» Масленникова (1982 год). Каплан показал ему картину со словами, что ее сделал «талантливый парень из цеха» — то ли декоратор, то ли осветитель.
Картина, судя по всему, не сохранилась: Масленников, отвечая на вопросы поклонников, сообщил, что портрет был сделан методом фотомонтажа с последующей подмалевкой маслом, причем на бумаге, которая всегда хранится хуже холста или картона.

Так кто же стал прототипом портрета "Хьюго Баскервиля" в фильме Масленникова?

441d5c5b51f14c1085744b504ff40f07 (580x700, 84Kb)
Портрет Генри Ризли, графа Саутгемптона
Художник Джон Де Критс
1603




Знакомьтесь, Генри Ризли, граф Саутгмптон. Реальный персонаж из английской истории. Вот, что пишут о нем в Википедии.

Единственный сын Генри Ризли, 2-го графа Саутгемптона (ум. 1581), и его жены Мэри Браун, дочери 1-го виконта Монтегю. Имел двух старших сестер, Джейн и Мэри, первая из которых умерла во младенчестве. Родился в имении деда Каудрей-Хаузе (графство Суссекс). В возрасте 8 лет потерял отца. Его опекуном был назначен Уильям Сесил, лорд Бёрли, в доме которого, по всей видимости, мальчик жил до начала обучения в университете. Поскольку родственники Саутгемптона с материнской и отцовской стороны исповедовали католическую веру, они считались не вполне благонадежными воспитателями. Так, восьмилетний граф категорически отказался слушать протестантскую службу, когда фаворит королевы, граф Лестер, прибыл уладить дела покойного отца мальчика[5]. Впоследствии Саутгемптон никогда не проявлял фанатизма в религиозных делах.

Поступил в Кембридж (колледж Святого Иоанна) в 1585 году. В 1589 году Саутгемптону была присвоена степень магистра искусств. Продолжил обучение в школе барристеров Грейс-Инн. В семнадцать лет представлен ко двору, где стал другом Роберта, графа Эссекса. Покровительствовал поэтам и писателям: первое посвящение ему было сделано в 1591 году, когда графу едва исполнилось 18 лет; затем последовали посвящения Шекспира («Венеры и Адониса» в 1593 году и «Обесчещенной Лукреции» в 1594 году), Томаса Нэша (роман «Злосчастный путешественник, или Жизнь Джека Уилтона», 1593 год) ; Т. Уилсона (рукописный перевод пасторального романа де Монтемайора «Диана», 1596 год), Джона Флорио (итало-английский словарь «Мир слов», 1596—1598 гг.), У. Бертона (английский перевод греческого романа Ахилла Татия «Клитофонт и Левкиппа», 1597 год) и несколько других посвящений.

Снимок8 (339x441, 33Kb)
«Портрет Элизабет, графини Саутгемптон».
Неизвестный художник
Ок. 1618 года




В 1596 году Саутгемптон просил королеву о разрешении участвовать в экспедиции в Кадис, однако ему было в этом отказано. Однако в следующем, 1597 году, заручившись поддержкой Государственного секретаря сэра Роберта Сесила (сына своего бывшего опекуна), добился разрешения на участие в экспедиции на Азорские острова. В 1598 году получил разрешение королевы в течение двух лет путешествовать по Европе и отправился в Париж вместе со свитой сэра Роберта Сесила, отправленного с посольством к Генриху IV. Однако вскоре стало известно, что любовница Саутгемптона, фрейлина королевы и кузина графа Эссекса Элизабет Вернон, ждёт от него ребёнка. Граф тайно вернулся в Лондон на четыре дня, где поспешно заключил брак. Об этом быстро стало известно. Королева пришла в ярость: она не терпела, когда представители аристократических родов и её фрейлины вступали в брак без её согласия. Елизавета потребовала, чтобы Саутгемптон снова вернулся в Лондон, чтобы наказать его. Тот пытался противиться, но неудачно, и в ноябре 1598 года прибыл в Лондон, где был на некоторое время заключен в тюрьму Флит. Его жена также провела некоторое время в заточении.

