Видео со страницы Tanya Tairova в ОК
Павильон «Грот» был построен в 1756–1761 годах как часть архитектурно-художественного ансамбля усадьбы «Кусково», созданной графом Петром Шереметевым. Проект здания разработал крепостной мастер Фёдор Семёнович Аргунов, а отделкой интерьеров в течение 14 лет занимался немецкий «гротических дел мастер» Иоганн Фохт, специально нанятый Шереметевым для этой работы.

Расположение Грота в «итальянской» части французского парка не случайно – слово «grotto» в переводе с итальянского означает «пещера». Имитации гротов впервые появились в садах и парках Италии в XVI веке, а к XVIII веку мода на них дошла и до России.
Грот в Кускове задумывался как олицетворение двух стихий – воды и камня. Здание словно возникает из водной глади усадебного пруда, а его внутреннее убранство создаёт иллюзию погружения в подводный мир.
На протяжении своей истории Грот неоднократно менял свой облик. После революции 1917 года в нём некоторое время работала пивная, известная в народе как «Ракушка». Музейный режим для павильона был установлен только в 1960-х годах.

Павильон Грот представляет собой здание, состоящее из трёх частей: центральной ротонды и двух «кабинетов» – северных и южных морей. Основанием постройки служит возвышение-стилобат в виде трёх словно бы «растекающихся» ступеней.
Фасады Грота украшены элементами, характерными для стиля рококо: богатым лепным декором фронтонов, львиными масками на окнах и многочисленными скульптурами в нишах. Скульптурное оформление фасадов включает восемь статуй античных божеств из мячковского камня.
Главной особенностью и ценностью Грота является его внутреннее убранство. Интерьеры павильона украшены двадцатью четырьмя видами раковин из различных морей и океанов. Здесь можно увидеть раковины «тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо» и многие другие.
Помимо раковин, в оформлении интерьеров использованы кораллы, перламутр, цветное стекло. В Гроте также размещались скульптуры, отделанные ракушками и перламутром, изображающие времена года и различные аллегорические фигуры.
ИСТОЧНИК ТЕКСТА ЗДЕСЬ