В 1599 году Саутгемптон воевал в Ирландии. Принимал активное участие в заговоре Эссекса в феврале 1601 года. Был приговорён к смертной казни, заменённой на тюремное заключение, которое отбывал в Тауэре до восшествия на престол Якова I Стюарта в 1603 году.

4 (330x442, 18Kb)
«Портрет графа Саутгемптона в зрелом возрасте».
Художник Даниэль Мейтенс
Ок. 1618 года




Как многие аристократы того времени, Саутгемптон увлекался театром. «Милорд Саутгемптон и милорд Ратленд»,— писал Роланд Уайт сэру Роберту Сидни в 1599 году, — «Не кажут глаз ко двору… Они убивают время в Лондоне, день за днем сидя в театре».



Граф Саутгемптон считается одним из предполагаемых адресатов сонетов Шекспира


В 1609 году издатель Томас Торп опубликовал сонеты Шекспира, прибавив к ним посвящение:

"Тому единственному, кому обязаны эти сонеты своим появлением, господину W. H., счастья и вечной жизни, которую обещал ему наш бессмертный поэт, желает тот, кто рискнул выпустить их в свет". (Перевод А. А. Аникста)

Некоторые биографы склонны считать, что посвящение исходит от самого Шекспира, другие — что сонеты опубликованы без ведома автора. Под инициалами W. H. по разным мнениям спрятано имя либо Уильяма Герберта, графа Пембрука (инициалы совпадают полностью), либо Генри Ризли, графа Саутгемптона (инициалы переставлены), либо Уильяма Хетклифа (выпускника Грейс-Инн), либо актёра Уилла Хьюза (версия Оскара Уайльда). Сторонники версии Саутгемптона указывают на то, что знакомство с ним Шекспира датируется 1593 или 1594 годами — вероятным временем появления первых сонетов. Сонеты, где старший друг торопит молодого человека с женитьбой, могли быть заказаны Шекспиру родственниками графа в ту пору, когда в жёны Саутгемптону прочили Элизабет де Вир, внучку его опекуна. Сторонники версии, что Шекспир — это граф Ратленд, считают, что адресатом сонетов был Уильям Герберт, родственник Ратленда, который и передал сонеты в печать в 1609 году.

ж (135x173, 8Kb)



Как видим, у графа довольно бурная биография. Однако, мы забыли о еще одном персонаже с портрета. И это котик, который сидит на окне, по правую руку графа. На портрете из фильма он также присутствует. Считается, что это Трикси, любимая кошка графа. Легенда гласит, что Трикси пришла в Тауэр, чтобы морально поддержать своего заточенного там хозяина.

Есть две версии, как именно кошка по имени Трикси оказалась в камере: по одной, она сама нашла дорогу от дома своего хозяина к его тюремной камере и забралась внутрь через дымоход (именно эту версию описал в одной из своих книг путешественник и натуралист Томас Пеннант). По другой, кошку тайком пронесла внутрь жена графа.

Впрочем, есть и более приземленный взгляд на изложенную историю. Некоторые источники считают, что кошки в камере вообще не было! Cпокойно сидящая на картине по правую руку графа кошка, утверждают они, — всего лишь символ того, что он усмирил свой гордый характер и больше не представляет угрозы для монархии.

Попадалась мне и другая версия. Кошка символизирует духа тьмы, который толкнул графа на скользкую дорожку сопротивления королевской воле. Однако эту версию опровергает Библия, которая лежит рядом с кошкой. Нечистый дух не может сидеть рядом со Святым Писанием

Ну вот вроде бы и все. Хочется повторить вслед за Холмсом: "Вот так начнешь изучать старинные портреты и уверуешь в переселение душ". Хотя я бы немного перефразировала: "Вот так, начнешь изучать фамильные портреты и узнаешь много интересного".


При подготовке поста использованы материалы из следующих источников:

artchive

wikipedia

catgallery

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Загадка портрета Хьюго Баскервиля из фильмов о Холмсе. И при чем здесь кошки | лили-марлен - Дневник лили-марлен | Лента друзей лили-марлен / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»